В данной работе рассмотрены некоторые особенности обслуживания двигателя с установленным ГБО и генератором синтез-газа, которые могут возникнуть при вводе последнего в широкое использование.
Ключевые слова: газовое топливо, газобаллонное оборудование, добавки синтез-газа, использование генераторов синтез-газа.
Использование газового топлива в качестве альтернативы к традиционному имеет свои неоспоримые положительные моменты, которые доказаны исследователями и, что самое важное с точки зрения практического использования, получает всё большее признание со стороны автовладельцев. Использование такого топлива приводит к как таковой экономии, что было изучено в таких работах, как [1]. Также имеет очень важное значение, но, к сожалению, слабо отражается в интересах владельцев автомобилей, использующих или планирующих использовать газовое топливо, более высокая экологичность по сравнению с традиционными топливами.
Одной из основных причин, почему автовладельцы относятся к газовому топливу с некоторым недоверием, — это снижение мощностных характеристик двигателя при использовании данного вида топлива. Однако стоит отметить, что уже на ГБО 4-го поколения, являющемся наиболее популярным оборудованием на данный момент, как таковое снижение характеристик практически незаметно, если рассматривать в качестве газового топлива пропан-бутановую смесь. Но это если рассматривать свойства газобаллонного оборудования и самого топлива в целом.
Оборудование может работать качественно, а топливо иметь хорошие свойства для работы двигателя в начале использования. Но с течением времени в процессе эксплуатации условия работы ухудшаются и, следовательно, падают характеристики двигателя. Это означает, что особенно важным является процесс обслуживания, настройки и, в случае каких-либо неполадок, ремонт оборудования.
Касаемо газобаллонного оборудования уже известны элементы, на которые следует обращать внимание при обслуживании и настройке, такие как угол опережения зажигания, при правильной настройке которого обеспечивается получение максимального давления в необходимый момент, время открытия форсунок, которое позволяет нивелировать эффект меньшей теплоты сгорания топлива путем добавления большего количества самого топлива в цилиндр. За длительность открытия форсунок отвечает коэффициент впрыска и некоторые рекомендации по его настройки в зависимости от режима работы двигателя были рассмотрены в [2].
На данный момент в сфере изучения использования газовых топлив набирает интерес использование генераторов синтез-газа. Благодаря такому оборудованию часть используемого топлива путем термохимической рекуперации преобразуется в синтез-газ и в качестве добавки добавляется к основному топливу. Добавки синтез газа положительно сказываются на работе двигателя, но нужна добавка правильной порции. Так в [3] было получено, что при 5 % добавке синтез — газа содержание в отработавших газах несгоревших углеводородов и оксида углерода достигает наименьших значений, в случае добавки 7 % синтез-газа работа остается практически такой же, как при работе без добавок, а при добавке синтез-газа в количестве 10 % работа, снижается.
Использование генератора синтез-газа повлечет за собой установку и, соответственно, обслуживание новых элементов в подкапотном пространстве. Помимо самого генератора добавляется шланг для подачи газа из генератора в двигатель, редуктор газовый для генератора, который снижает давление газа, микропроцессорная система управления и дополнительные стандартные комплектующие (нагнетатель воздуха, катушка зажигания, фильтр, датчики расходов, отсечные клапаны). Также блок управление должен быть специально настроен на работу с добавками синтез-газа.
Как видно из вышеперечисленного, в автомобиль, работающий на ГБО и который будет использовать генератор синтез- газа будет добавлено относительно много дополнительного оборудования, за которым нужно будет следить и дополнительно обслуживать во время ТО, что в свою очередь несколько усложнит данную процедуру.
Подводя итог ко всему вышесказанному, стоит отметить, что использование генераторов синтез-газа повлечет положительные моменты, такие как улучшение экономических и экологических характеристик двигателя, но также усложнит процедуры первичной и последующих настроек и обслуживания автомобиля, с новым установленным оборудованием. От сервисных центров потребуется изучение как таковой новой технологии, в случае необходимости, приобретения нового, подходящего для новой работы, оборудования и, что самое важное, повышение квалификации персонала для работы с новыми элементами подкапотного пространства.
Когда генератора синтез-газа выйдет в как таковое общее пользование, то вполне вероятно, что некоторые элементы будут изменены, а с выпуском других моделей изменения будут в любом случае, однако вышеописанные моменты можно использовать в качестве основной базы, на что стоит обращать внимание.
Литература:
- Пестриков, С. А. Оптимизация расходов на гсм автомобилей с битопливным двигателем / С. А. Пестриков, Д. Н. Дранишников // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. — 2014. — № 1. — С. 305–307;
- Е. А. Захаров, Ю. В. Левин, П. В. Потапов, Я. Г. Моисеев, Р. К. Статирский, Д. И. Лыков снижение расхода сжиженного углеводородного газа ДВС с искровым зажиганием за счет настроек газобаллонного оборудования
- Влияние добавок синтез-газа к пропан-бутану на процесс сгорания в автомобильном двигателе / В. А. Алимов, Е. А. Захаров, Г. СафаровЭ, Е. А. Федянов // Двигателестроение. — 2020. — № 3. — С. 17–20.