В данной статье рассматриваются перспективы спортивного менеджмента. Поясняется необходимость наличия отдельного специалиста, в обязанности которого будет входить продвижение спорта, привлечение новых участников и руководство работой объекта для успешной реализации поставленных государством целей.
Ключевые слова: спортивный менеджмент, физическая культура, развитие спорта,здоровый образ жизни
Популяризация здорового образа жизни в настоящее время является одним из направлений государственной политики в информационной сфере. Это весьма приоритетная задача, ввиду снижения показателей здоровья населения, низкой рождаемости и высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, наркомании и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивой динамики ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности. Активно реализуется государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», происходит возрождение программы ГТО, привлечение звезд культуры и спорта в рамках проекта «Зарядка со звездой», все это несомненно дает плоды. Однако создание необходимой спортивной инфраструктуры для массового спорта, выделение из бюджета средств для оплаты квалифицированного персонала недостаточно: технологии не стоят на месте, и чтобы идти в ногу со временем необходимо активно продвигать идеи правительства в интернете, делая упор на социальные сети, где сейчас сконцентрировано внимание населения. Иными словами, сформированная материально-техническая база должна активно продвигаться в масштабных, не имеющих временно-территориальных ограничений условиях сети интернет. Таким образом, мы ясно осознаем необходимость наличия специалиста, в чьи обязанности будет входить продвижение спорта, привлечение новых участников и руководство работой объекта для успешной реализации поставленных государством целей. Для этих целей существуют спортивные менеджеры.
Начнем с определения профессионального направления: спортивный менеджмент — это целенаправленный социальный процесс в рамках спортивного предприятия, использующий прагматические самодетерминированные цели, включающие выбор соответствующих стратегий и положений для руководства работой спортивного предприятия и контроль за результатами деятельности в целях достижения целей организации [1, с. 555]. Выделяют десять ролей менеджера, объединенных в 3 большие группы: межличностные роли, информационные и разрешающие.
Для повышения осведомленности населения о спортивных объектах, проводимых спортивных мероприятиях должна быть проведена большая работа, требующая от менеджера активного использования всех присущих ему функций. В качестве примера будем рассматривать фитнес центр БГМУ.
В данный момент имеется более двух десятков официальных сообществ только в сети «Вконтакте», на которые подписана значительная часть обучающихся нашего учебного учреждения, то есть площадка и аудитория для реализации имеются. Реализуя межличностную роль, менеджер будет устанавливать контакты с руководителями сообществ, налаживать и поддерживать рабочие взаимоотношения, вести отчет своей деятельности и взаимодействовать с руководством ВУЗа. Информационная роль будет реализована при помощи анализа потребностей обучающихся, их целей, а также предложений, полученных в результате опросов, анкетирования, встреч в режиме онлайн или оффлайн. Имеющиеся группы не соответствуют высоким требованиям, предъявляемым студентами к контенту — информация обновляется крайне редко, отсутствует продвижение среди других официальных сообществ, отсутствует обратная связь, возможность создания абонемента онлайн, возможность выбора реализуемых программ — не удивительно, что многие не знают о существовании центра или выбирают платные, аргументируя свое решение низким уровнем удобств. С учетом перечисленного менеджер регулирует работу центра, организует востребованные секции, ищет подходящих руководителей, ведет диалог с обучающимися, прислушивается к их мнению, следит за веянием моды.
Решающая функция менеджера будет заключаться в распределении выделенных ресурсов для реализации деятельности успешной фитнес-центра, поиска спонсоров, агитации посетителей центра к участию в различных соревнованиях как внутри, так и межвузовского уровня, участия в сдаче ГТО, организации мероприятий высокого уровня для поддержания достаточной заинтересованности студентов.
Таким образом спортивный менеджер является своеобразным «Data-center», обеспечивающим адекватное продвижение и реализацию поставленных правительством задач.
Сегодня спорт остро нуждается в эффективном управлении, основанном на последних достижениях и современных тенденциях международного спортивного менеджмента. Таким образом, в целях повышения уровня заинтересованности спортом и для популяризации здорового образа жизни, для экономической оправданности созданных и существующих спортивных объектов, необходимы спортивные менеджеры, активно работающие с населением, рекламодателями и спонсорами, министерствами и ведомствами.
Спортивные менеджеры будут осуществлять тщательный контроль за выполнением, совершенствованием и оптимизированием проведенных работ: на основании отчетов менеджеров спортивных подразделений, а также данных служб государственной статистики будет формироваться адекватная оценка деятельности спортивных объектов, отслеживаться динамика вовлеченности населения в спорт, мониторироваться удовлетворенность граждан созданными условиями для занятий физической культурой и спортом, а также благодаря полученным данным, будет проводится, в случае необходимости, коррекция программы.
Таким образом, можно сделать вывод, что институт спортивного менеджмента необходим для реализации задач по созданию условий, обеспечивающих гражданам возможность систематически заниматься физической культурой и спортом, повышению мотивации граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни, что соответствует задачам, поставленным правительством Российской Федерации.
Литература:
- Изенева, А. Г. Спортивный менеджмент / А. Г. Изенева, О. В. Савельева. // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2019. — № 11 (39). — С. 554–557.
- Починкин, А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта / А. В. Починкин. — Москва: «Спорт», 2017. — 480 c.