О совершенствовании структуры системы органов прокуратуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 02.06.2021

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Билык, Д. А. О совершенствовании структуры системы органов прокуратуры / Д. А. Билык. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81891/ (дата обращения: 19.01.2022).



В настоящей статье автор обосновывает необходимость совершенствования структуры системы органов прокуратуры в части правовой регламентации правового статуса Главных управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Ключевые слова: органы прокуратуры, организационная структура, Главное управление Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Выбор оптимальной организационной структуры управления позволяет поддерживать систему органов прокуратуры в качестве целостной и независимой совокупности структурных подразделений, а также обособить и закрепить ее специфический правовой статус в системе органов государственной власти. Особый интерес представляют Главные управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, которые были созданы в целях укрепления управленческих отношений в системе прокуратуры, упорядочения субординационных связей, а также реализации отдельных положений административной реформы в части совершенствования деятельности правоохранительных органов [2, с. 100]. Интерес связан с тем фактором, что такие управления играют важнейшую роль в структуре органов прокуратуры, однако прямо в законодательстве не закреплены.

Организационная структура управления представляет собой некий «каркас (такой) управленческой системы» [1, с. 58], который выражается в виде совокупности управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами [3, c. 79]. Построение оптимальной организационной структуры органов прокуратуры направлено на максимально эффективную реализацию полномочий прокурорских работников. Именно построение оптимальной организационной структуры управления способствует развитию системы органов прокуратуры в качестве целостной и независимой совокупности структурных подразделений, а также позиционирования ее специфического правового статуса в системе органов государственной власти.

Организационная структура системы управления в прокуратуре представляет собой совокупность звеньев, находящихся во взаимодействии и взаимоподчинении в соответствии с определёнными правами и ответственностью с целью реализации функции управления. В основе формирования структуры управления лежит выделение функций, необходимых для организации деятельности системы органов прокуратуры, средствами реализации которых другие элементы системы управления (методы, кадры, техника, информация и т. п.).

Основополагающие аспекты организационной структуры системы управления в органах прокуратуры регламентированы Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре).

В соответствии со ст. Закона о прокуратуре структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления (в том числе в составе главных управлений) и отделы (на правах управлений либо в составе управлений). В настоящее время функционируют Главное организационно-аналитическое управление, Главное управление кадров, Главное управление правовой статистики и информационных технологий, Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства и другие управления [5]. Выделение Главных управлений позволяет оптимизировать деятельность Генеральной прокуратуры РФ, выделяя конкретные направления ее деятельности. На уровне субъектов Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Закона о прокуратуре также образуются управления и отделы (на правах управлений либо в составе управлений).

Представляет интерес рассмотрение Главных управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах. Как известно, в 2000 г. образованы принципиально новые административно-территориальные институты в виде федеральных округов для решения задач в сфере государственного управления, развития федерализма, а также создания и сохранения единого правового пространства страны. В настоящее время созданы Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

В рамках реализации полномочий, закреплённых в ст. 17 Закона о прокуратуре, а также во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» созданы Управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Рассматриваемые подразделения, не заменяя других подразделений Генеральной прокуратуры РФ, аккумулируют не только надзорные полномочия, но и значимую часть управленческих полномочий по отношению к прокуратурам субъектов Федерации, входящих в округ. В тот период основной целью их создания являлось укрепление управленческих отношений в системе органов прокуратуры, упорядочение субординационных связей, а также реализация отдельных положений административной реформы для совершенствования деятельности правоохранительных органов [2, с. 100]. Несмотря на то, что такие управления играют важнейшую роль в структуре органов прокуратуры, регламентация их правового статуса недостаточно. Деятельность главных управлений Генеральной прокуратуры РФ регулируется приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» и Положением об управлениях Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах, утвержденным приказом Генерального прокурора РФ от 27 мая 2015 г. (далее — Положение).

Так, в соответствии с п. 1.1 Положения управления в федеральных округах являются самостоятельными структурными подразделениями, которые находятся непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Основные направления деятельности управлений в федеральных округах представлены в п. 3.2 Положения. Помимо прочего, управления организуют и контролируют деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации в округе по различным направлениям прокурорского надзора, а также осуществляют иные функции в соответствии с возложенными полномочиями.

Представляется, что в системе органов прокуратуры такие управления занимают особое место в силу территориальной, организационной и функциональной обособленности в отличие от иных субъектов управления. Однако их организационно-правовой статус до сих пор должным образом не урегулирован. Мы согласны с мнением, что такой недостаток способствует возникновению дисбаланса в управлении в определенной сфере и ошибочности принятия управленческих решений [4, с. 189–190]. Вопрос о необходимости закрепления правового статуса главных управлений в федеральных округах в Законе о прокуратуре рассматривался ещё десятилетие назад. Вначале образования этих подразделений действительно имелось множество проблем, связанных с несогласованностью в функционировании с другими подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, дублированием полномочий, утратой полезной информации, установлением необоснованных сроков исполнения документов и иных. Тем не менее, в последние годы работа управлений стала осуществляться более слаженно, поскольку был выработан единый подход к осуществлению их деятельности с ограничением дублирования полномочий. Однако данный фактор не исключает необходимости совершенствования правовой регламентации деятельности исследуемых подразделений прокуратуры.

На протяжении многих лет исследователями предлагается закрепить правовое положение управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах в ст. 11 Закона о прокуратуре. В целом поддерживая подобную точку зрения, предлагаем представить ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре в следующей редакции: «Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, Главные управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры».

Таким образом, организационную структуру управления в органах прокуратуры предлагается рассматривать в виде иерархии следующих четырёх уровней: Генеральная прокуратура РФ — управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах — прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуратуры — прокуратуры городов, районов, приравненные к ним прокуратуры с последующим правовым регламентированием правового статуса Главных управлений Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах.

Литература:

  1. Мильнер Б. З. Теория организации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА, 2001. С. 58.
  2. Сологубов А. С. Особенности правового статуса органов прокуратуры России в федеральных округах (на примере Центрального федерального округа). Дисс....канд. юрид. наук. М., 2006. С. 100.
  3. Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала. М.: ГроссМедиа, 2005. С. 79.
  4. Юсупов В. А. Правоприменительная деятельность органов управления. М. 1979. С. 189–190.
  5. Генеральная прокуратура Российской Федерации // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/about-the-proc/structure/structure-divisions
Основные термины (генерируются автоматически): Генеральная прокуратура РФ, Российская Федерация, округ, управление, Генеральная прокуратура, орган прокуратуры, прокуратура, Генеральный прокурор РФ, Главное управление, оптимальная организационная структура.


Ключевые слова

организационная структура, органы прокуратуры, Главное управление Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах
Задать вопрос