Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 31.05.2021

Статья просмотрена: 816 раз

Библиографическое описание:

Антипов, В. А. Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов / В. А. Антипов, А. В. Климов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/365/81852/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: сон, студенты, гормоны сна, циклы сна.

Введение

Сон — это физиологическое состояние отдыха и покоя, при котором работа сознания прекращается полностью или частично. Нормой сна в день для взрослого человека является 8 часов, то есть за всю жизнь человек находится в состоянии сна треть своей жизни. В настоящее время обучающиеся высших учебных заведений подвержены недосыпу, который негативно влияет на успеваемость и здоровье студентов. При систематическом недосыпании, когда суточный сон снижается до пяти и даже трех часов, вследствие чего будет снижены концентрация внимания и память; может появиться дневная сонливость и, как следствие, снижение рабочей емкость, по словам неврологов.

Целью исследования, результаты которого представлены в этой статье, является изучение характеристик сна и выявление того, как сон влияет на успеваемость студентов, рассмотреть влияние продолжительности сна на здоровье и академическую успеваемость, производительность человека. В статье анализируется литература по данной теме, рассматриваются понятия, фазы сна и его значение в жизни человека, вырабатываемые ночью гормоны. Проведена обработка и структурирование полученной информации, даны рекомендации, как правильно организовать свой сон.

Фазы сна

Все время сна делится на две фазы:

Первая — фаза медленного сна , или же ортодоксальный сон, или NREM-сон (от английского Not Rapid Eye Movement, для которого не характерно движение глаз).

Вторая — фаза быстрого сна, REM-сон, или же парадоксальный (для которого характерно быстрым движением глаз). «Парадоксальный» сон получил своё название в связи с тем, что во время этой фазы сна полное расслабление мышц и высокая мозговая активность сочетаются между собой. В это время мозг работает почти так же, как и во время бодрствования, но при этом он не обрабатывает информацию, полученную от органов чувств, и не дает телу приказов, как реагировать на эту информацию.

Весь полный цикл (медленный и быстрый) длится примерно 1,5–2 часа, и в ходе ночи данные фазы последовательно сменяют друг друга. Примерно 3/4 цикла приходится на медленный сон и, соответственно, около четверти — на быстрый.

При этом у медленного сна выделяется ряд стадий:

  1. дремота — переход от бодрствования ко сну;
  2. легкий сон;
  3. умеренно глубокий сон;
  4. глубокий сон.

Легче всего проснуться во время быстрого или легкого сна. Если ты знаешь последовательность периодов и их продолжительность, то можно найти идеальный момент пробуждения. Так же необходимо учитывать, что продолжительность фаз различна у всех людей.

В первую очередь нужно поэкспериментировать. Например, возьмите 2 часа в качестве фазы сна и рассчитайте, сколько времени вам нужно, чтобы ложиться спать / просыпаться, чтобы выдержать целое число циклов. Например, если вам нужно встать в 8 часов утра, кратным этапам будет 6 часов утра, 4 часа ночи, 2 часа ночи, полночь и т. д. При расчете времени имейте в виду, что для этого потребуется немного больше времени тебе заснуть. Стадия дремоты обычно длится 5–15 минут. То есть, чтобы вставать в 8, нужно лечь спать в 1:45 или 23:45 [1].

Гормоны сна

Все мы живем в соответствии с нашим циркадным ритмом, почти 24-часовыми внутренними часами, которые контролируют, как функции нашего тела изменяются в течение дня. Ваше познание, метаболизм, цикл сна и бодрствования и многие другие функции подчиняются циркадному ритму. Главные часы в вашем гипоталамусе отслеживают время по очередям, таким как свет и темнота, физическая активность и расписание приема пищи. Остальная часть вашего тела синхронизируется с главными часами в гипоталамусе с помощью нейронных и гормональных сигналов, таких как адренокортикотропный гормон (АКТГ) и кортизол, которые циклически повторяются в течение дня [2].

В течение дня солнечный свет не даёт вашей шишковидной железе вырабатывать мелатонин, гормон, вызывающий сон. Другое химическое вещество, вызывающее сон, под названием аденозин, увеличивается в течение дня в тех частях мозга, которые контролируют бодрствование. С наступлением темноты уровень мелатонина повышается, и в вашем мозгу накапливается достаточно аденозина, поэтому вы чувствуете сонливость. Кофеин может поддерживать вас, потому что он блокирует аденозиновые рецепторы. Во время сна уровень аденозина снова снижается.

Положительные и отрицательные стороны сна

Недостаток сна связан с множеством проблем со здоровьем. Недостаток сна в краткосрочной перспективе приводит к утомляемости, ухудшению обучаемости и памяти, а также раздражительности. Достаточный сон необходим для здоровой иммунной функции. Постоянное лишение себя сна может снизить вашу иммунную систему и сделать вас восприимчивым к таким заболеваниям, как простуда или грипп.

Недостаток сна в течение длительного времени может ухудшить состояние здоровья. Например, сон контролирует уровень гормонов стресса и поддерживает здоровье нервной системы. Недостаток сна может повлиять на способность вашего организма регулировать гормоны стресса и привести к повышению артериального давления. Достаточный качественный сон также имеет решающее значение для поддержания здорового уровня гормонов, контролирующих аппетит и уровень глюкозы в крови. Сокращение сна может увеличить риск развития ожирения и диабета 2 типа. Недостаток сна в долгосрочной перспективе может способствовать возникновению ряда других состояний, таких как депрессия и тревога, сердечно-сосудистые заболевания, а также может снизить продолжительность жизни [3].

Результаты опроса и их анализ

В опросе участвовало 33 студента 1 курса. Анкетирование показало, что у опрошенных студентов есть отклонения в количестве часов сна (рисунок 1): 7 человек из опрошенных спят 3–4 часа в день, 9 человек спят по 5 часов, 15 человек — 6–7 часов, и только 2 человека стараются спать по 8 часов за сутки.

Рис. 1

На вопрос «Влияет ли сон на вашу продуктивность?» (рисунок 2) 82 % студентов согласились, что сон важен для их успеваемости, 18 % ответили, что от сна их работоспособность не зависит.

Рис. 2

Проводя исследование, было замечено, что между ответами на вопрос: «Как вы чувствуете себя во время рабочего дня?» (ответ дайте числом) и количествами циклов, которые были рассчитаны по формуле: (количество часов сна — время на засыпание)/2 существует прямая зависимость (рисунок 3).

Рис. 3

Литература:

  1. URL: https://experimental-psychic.ru/fazy-stadii-sna/
  2. URL: https://www.delfi.lv/zhurnal/zdorovje/47215827_1_son-i-gormony
  3. URL: https://rg.ru/2014/08/21/rabota.html
Основные термины (генерируются автоматически): недостаток сна, час, сон, течение дня, время, медленный сон, фаза сна, глубокий сон, легкий сон, циркадный ритм.


Ключевые слова

студенты, сон, гормоны сна, циклы сна

Похожие статьи

Нейропсихологические нарушения при синдроме ESES...

Синдром электрического эпилептического статуса медленноволнового сна (ESES) представляет собой вид

Обычно ESES наблюдается у детей в возрасте от 2 до 12 лет. В течение 2–3 лет после дебюта

Таким образом, во время сна происходит компенсация возникающих в период...

Исследование сна у старшеклассников | Статья в журнале...

Научная новизна: получены данные о продолжительности сна учащихся в учебные дни и в выходные, разнице в режиме сна и занятости мальчиков и девочек, изучен хронотип школьников и исследованы тревожность и стрессоустойчивость учащихся разных хронотипов.

«Незрелость» нервной системы у ребёнка дошкольного возраста

В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т. д. Роды были тяжёлыми.

— Необходимо соблюдение чёткого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста.

«Умная среда обитания» на примере создания модели...

Сон — это сложный процесс. Во сне мозг перестает активно работать, восстанавливается

Резкое пробуждение ото сна с помощью звонка будильника приводит к тому, что человек весь

Существует 2 фазы сна: медленный сон и быстрый сон. Ночью, во время сна, эти фазы...

Психовегетативный синдром, как наиболее частый вариант...

Частые сны отражали имеющуюся конфликтную ситуацию.

Хроническая обструктивная болезнь легких, депрессия... Депрессия и нарушения сна — частая коморбидная патология, встречающаяся у больных с. Лечение тревожного расстройства и депрессии у пациентов с...

Оценка вариабельности сердечного ритма у пациентов...

Влияние синдрома обструктивного апноэ сна на развитие... обструктивное апноэ сна, ECG, пациент, сердечный ритм, синусовый ритм, общее число сокращений, контрольная группа, SDNN, RMSSD, тяжелая форма. Влияние факторов риска патологии сердечно-сосудистой...

Хроническая ишемия головного мозга | Статья в журнале...

Статья посвящена проблеме хронической цереброваскулярной патологии, имеющей чрезвычайную медицинскую и социальную значимость. Изложены вопросы причинно-следственных связей, патогенеза, диагностики и клиники хронической ишемии головного мозга.

Опыт применения глиатилина в лечении Корсаковского психоза...

Но через день нарушился ночной сон – вскакивал с постели, был тревожным, суетливым, наутро – взбудораженным, что-то «видел» в окне. Таким состояние оставалось несколько дней. Утратил ориентировку во времени и в пространстве.

Похожие статьи

Нейропсихологические нарушения при синдроме ESES...

Синдром электрического эпилептического статуса медленноволнового сна (ESES) представляет собой вид

Обычно ESES наблюдается у детей в возрасте от 2 до 12 лет. В течение 2–3 лет после дебюта

Таким образом, во время сна происходит компенсация возникающих в период...

Исследование сна у старшеклассников | Статья в журнале...

Научная новизна: получены данные о продолжительности сна учащихся в учебные дни и в выходные, разнице в режиме сна и занятости мальчиков и девочек, изучен хронотип школьников и исследованы тревожность и стрессоустойчивость учащихся разных хронотипов.

«Незрелость» нервной системы у ребёнка дошкольного возраста

В раннем детстве наблюдались нарушения сна, частые срыгивания и т. д. Роды были тяжёлыми.

— Необходимо соблюдение чёткого режима дня, полноценное питание, организация отдыха и прогулок, количество часов сна, положенное для данного возраста.

«Умная среда обитания» на примере создания модели...

Сон — это сложный процесс. Во сне мозг перестает активно работать, восстанавливается

Резкое пробуждение ото сна с помощью звонка будильника приводит к тому, что человек весь

Существует 2 фазы сна: медленный сон и быстрый сон. Ночью, во время сна, эти фазы...

Психовегетативный синдром, как наиболее частый вариант...

Частые сны отражали имеющуюся конфликтную ситуацию.

Хроническая обструктивная болезнь легких, депрессия... Депрессия и нарушения сна — частая коморбидная патология, встречающаяся у больных с. Лечение тревожного расстройства и депрессии у пациентов с...

Оценка вариабельности сердечного ритма у пациентов...

Влияние синдрома обструктивного апноэ сна на развитие... обструктивное апноэ сна, ECG, пациент, сердечный ритм, синусовый ритм, общее число сокращений, контрольная группа, SDNN, RMSSD, тяжелая форма. Влияние факторов риска патологии сердечно-сосудистой...

Хроническая ишемия головного мозга | Статья в журнале...

Статья посвящена проблеме хронической цереброваскулярной патологии, имеющей чрезвычайную медицинскую и социальную значимость. Изложены вопросы причинно-следственных связей, патогенеза, диагностики и клиники хронической ишемии головного мозга.

Опыт применения глиатилина в лечении Корсаковского психоза...

Но через день нарушился ночной сон – вскакивал с постели, был тревожным, суетливым, наутро – взбудораженным, что-то «видел» в окне. Таким состояние оставалось несколько дней. Утратил ориентировку во времени и в пространстве.

Задать вопрос