Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 29.05.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Шурубина, К. Г. Формирование умения планировать учебное сотрудничество обучающихся на уроках математики / К. Г. Шурубина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 485-489. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81744/ (дата обращения: 18.01.2022).



В статье раскрыты особенности организации групповой формы работы, представлены фрагмент урока с применением групповой формы работы и результаты исследования уровня сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся на основе диагностики автора Г. А. Цукерман «Рукавички».

Ключевые слова: групповая форма, учебное сотрудничество, универсальные учебные действия.

На современном этапе развития образования формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся является приоритетной задачей школы. Одним из универсальных действий является умение планировать учебное сотрудничество. Действительно, современному человеку для реализации качественной индивидуальной траектории развития часто не хватает именно умения составить план работы, цель и задачи проекта, провести контроль и оценку своих результатов. Наиважнейшей задачей любой личности является умение реализовывать коммуникации с людьми. Именно в школе должны быть заложены перечисленные выше навыки [3].

На наш взгляд, формировать умение планировать учебное сотрудничество на уроке можно посредством использования групповых форм работы. При совместной деятельности обучающиеся определяют роли, функции каждого участника, составляют план совместной деятельности [4].

Рассмотрим на примере урока математики в 6 классе по теме «Свойства действий с рациональными числами», как можно организовать групповую работу, направленную на формирование умения планировать сотрудничество обучающихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

– усвоить свойства действия с рациональными числами;

– уметь применять свойства к решению заданий.

Метапредметные:

–коммуникативные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • уметь работать в группе и находить согласованные решения, договариваться;
  • сформировать у детей дружественное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль;
  • уметь слушать, убеждать и понимать речь других;
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • строить понятные для партнера высказывания.

Тип урока: открытия новых знаний.

Методы и приемы: наглядные (презнтация), словесные (беседа, диалог, объяснение), практические (упражнения), применение дидактических средств, проблемный вопрос, организация сотрудничества в групповой работе, парной работе.

Оборудование урока для учителя: задания для групповой работы, задания для парной работы, презентация.

Оборудование урока для учащихся: учебник,тетрадь, письменные принадлежности.

Ход урока:

Таблица 1

Этап урока

Содержание этапа

Формируемые коммуникативные УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

Учитель создаёт благоприятный психологический настрой на работу.

Проверка готовности учащихся и классного помещения к проведению урока.

Организация рабочего места.

Приветствие учителя.

Учащиеся слушают учителя, высказывают своё мнение, подписывают листы самооценивания.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

Подготовка к изучению нового материала (актуализация знаний)

В классе создается научно-исследовательский институт. Каждой группе (сотрудникам) института рекомендован план работы:

действовать сообща, воспользоваться теоретическими знаниями,

выполнять некоторые преобразования, приложить все умения.

Благодаря чему свершится новое открытие на тему «Свойства действий с рациональными числами».

Организовали группы институтов, договорились о соблюдении плана работы, приступили к коллективному решению проблемы.

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

находить согласованные решения, договариваться

Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового материала

Исследование № 1.

«Умножьте разность и сумму на число, т. е. найдите произведение:

(a-b)∙с и (a+b)∙с»

Учитель просит объяснить решение, как выполняли работу, приглашает представителя института к доске.

План работы:

1) умножить разность a-b на с и a+b на с

2) записать, какое тождество получили.

3) сделать вывод, чему равно произведение разности суммы двух выражений.

Вывод:

при умножении числа на сумму или разность, можно каждое слагаемое умножить на число, а потом выполнить сложение или вычитание.

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса,

сформированность дружественных отношений друг к другу

Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Применение нового материала в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Исследование№ 2.

«Запишите выражение в тетрадь

(a-b)∙с=a∙с-b∙с и выполните проверку сделанного вывода (закономерности)».

Учитель приглашает представителей института к решению выражения

( )∙21=

Для закрепления группы выполняют следующее исследование № 3.

«Сравните выражение с предыдущим и выполните умножение

( )∙0,4–0,4∙( )=»

Исследование № 4.

«Выполните умножение используя свойство а∙b=b∙a=»

Учитель ведет наблюдение, анализирует работу участников каждой лаборатории, при необходимости даёт рекомендации, направляет.

Группы выполняют решение и приходят к выводу: «Распределительное свойство умножения применимо к рациональным числам».

Представляют итоговую работу на листе А4.

Лаборатории выполняют задание приходят к соответствующему выводу.

Обучающиеся коллективно обсуждают и каждая лаборатория приходит к выводу: «В выражении множители переставлены на основе переместительного свойства умножения. В итоге все части будут равны — так как все выполнялось строго по математическим законам. Лаборатории представляют свой результат на листе А4.

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, умение работать в группах

6. Рефлексия деятельности

Предлагает выполнить взаимопроверку той группе, которая выполнила работу первой.

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: -какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

—Кто работал на уроке лучше всех?

—С каким настроением

вы уйдете с урока?

Группа выполнившая первыми решение, представляют результаты своей работы, остальные группы проверяют друг у друга правильность выполнения решения. Заполняют лист самооценивания

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществлять само- и взаимопроверку

Лист самооценки

Оценка 5 4 3

Работа в паре

Решение задач в группе

Оцени свое настроение

http://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_560ff0a013757/vospitatiel-noie-zaniatiie-ia-talantliv_1.png

https://bumper-stickers.ru/29912-thickbox_default/smaylik-pechal-2.jpg

http://images.easyfreeclipart.com/256/neutral-face-clip-art-256819.png

Оцени свою работу на уроке

Для диагностик диагностики умения планировать учебное сотрудничество обучающихся нами использовалась методика «Рукавички» (Г. А. Цукерман), направленная на исследование уровня развития умения планировать сотрудничество обучающихся 6 классов [5].

Форма: работа в парах (оценивание).

Метод: наблюдение и анализ результатов взаимодействия.

Раздаточный материал: две рукавички, вырезанные из листа бумаги формата А4, набор фломастеров.

Задание: украсьте рукавички так, чтобы они составили пару и были одинаковыми.

Определение уровня сформированности умения планировать учебное сотрудничество представлен в таблице 2.

Таблица 2

Уровень

Описание

1

Низкий

При раскраске преобладают существенные различия, нет согласия в паре, неумение договариваться

2

Средний

При раскраске наблюдается частичное сходство, в паре наблюдается разногласие и частичное договоренность

3

Высокий

При раскраске рукавички раскрашены похожими узорами, в паре нет разногласий, наблюдается согласие при выполнении задания

Нами был проведен эксперимент по внедрению методики, направленной на формирование умения планировать учебное сотрудничество в рамках предмета математика в 6 классе МБОУ СШ № 12 г.Сургут. В качестве инструмента для измерения уровня использовалась методика «Руковички»

Результаты проведенного экспериментального исследования представлены в диаграмме 1.

Результаты эксперимента

Рис. 1. Результаты эксперимента

Анализ результатов диагностирования (диаграмма 1), полученных в ходе проведения методики «Рукавички», показывает, что в результате проведения занятий по математике в 6 «Г» классе с использованием групповой формы работы, наблюдается положительная динамика

Действительно, сравнивая результаты констатирующего и формирующего этапов эксперимента, можно увидеть, что уровень сформированности умения планировать сотрудничество стал заметно выше. Проанализировав изменения уровня сформированности компонентов коммуникативных УДД, можно сделать вывод о том, что показатель среднего и высокого уровня выросли в 6 «Г» классе на 20 %.

Таким образом, наблюдается положительная динамика роста сформированности умения планировать сотрудничество обучающихся 6 классов, на формирующем этапе эксперимента, на уроках, с которыми в процессе обучения математики были применены разработанные материалы. Полученные данные позволяют утверждать об эффективности представленных в исследовании разработанных материалов для организации групповой формы на математике для обучающихся 6 классов.

Литература:

  1. Виленкин Н. Я. Математика 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Н. Я. Виленкин, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов [и др.]. — 37-е изд., стер. — Москва: Мнемозина, 2019. — 160 c. — Текст: непосредственный.
  2. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя / Дьяченко, К. В. — Москва: Просвещение, 1991. — 192 c. — Текст: непосредственный.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — Текст: электронный // Федеральные государственные образовательные стандарты: [сайт]. — URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 12.04.2021).
  4. Халиман Организация групповой формы работы на уроках как одно из условий формирования и развития универсальных учебных действий / Халиман, Н. Л. — Текст: непосредственный // Вестник научных конференций. — 2015: Владивостокское ПКУ, 2016. — С. 111–113.
  5. Цукерман, Г. А. Виды общения в обучении / Цукерман, А. Г. — Томск: Пеленг, 1993. — 270 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное сотрудничество, групповая форма работы, сотрудничество обучающихся, умение, группа, групповая работа, класс, план работы, учитель, групповая форма.


Задать вопрос