Варианты размещения базы для утилизации айсбергов в Арктике с учетом существующей инфраструктуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Ермолаева, Е. А. Варианты размещения базы для утилизации айсбергов в Арктике с учетом существующей инфраструктуры / Е. А. Ермолаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 506-509. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81589/ (дата обращения: 24.01.2022).



В данной работе рассматривается существующая портовая инфраструктура и объекты нефтегазовых месторождений в Арктике. А также на основе полученных данных проанализированы варианты размещения базы для утилизации айсбергов с целью получения питьевой воды.

Ключевые слова: Арктика, айсберг, утилизация, питьевая вода, портовая инфраструктура, нефтегазовые месторождения.

По территории Арктики проходит главная арктическая магистраль страны — Северный морской путь (СМП). Северный морской путь начинается от Баренцева моря и заканчивается Чукотским морем, проходя через Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. В каждой акватории находятся свои ключевые порты.

В акватории СМП расположены 6 морских портов — Певек, Диксон, Тикси, Хатанга, Сабетта и Дудинка. [3] На сегодняшний день все порты Северного морского пути являются полноценными инфраструктурными опорными точками.

Порты Северного морского пути

Рис. 1. Порты Северного морского пути

Порт Певек является самым северным морским портом России, расположен в Чаунской губе Восточно-Сибирского моря. [4] Здесь располагаются крупнейшие месторождения рудного золота, а также множество перспективных золоторудных полей и узлов. Согласно госпрограмме «Развитие транспортной системы» к концу 2021 года планируется завершение реконструкции порта, а к 2026 году планируется ввести новый перегрузочный комплекс, что позволит увеличить объем перевалки грузов в 1,5 раза.

Порт Диксон, располагается на побережье Карского моря у входа в Енисейский залив. [5] На базе порта планируется строительство терминала предназначенного для перегрузки и транспортировки нефти в порты Российской Федерации, Европы и стран Азиатско- Тихоокеанского региона по Северному морскому пути.

В 4 километрах от порта находится аэропорт Диксон — один из самых северных аэропортов в регионе. В 2021 планируется завершить реконструкцию аэропорта. Также, в районе аэропорта планируется реализовать ряд инвестиционных проектов, связанных с добычей полезных ископаемых.

Порт Тикси — располагается на побережье моря Лаптевых, в губе Буор-Хая. [6] Проект модернизации инфраструктуры порта Тикси предполагает наращивание объема грузопереработки почти в 100 раз к 2025 году.

Порт Хатанга, расположенные на полуострове Таймыр, является важнейшим форпостом Северного морского пути на побережье море Лаптевых. [7] Хатангский морской торговый порт осуществляет перевозки как за рубеж, так и внутри страны. Ключевыми направлениями является транспортировка грузов по Северному морскому пути в районы Крайнего севера.

Аэропорт Хатанга — один из крупнейших в Арктике, через него осуществляются местные авиаперевозки.

Порт Сабетта — молодой порт, находится на восточном берегу полуострова Ямал, на западном берегу обской губы Карского моря. [8] После завершения строительство терминала СПГ и СГК «Утренний» порт займет лидирующую позицию в рейтенге портов в арктическом бассейне РФ. Правительство РФ высказывает желание построить ж/д ветку от порта Сабетта от станции Бованенково железной дороги «Обская — Бованенково- Карская».

Аэропорт Саббета — международный аэропорт федерального значения на полуострове Ямал, являющийся стратегическим объектом для реализации масштабного проекта «Ямал-СПГ».

Порт Дудинка — «ворота» Норильского промышленного района, располагается на правом берегу реки Енисей в устье притока реки Дудинка. [9] Эксплуатируется одновременно как морской и речной порт. Ближайший аэропорт — международный аэропорт «Норильск (Алыкель)». Норильская железная дорога, одна из самых северных железных дорог мира, соединяет порт Дудинку с Норильском.

Стратегическим направление развития шельфовых проектов «Роснефти» является освоение континентального шельфа Арктических морей. [1] (Рис. 2) Лицензированные участки ПАО «НК «Роснефть» в морях Западной и Восточной Арктики Лицензированные участки ПАО «НК «Роснефть» в морях Западной и Восточной Арктики

Рис. 2. Лицензированные участки ПАО «НК «Роснефть» в морях Западной и Восточной Арктики

На континентальном шельфе морей Западной Арктики ПАО «НК «Роснефть» владеет лицензиями на 19 лицензированных участков: 7 участков в Баренцевом море, 8 участков в Печерском море и 4 участка в Карском море.

В 2014 году, на участке в Карском море, было открыто нефтегазовое месторождение «Победа».

На шельфе морей Восточной Арктики находится 9 лицензированных участков: в море Лаптевых располагается 5 участков, в Восточно-Сибирском море 1 участок и в Чукотском море 3 участка. В 2018 году было завершено строительство новой скважины «Центрально-Ольгинское -1» (рис. 3), расположенной в Хатангском заливе в юго-западной части моря Лаптевых.

Хатангский участок ПАО «НК «Роснефть» Хатангский участок ПАО «НК «Роснефть»

Рис. 3. Хатангский участок ПАО «НК «Роснефть»

Проанализировав существующую портовую инфраструктуру и объекты нефтегазовых месторождений, базу для утилизации айсбергов необходимо располагать вблизи портов СМП и действующий и вновь открытых месторождений.

База для утилизации айсбергов включает в себя завод по резке айсбергов, завод разлива питьевой воды, административно-бытовые корпуса и ангары для стоянок техники и хранения грузов.

Предлагается три варианта технологии размещения базы. Первый вариант «берег-берег», предполагает собой размещение базы целиком на берегу. Второй вариант «берег-море» включает в себя размещение части базы на берегу, а части в порту на понтоне. Третий вариант «море-море» размещение всей базы на понтоне.

На примере технологии размещения «берег-море» рассмотрим вариант расположения базы для утилизации айсбергов в бухте Нордвик.

Бухта Нордвик располагается у юго-западного побережья моря Лаптевых, в восточной части полуострова Таймыр, между полуостровами Хара-Тумур и Нордвик в устье Хатангского залива. Перспективным размещением является близкое расположение недавно открытого месторождения «Центрально-Ольгинское-1» и порта Хатанга, имеющего выход на СМП и осуществляющего перевозки как за рубеж, так и внутри страны. Расположения вблизи одного из крупнейших аэропортов в Арктике также благоприятно влияет на размещение базы.

Для базы по утилизации айсбергов предполагается строительство порта непосредственно в бухте Нордвик (см. рис. 4).

Технологическая схема утилизации айсбергов

Рис. 4. Технологическая схема утилизации айсбергов

В порту располагается место для стоянки судов, портофлота, площадка для резки айсбергов, включающая в себя завод по резки айсбергов, завод по разливу питьевой воды, бытовой корпус и краны для перегрузки.

На территории порта имеется гавань — место скопление айсбергов для дальнейшего дробления. На береговой территории располагается административный корпус, ангары для техники и хранения, подстанция и стоянка для фур.

Судно с айсбергом осуществляет транспортный переход по Северному Морскому пути из моря Лаптевых. После готовая продукция загружается в фуры и отправляется в Ханагский морской порт для дальнейшей доставки потребителям по морю и с помощью авиаперевозок.

Литература:

  1. Лицензированные участки «Роснефти». — Текст: электронный // Шельфовые проекты — РОСНЕФТЬ: [сайт]. — URL: https://www.rosneft.ru/business/Upstream/offshore/
  2. Управление библиотечных фондов (Парламентская библиотека). Вопросы развития инфраструктуры Северного морского пути как элемента единой Арктической транспортной системы Российской Федерации. — М.: БИБЛИОДОСЬЕ, 2016.
  3. Северный морской путь. — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/
  4. Певек (порт). — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/
  5. Морской порт Диксон. — Текст: электронный // Администрация морских портов Западной Арктики: [сайт]. — URL: http://www.mapm.ru/Port/Dikson
  6. Тикси. — Текст: электронный // Администрация морских портов Приморского края и Западной Арктики: [сайт]. — URL: http://pma.ru/filialyi/filial-fgbu-administratsiya-morskih-portov-primorskogo-kraya-i-vostochnoy-arktiki-v-morskom-portu-tiksi/obschaya-informatsiya/
  7. Северный морской путь — порт Хатанга. — Текст: электронный // Soumik: [сайт]. — URL: https://suomik.com/stati/4811-severnyj-morskoj-put--port-xatanga.html
  8. Сабетта (порт). — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/
  9. Дудинка (порт). — Текст: электронный // Википедия — свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/
Основные термины (генерируются автоматически): Северный Морской путь, порт, утилизация айсбергов, Арктика, Дудинка, питьевая вода, Хатанга, Диксон, мор Лаптевых, море.


Ключевые слова

Арктика, питьевая вода, утилизация, портовая инфраструктура, айсберг, нефтегазовые месторождения
Задать вопрос