Особенности развития и функционирования транспортной системы России в Арктике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (309) май 2020 г.

Дата публикации: 06.05.2020

Статья просмотрена: 1342 раза

Библиографическое описание:

Дармограй, А. В. Особенности развития и функционирования транспортной системы России в Арктике / А. В. Дармограй. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69706/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассказывается о транспортной системе в Арктике. Также излагаются мифы различных уровней и функционирование с успешным развитием инфраструктуры.

Ключевые слова: Арктика, транспорт, миф, инфраструктура.

Арктика – регион, богатый природными ресурсами. Арктическая зона Российской Федерации – протяженная территория. Для связи арктических пространств с территорией Российской Федерации, для пользования ресурсами требуется транспортная система, от успешности функционирования которой, зависит прочность позиций России в рассматриваемом локальном регионе.

На работу транспорта влияет изменение климата. Большинство ученых уверены, что в течение трех последних десятилетий наблюдается глобальное потепление. При этом, из всех регионов мира потепление в Арктике наиболее ощутимо. Площадь морских льдов сократилась на 10–15 %, снежный покров на суше уменьшился, примерно, на 10 %.

В ближайшей перспективе наблюдаются следующие вектора развития:

  1. Соединение материка с портами путем создания единой логистической системы, включенной в витиеватую иерархию транспорта Российской Федерации.
  2. Обеспечение функционирования Северного морского пути в течение года путем модернизации ледокольного флота, в первую очередь, атомного.
  3. Увеличение состава транспортных средств в Арктике.
  4. Проведение социально ориентированной политики в отношении населения Арктики.

Наземный транспорт

Наземный транспорт в большинстве регионов сильно развит. Это Октябрьская и Северная железные дороги, а также автодороги федерального значения. В Республике Коми и Ненецком Автономном округе транспорт имеет автономный характер. В отдельных регионах протяженность железнодорожного полотна существенно сократилась.

Железнодорожный транспорт, как правило, перевозит грузы. Другой стороной является сокращение объема пассажирских перевозок. Разрабатывается несколько проектов развития железных дорог.

Северный широтный ход

В марте 2017 года ”Газпром” и РЖД подписали договор, согласно которому началось строительство железной дороги на севере Западной Сибири. Проект заключается в строительстве моста через Обь с подходом железных дорог, возведение линии Салехард-Надым, а также мост в конечном пункте линии [1, с.10].

Данный проект – заключительный этап выхода в Северный морской путь. Планируется, что железнодорожные поезда будут привозить грузы нефтегазовым компаниям. Таким образом, происходит развитие инфраструктуры Ямала и добыча сырья в Сибири.

Баренцкомур

Согласно данному проекту, Индига, Сосногорск, Троицко-Печорск в Республике Коми должны соединить поселок Полуночное в Свердловской области и город Сургут в Ханты-Мансийском автономном округе. По предварительным статистическим подсчетам, к 2030 году база грузов может составить 120 млн т.

Автомобильный транспорт

Подавляющее число дорог имеют твердое покрытие, а незначительный процент- усовершенствованное. Большинство в автомобильном транспорте составляют пассажирские перевозки. Общая протяженность дорог увеличивается, в основном, благодаря их строительству в Якутии и Красноярском крае.

Мифы «микроуровня»

  1. Необходимо создать единую транспортную сеть, которая будет функционировать круглогодично. Данный миф возник в период индустриальности. В действительности данный подход не выдерживает критику: он не учитывает возможности функционирования разных транспортных систем в течение года [2, с. 30–31]. Во большинстве своем это не рационально, также невозможно, учитывая специфику проблемы развития дорог в Арктике. Необходимо сочетание нескольких транспортных систем, позволяющие успешно взаимодействовать и дополнять друг друга в разные сезоны.
  2. Многие федеральные документы утверждают, что бездорожье- серьезное препятствие на пути к инновационной системе. То есть, проекты бездорожных систем автоматически не учитываются. В действительности, нужен иной подход. Другое направление инновационного поиска –уникальные комбинации видов транспортных средств, специфицированные по сезонам и по ландшафтным зонам. Поисковый характер задачи комбинации транспортных средств в условиях Сибири и Дальнего Востока отмечались даже Президентом РФ.
  3. Многими исследователями отмечается низкая мобильность населения России. Уровни мобильности могут различаться.
  4. Указывается, что интенсивный способ развития хозяйства благоприятный, а экстенсивный не допустим. Экстенсивное бездорожье сохраняется в долгосрочной перспективе, поэтому нужно адаптироваться и приспосабливать как традиционные, так и альтернативные транспорты.

Мифы «макроуровня»

  1. В части документов излагаются приоритет прямых авиатрасс. Однако схема беспосадочных авиаперевозок, флагманские последними советскими десятилетиями, являющимися негибкими и неспособными оперативно влиять на многие радикальные изменения множественных мировых и экономических конъюнктур в развитые страны, замещающие сетевые схемы транспортной системы с возвышением роли хаба, транспортно-логистического центра всех видов. И эта тенденция обозначается не только в пассажирских авиаперевозках, но в целом в пассажирском и грузовом транспорте.
  2. Отдельные документы делают акцент на ”концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях” развития одного конкретного вида транспорта. Однако реальность настоящих времен заключается в эффектах гибкой комбинаторики видов транспорта, коллективного обучения с пилотным экспериментированием, умных технологий и кадров, постоянных инноваций. Именно с ними связывается динамичное развитие транспортных систем всех видов. В этих условиях искать драйверы развития в старых эффектах, значимость которых уже существенно ослаблена, будет абсолютно неверно. Транспортным системам Севера и Арктики нужны для динамичного развития уже совсем новые эффекты и новые драйверы.

Водный транспорт

Данный вид транспорта занимает наибольшую долевую часть от всего арктического транспорта России. Его основу составляет Северный морской путь, исторически сложившийся маршрут, располагающий коротким периодом навигации. В советском периоде истории, Северный морской путь ежегодно увеличивал объем перевозок. С установлением рыночной экономики происходит отход от использования данным маршрутом. В начале XXI века возобновилось использование Северного морского пути. Согласно прогнозам, объемы перевозок увеличатся к 2024 году, составив 80 млн тонн [3, с. 46].

В качестве импульса развития маршрута может стать строительство порта Сабетта на Ямале. Также базовым портом является Мурманск. Северный морской путь административно начинается в Карском море от порта Дудинка до Берингова пролива. Развитие Северного морского пути должно стать одним из основных стратегических приоритетов Российской Федерации в Арктике. Поддержание высокого объема грузоперевозок позволит успешно интегрировать порты в Арктической зоне Российской Федерации, обеспечивая экономическую связь в Арктике.

Воздушный транспорт

В связи с возникающими трудностями в строительстве наземной инфраструктуры ввиду больших денежных затрат и проблем в эксплуатации, а также для оказания медицинской помощи и в борьбе с чрезвычайными ситуациями, высока роль воздушного транспорта. В советский период отечественной истории происходило активное развитие транспорта, но кризис в 1990-е годы привел фактически к разрушению системы воздушного транспорта. По причине сложностей с реконструкцией и оснащением прекратились использоваться многие аэродромы.

Происходит восстановление аэродромов, разрабатываются самолеты и строятся взлетно-посадочные полосы. Однако, стоит признать катастрофичным состояние воздушного транспорта в Арктике. Высокие цены на пользование данным видом транспорта делают его недоступным для большинства населения Арктики.

Как обеспечить эффективную инфраструктуру вАрктике

  1. Вложения в мощную, капитальную инфраструктуру, реализация крупных инфраструктурных проектов при огромных затратах.
  2. Вложения в универсальность самих транспортных средств.
  3. ”Подстройка” экономической деятельности под природные особенности и ритмы, вложения в сложнейшую систему стыковок, внешних и внутренних баз, перевалок и перегрузок.

Таким образом, разрабатывая эффективные прикладные меры освоения Севера и Арктики, нужно опираться на советские североведческие школы, но не просто вернуть ее, а творчески переработать с учетом современных вызовов и наработок мировой науки. Возвращение прежней освоенческой парадигмы, которая мощно развивалась в исследовательском сообществе экономикогеографов советского времени и была забыта временно в кризисные 1990-е годы, в радикально обновленном виде сегодня необходимо. И очень важным элементом в этой работе является переосмысление новой природы и новой роли локальных транспортных систем в современном освоении Севера и Арктики России.

Литература:

  1. Грузинов В. М., Зворыкина Ю. В., Иванов Г. В., Сычев Ю. Ф., Тарасова О. В., Филин Б. Н. Арктические транспортные магистрали на суше, акваториях и в воздушном пространстве/ Арктика: экология и экономика № 1, 2019, 20 с.
  2. Замятина Н. Ю., Пилясов А. Н. Новый подход к освоению северных и арктических территорий России: локальная транспортная система // Проблемы развития территории, 2018, № 4, С. 26–41.
  3. Серова Н. А., Серова В. А. Основные тенденции развития транспортной инфраструктуры российской Арктики/ Арктика и Север, 2019, 36, С.42–56
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, Северный морской путь, Российская Федерация, воздушный транспорт, вид транспорта, транспортная система, автомобильный транспорт, Арктическая зона, динамичное развитие, наземный транспорт.


Похожие статьи

Перспективы развития Северного морского пути...

Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути [2]. Основой развития арктической транспортной системы и главной судоходной магистралью России в Арктике является знаменитый Северный морской путь (СМП).

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их

Арктика, Северный морской путь, логистика, транспортная логистика, Арктическая зона

Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и...

Особенности развития транспортного комплекса северных...

Важное значение имеет водный транспорт, являясь единственной доступной альтернативой воздушному в организации северного завоза, а также обеспечивая доставку грузов в районы добычи нефти и газа по рекам Обь-Иртышской воднотранспортной системы.

Перспективы развития различных видов транспорта...

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

- использование Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике; - сбережение Арктики как зоны мира и партнёрства. Свою национальную морскую политику, в том числе и в арктическом...

Развитие конкурентоспособности Северного морского пути

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический

Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и Дальним Востоком...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Россия, Арктика, континентальный шельф, Канада, северный полюс, территория, правовой режим Арктики, международно-правовой акт, Северный Ледовитый океан, Северный морской путь. Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале... В связи с таянием льда в...

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в качестве одного

числе и в арктическом региональном направлении, Российская Федерация осуществляет в соответствии с «Морской доктриной...

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная

Перспективы развития Северного морского пути... Арктика — самый необычный, таинственный и загадочный регион на нашей планете.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической целесообразности, безальтернативен, тем более в Сибири. Здесь никогда не будет такой транспортной системы, как в Европейской части страны. Концептуальной основой развития транспорта в Азиатской...

Похожие статьи

Перспективы развития Северного морского пути...

Через Арктику проходят морские, воздушные и наземные транспортные пути [2]. Основой развития арктической транспортной системы и главной судоходной магистралью России в Арктике является знаменитый Северный морской путь (СМП).

Развитие Арктической зоны Российской Федерации

Проанализированы основные виды транспорта, действующие на территории Арктики, их

Арктика, Северный морской путь, логистика, транспортная логистика, Арктическая зона

Северный морской путь— кратчайший морской путь между Европейской частью России и...

Особенности развития транспортного комплекса северных...

Важное значение имеет водный транспорт, являясь единственной доступной альтернативой воздушному в организации северного завоза, а также обеспечивая доставку грузов в районы добычи нефти и газа по рекам Обь-Иртышской воднотранспортной системы.

Перспективы развития различных видов транспорта...

В статье рассматриваются четыре вида транспорта, используемых в логистических системах, представлены их основные преимущества и недостатки, перспективы развития, а также рассмотрено влияние государства на развитие российских логистических систем.

Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале...

- использование Северного морского пути как национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике; - сбережение Арктики как зоны мира и партнёрства. Свою национальную морскую политику, в том числе и в арктическом...

Развитие конкурентоспособности Северного морского пути

Россия, Арктика, Северный Морской Путь, Япония, уж, Китай, Арктический регион, Исключительная Экономическая Зона, Арктический

Северный морской путь является кратчайшей морской коммуникацией между европейской частью России и Дальним Востоком...

Северный морской путь — территориальные воды России или...

Россия, Арктика, континентальный шельф, Канада, северный полюс, территория, правовой режим Арктики, международно-правовой акт, Северный Ледовитый океан, Северный морской путь. Арктика и развитие арктической зоны | Статья в журнале... В связи с таянием льда в...

Развитие промышленности и технологий в Арктике

Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в качестве одного

числе и в арктическом региональном направлении, Российская Федерация осуществляет в соответствии с «Морской доктриной...

Освоение российской Арктики и арктических территорий...

Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, Россия, Арктический Совет, Арктический регион, США, национальная

Перспективы развития Северного морского пути... Арктика — самый необычный, таинственный и загадочный регион на нашей планете.

Пути решения проблем транспортной инфраструктуры Сибири

Каждый вид транспорта для перевозки грузов с точки зрения экономической целесообразности, безальтернативен, тем более в Сибири. Здесь никогда не будет такой транспортной системы, как в Европейской части страны. Концептуальной основой развития транспорта в Азиатской...

Задать вопрос