Проблемы развития особых экономических зон на территории РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 25.05.2021

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Белоглазов, И. Ю. Проблемы развития особых экономических зон на территории РФ / И. Ю. Белоглазов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81552/ (дата обращения: 20.01.2022).



Постановка вопроса о создании особых экономических зон на территории России приобрела актуальность еще в конце прошлого века. Во многом это было обусловлено задачами ускоренного перехода к рыночной экономике. На сегодняшний день особые экономические зоны признаны одной из самых эффективных форм взаимодействия на мировой арене. Однако перестройка экономики, смена законодательства породили ряд проблемных вопросов, затрудняющих развитие особых экономических зон на территории РФ.

Ключевые слова: особая экономическая зона, рыночная экономика, предпринимательская деятельность

The question of creating special economic zones on the territory of Russia became relevant at the end of the last century. This was largely due to the objectives of an accelerated transition to a market economy. Today, special economic zones are recognized as one of the most effective forms of interaction on the world stage. However, the restructuring of the economy and the change of legislation have created a number of problematic issues that hinder the development of special economic zones on the territory of the Russian Federation.

Keywords: special economic zone, market economy, business activity

Понятие особой экономической зоны (далее по тексту — ОЭЗ) определено Правительством РФ и означает часть территории государства, в границах которой установлен особым режим осуществления предпринимательской деятельности.

Отметим, что принципы ведения предпринимательской деятельности в уже существующих ОЭЗ на территории РФ не имеют достаточной теоретической разработки. Так же недостаточно исследована правовая база, что влечет появление расхождений в практике формирования ОЭЗ, повышение уровня риска столкновения интересов РФ и безопасности страны.

Порядок ведения предпринимательства устанавливается государством. Практический опыт РФ пока не отражает каких-либо позитивных результатов, подтверждающих эффективность системы правового регулирования, даже наоборот, выявлена группа факторов, тормозящих дальнейшее развитие предпринимательства. [4, с. 78]

Одним из главных условий эффективного функционирования ОЭЗ выступает унификация существующего порядка ведения предпринимательской деятельности в границах ОЭЗ. В целях проведения такой унификации Министерству экономического развития РФ следует утвердить единый Административный регламент предоставления государственной услуги по государственной регистрации лиц в качестве резидентов ОЭЗ и заключению с ними соглашений о ведении предпринимательской деятельности в границах ОЭЗ.

Установленный законом порядок регистрации резидентов ОЭЗ и заключения соглашений об осуществлении предпринимательской деятельности, на мой взгляд, необоснованно сложный и времязатратный. Представляется необходимым упростить данную процедуру, например, посредством введения службы «одного окна», обеспечивающей проведение всего комплекса мероприятий.

В целях достижения наибольшей эффективности по управлению особыми экономическими зонами, необходимо применить Административные регламенты соответствующего Федерального агентства, утвержденные приказами Министерства экономического развития РФ.

Норму пункта 1.1., внесённую в статью 6 Федеральным законом от 25.12.2009 г. № 340-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные-законодательные акты Российской Федерации», указывающую на исключение из общего правила в виде возможности создания ОЭЗ на основании решения Правительства РФ, минуя проведение конкурса по отбору заявок, следует признать несоответствующей конституционному принципу равенства всех перед законом [1, п. 1, ст. 19], что, в свою очередь, отрицательно отражается на правоприменительной практике.

Ряд проблем, касающихся развития ОЭЗ на территории РФ, связан, в том числе, и с несовершенством понятийного аппарата. Правильное применение терминов — залог грамотного построения специальной документации, квалифицированного сопровождения судебных дел. В юридической литературе употребляются несколько понятий, обозначающих данный правовой институт: «свободные экономические зоны», «особые экономические зоны» и даже «зона экономического развития». Отсутствие четкого понятийного аппарата недопустимо. Последствия таких разночтений могут проявиться в ошибках судебных органов, [5, с. 356] длительное разрешение которых, в конечном счете, усложняет процесс развития ОЭЗ.

И хотя в своем определении [6] Верховный Суд указал на допустимость употребления нескольких терминов, и признал их тождественными термину, фигурирующему в названии закона, многие правоведы придерживаются позиции, что вышеуказанное определение имеет лишь прикладной характер, поскольку в Федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» указано, что после его вступления в силу существование «свободных экономических зон», а также «особых экономических зон» (за исключением ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях) прекращается. [2, ч. 1 ст. 40]

Несмотря на это, суд первой инстанции вынес решение [7], в резолютивной части которого сформулирован вывод о том, что принятый органом местного самоуправления законодательный акт о статусе определенной территорий фактически означает термин «особая экономическая зона», однако было применено иное, устаревшее, понятие.

Более глубокий анализ проблемного вопроса дает основание полагать, что понятие «особая экономическая зона» сохранило свое историческое значение, которое применялось для обозначения освобождения заинтересованных лиц от таможенных пошлин на ввоз товаров (сегодня они именуются специальным таможенным режимом).

Последующее развитие экономики, и, вместе с тем, усложнение правоотношений, вызвало необходимость в оперировании принципиально новыми понятиями. Так, например, в главе 8 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ таможенным режимом ОЭЗ именуется особый режим таможенной зоны, что предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также освобождение от прочих запретительных и ограничительных процедур. Данный факт еще раз подтверждает потребность в применении точных формулировок.

Таким образом, развитие ОЭЗ на территории РФ во многом зависит от качества государственно-правового регулирования предпринимательской деятельности. На сегодняшний день нормативно-правовая база требует реформирования и приведения ее к единому стандарту, содержащемуся в концепции создания ОЭЗ в России. Концептуальная составляющая российских ОЭЗ основана на слишком больших материальных гарантиях, требуемых от резидентов ОЭЗ, а это зачастую тормозит развитие ОЭЗ в соответствии с их целевой направленностью. В данный момент концепция российских ОЭЗ не отвечает интересам государства, предпринимателей и представителей науки. Анализ процесса становления и дальнейшего развития предпринимательства остается одной из главных задач исследователей.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) — Электронный ресурс — URL: https://sps-consultant.ru (дата обращения: 19.05.2021 г.);
  2. Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ (последняя редакция) — Электронный ресурс — URL: https://sps-consultant.ru (дата обращения: 19.05.2021 г.);
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.12.2009 № 340-ФЗ (последняя редакция) — Электронный ресурс — URL: https://sps-consultant.ru (дата обращения: 19.05.2021 г.);
  4. Доронина Н. Г. «Особые экономические зоны» во внешнеэкономической деятельности // «Журнал российского права». № 6. 2020. — 299 с.
  5. Брагин Л. А., Данько Т. П., Иванов Г. Г. и др. Торговое дело: Экономика, маркетинг, организация. Учебник. Изд. 2-е, перераб., доп. М., 2018. — 761 с.
  6. Определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2017 г. № 305-ЭС15–20073 — Электронный ресурс — URL: https://sps-consultant.ru (дата обращения: 19.05.2021 г.);

7. Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 1 апреля 2019 г. по делу № А65–1247/2019 — Электронный ресурс — URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 30.04.2021 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, зона, Российская Федерация, территория РФ, дальнейшее развитие предпринимательства, особая экономическая зона, рыночная экономика, экономическое развитие РФ.


Задать вопрос