Правовое регулирование особых экономических зон как инструмента развития экономики Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (141) февраль 2017 г.

Дата публикации: 15.02.2017

Статья просмотрена: 4009 раз

Библиографическое описание:

Дятлова, Е. В. Правовое регулирование особых экономических зон как инструмента развития экономики Российской Федерации / Е. В. Дятлова, Т. З. Юсупов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 342-345. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39626/ (дата обращения: 27.10.2024).



В статье обозначаются понятия и виды особых экономических зон. Рассматривается влияние особых экономических зон на развитие экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: особая экономическая зона, инструмент развития, правовое регулирование

В современном мире для любого государства является эффективным использование различных инструментов для развития внутренней экономики и предпринимательской деятельности. Одним из таких инструментов развития вышеуказанной деятельности в Российской Федерации является создание особых экономических зон (ОЭЗ) на территории всей страны. ОЭЗ представляют собой специальные ограниченные территории в регионах РФ, обладающие особым юридическим статусом, а также имеющие неизменный преференциальный режим, включающий в себя особый налоговый, административный и таможенный режимы.

В соответствии с законодательством, срок действия особых экономических зон установлен в 49 лет, за это время созданная особая экономическая зона должна не только окупить денежные вложения при ее создании, но и принести существенную прибыль государству.

Главными целями создания особых экономических зон являются развитие импортозамещающего производства, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство инновационных видов продукции, а также расширение транспортно-логистической системы с помощью привлечения иностранных инвестиций и различных российских компаний. Основами правового регулирования ОЭЗ являются: Указы Президента РФ, постановления Правительства и Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

За все время в Российской Федерации было создано тридцать три ОЭЗ. Также государство постоянно проводит мониторинг, для выявления эффективности особых экономических зон. Поэтому в 2016 году Правительство РФ приняло Постановление о досрочном прекращении 8 малоэффективных экономических зон, которые были признаны убыточными. [9]

Девять из особо экономических зон принадлежат к промышленно-производственному типу, пять к туристско- рекреационному, ещё пять к технико-внедренческому и одна к портовому или логистическому типу. В будущем возможно и дальнейшее сокращение не приносящих доходы ОЭЗ, но те, которые останутся, будут самыми эффективными и приносящими прибыль.

Промышленно — производственные ОЭЗ — это обширные территории, находящиеся в крупнейших промышленных регионах страны. Основными преимуществами промышленно — производственных ОЭЗ является близкое расположение к базе с ресурсами необходимыми для производства, доступ к развитой инфраструктуре и основным транспортным линиям. Тем самым, размещение производства на территории промышленных зон повышает конкурентоспособность продукции, продаваемой на российском рынке за счет снижения издержек производства.

Приоритетными направлениями развития промышленных ОЭЗ является производство в сфере автомобилестроения, нефтяной химической продукции, производство строительных материалов, товаров массового потребления и приборостроение и др. Так как особые экономические зоны доказывают свою эффективность наличием резидентов, самыми высокоэффективными ОЭЗ промышленно — производственного типа являются: ОЭЗ ППТ «Алабуга» которая была создана в соответствии с Постановлением № 782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Елабужского района Республики Татарстан [2] и включающая в себя 42 компании — резидента, а также ОЭЗ «Липецк» созданная в соответствии с постановлением № 782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Грязинского района Липецкой области [3] и включающая в себя 23 компании — резидента.

Стоит отметить, что резидентами являются коммерческие организация, либо индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности, портовой и иной деятельности в особых экономических зонах в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». [1]

Туристско-рекреационными ОЭЗ являются расположенные в наиболее востребованных туристами регионах Российской Федерации, особые экономические зоны туристического типа, которые предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. В настоящее время действуют три ОЭЗ туристско-реакционного типа, приоритетными направлениями которых является лечебно-оздоровительная, горнолыжная, круизная, экскурсионная деятельность, а также развитие в сфере гостиничного бизнеса, общественного питания и др.

Самыми эффективными особо экономическими зонами туристско- рекреационного типа являются ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая катунь» созданная согласно Постановлению Правительства Российской Федерации «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007г. № 69 [4], соглашению между Правительством Российской Федерации, Администрацией Алтайского края и администрацией Алтайского района «О создании на территории Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» № 2778-ГГ/Ф7 от 02.03.2007 г и ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань» созданная согласно с Постановлением Правительства РФ № 68 от 3 февраля 2007 года [5] и Соглашению о создании на территории Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа № 2768-ГГ/Ф7 от 2 марта 2007 года. Резидентами которых являются 17 компаний и 12 соответственно.

Технико-внедренческими ОЭЗ являются расположение в крупнейших научных центрах образования, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывающие обширные возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские, а также международные рынки.

На данный момент функционируют пять технико-внедренческие особые экономические зоны, приоритетными направлениями которых является развитие информационных, ядерно-физических, медицинских технологий и др.

Самыми эффективными технико-внедренческими особыми экономическими зонами являются ОЭЗ ТВТ «Дубна» созданная в соответствии с Постановлением № 781 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории г. Дубны (Московская область) [6] включающая в себя 90 компаний-резидентов, ОЭЗ ТВТ «Томск» созданная в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и постановлением Правительства № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [7] включающая в себя 67 компании-резидента, и ОЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург» созданная в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и постановлением Правительства № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» [8], включающая в себя 43 компании-резидента.

Логистические или портовые ОЭЗ — это особые экономические зоны, которые находятся в доступной близости к различным транспортным линиям и тем самым, становятся площадкой для судоремонтных и судостроительных компаний, а также с их помощью разрабатываются новые маршруты для перевозки товаров. На данный момент существует только одна логистическая особая экономическая зона портового типа. И она включает в себя 5 компаний-резидентов. Создана в соответствии с Постановлением № 1163 Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года на территории Ульяновской области.

Для повышения привлекательности особых экономических зон для иностранных инвесторов, государство ввело специальный налоговый режим, который в течении нескольких лет позволяет выплачивать налоги в бюджет Российской Федерации и регионов по заниженным процентным ставкам, а от некоторых налогов резидентов избавляют вовсе.

Тем самым установление преференциального налогового режима позволяет вкладывать все полученные резидентом от производства денежные средства в дальнейшее развитие собственного бизнеса и импортозамещающего производства на внутреннем рынке Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, создание особых экономических зон является одним из основных инструментов развития экономики в Российской Федерации. Так как, с помощью инвестиций и производственной деятельности резидентов пополняется не только государственный бюджет, но и создается конкурентоспособность на внутреннем рынке страны благодаря уменьшению издержек производства и развитию промышленности на территории государства.

Литература:

  1. Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 11.02.2017).
  2. Постановление № 782 Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года на территории Елабужского района РеспубликиТатарстан // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57592/ (дата обращения: 11.02.2017).
  3. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 782 (с изм. от 11.07.2015) «О создании на территории Грязинского района Липецкой области особой экономической зоны промышленно — производственного типа» // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=57590#0 (дата обращения: 11.02.2017).
  4. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 69 «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65881/ (дата обращения: 11.02.2017).
  5. Постановление Правительства РФ от 03.02.2007 № 68 «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско — рекреационного типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_65880/ (дата обращения: 11.02.2017).
  6. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 781 «О создании на территории г. Дубны (Московская область) особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57589/ (дата обращения: 11.02.2007).
  7. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57591/ (дата обращения: 11.02.2017).
  8. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории г. Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57588/ (дата обращения: 11.02.2017).
  9. Постановление Правительства РФ от 28.09.2016 № 978 «О досрочном прекращении существования особых экономических зон» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_205315/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 11.02.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, зона, особая экономическая зона, постановление Правительства, территория, Алтайский край, создание, туристско-рекреационный тип, импортозамещающее производство, правовое регулирование.


Похожие статьи

Развитие и современное состояние особых экономических зон в России

В статье рассматривается развитие и современное состояние особых экономических зон в России, проведен анализ структуры и исторической динамики ОЭЗ по типам и направлениями деятельности.

Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование

В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...

Правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации

Проблемы и дальнейшее развитие особых экономических зон в России

В статье рассмотрены проблемы формирования особых экономических зон в России на современном этапе и обозначено дальнейшее развитие.

К вопросу об истории формирования особых экономических зон в России

В статье рассмотрена история формирования особых экономических зон в России. Обозначены проблемы и проведен анализ исторической динамики развития ОЭЗ.

Об определении правового статуса промышленных предприятий

В статье автор пытается определить правовую принадлежность, а также юридический статус субъектов деятельности в сфере промышленности Российской Федерации.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования иностранных инвестиций Российской федерации. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, перспективы и тенденции формирования и ...

Правовое регулирование экономических основ местного самоуправления

В статье проанализированы основные нормативно-правовые акты и практика их применения в разрезе экономической основы местного самоуправления. Рассмотрена основная цель муниципальной экономики, определены ее элементы. Выявлены функции органов местного...

Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации

Объектом исследования в настоящей статье выступают особые экономические зоны (ОЭЗ) на территории Российской Федерации. На основании проведенного анализа, сделан вывод о неоднозначности мнений мирового экономического сообщества относительно эффективно...

Понятие, классификация и особенности правового статуса государственных корпораций

В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Похожие статьи

Развитие и современное состояние особых экономических зон в России

В статье рассматривается развитие и современное состояние особых экономических зон в России, проведен анализ структуры и исторической динамики ОЭЗ по типам и направлениями деятельности.

Особые экономические зоны в Российской Федерации: финансово-правовое регулирование

В данной научной статье рассматривается финансово-правовое регулирование особых экономических зон в Российской Федерации. В работе внимание уделяется механизмам государственной поддержки и стимулирования инвестиций в ОЭЗ, а также вопросам налогооблож...

Правовые основы создания и функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации

Проблемы и дальнейшее развитие особых экономических зон в России

В статье рассмотрены проблемы формирования особых экономических зон в России на современном этапе и обозначено дальнейшее развитие.

К вопросу об истории формирования особых экономических зон в России

В статье рассмотрена история формирования особых экономических зон в России. Обозначены проблемы и проведен анализ исторической динамики развития ОЭЗ.

Об определении правового статуса промышленных предприятий

В статье автор пытается определить правовую принадлежность, а также юридический статус субъектов деятельности в сфере промышленности Российской Федерации.

Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены особенности правового регулирования иностранных инвестиций Российской федерации. Проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, перспективы и тенденции формирования и ...

Правовое регулирование экономических основ местного самоуправления

В статье проанализированы основные нормативно-правовые акты и практика их применения в разрезе экономической основы местного самоуправления. Рассмотрена основная цель муниципальной экономики, определены ее элементы. Выявлены функции органов местного...

Анализ эффективности деятельности особых экономических зон на территории Российской Федерации

Объектом исследования в настоящей статье выступают особые экономические зоны (ОЭЗ) на территории Российской Федерации. На основании проведенного анализа, сделан вывод о неоднозначности мнений мирового экономического сообщества относительно эффективно...

Понятие, классификация и особенности правового статуса государственных корпораций

В данной статье говорится об особенностях правового статуса государственных корпораций при помощи анализа понятия, признаков и классификации. Обобщаются выводы об исключительности правового состояния данных юридических лиц.

Задать вопрос