Основные теории и модели мотивации персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 28.05.2021

Статья просмотрена: 2506 раз

Библиографическое описание:

Рослик, К. С. Основные теории и модели мотивации персонала / К. С. Рослик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81510/ (дата обращения: 19.11.2024).



Данная статья посвящена рассмотрению феномена мотивации с позиции концептуально-теоретических подходов, позволяющих отследить вариативность приоритетов и мнений ученых и аналитиков в сфере мотивации персонала в разные исторические периоды.

Ключевые слова : мотивация, персонал, концепции мотивации, теории мотивации, модели мотивации, потенциал, человеческий ресурс.

В условиях методологической и категориальной неоднозначности, необходимость комплексного переосмысления и систематизации научных знаний по вопросам мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организаций обусловливает актуальность исследования.

Интерес к широкому кругу явлений, побуждающих индивида к действию, возник задолго до появления теории управления. Начало научному изучению мотивации положили древние мыслители (Демокрит, Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Спиноза, Ибн Сина (Авиценна), Эпикур и др.), которые упоминали «нужду» как ключевую причину человеческой активности. Особое значение основному источнику активности человека — потребностям — придавали французские материалисты конца XVIII века (Э. Кондильяка, П. Гольбах). Большую роль потребностям в поведении человека отводили Н. Г. Чернышевский, П. М. Ершов, к Ф. М. Достоевский Г. Гегель. В XX и XXI вв. проблема мотивации остается чрезвычайно популярной и волнует многих ученых. В XX веке категории «потребность», «мотив» и «стимул» рассматривают во взаимосвязи и единстве. Р. Вудвортсомом отводится ключевая роль в психической активности индивида, в частности, чувствительности/ безразличию к стимулам, определяющих характер двигательных реакций и влияющих на восприятие окружающего мира [1].

В таблице 1 проиллюстрировано эволюционирование концепций мотивации трудовой деятельности [2 с.438].

Таблица 1

Эволюция концепций мотивации трудовой деятельности

Концепция

Постулаты

Содержание

Школа УП

Концепция «человека экономического»

Процесс труда не приносит такого удовлетворения, в отличие от вознаграждения за него

Подвод мотивации к материально-денежному стимулированию с учетом: нормирования, оплаты и дифференциации труда; маневрированием временем;

Задача: установка зависимости качественно-количественных индикаторов с формами вознаграждения

Классическая школа управления

(Ф. Тейлор,

А. Файоль,

Г. Форд,

Г. Эмерсон,

М. Вебер,

А. Гастев и др.)

Концепция «человека социального»

Наиболее весомой, нежели деньги выступает

потребность индивидов в значимости и полезности

Мотивация с четом доверия, адекватного вознаграждения по итогам оценки, поощрение лояльности инициативы, сотрудничества,.

Задача: организация системы вознаграждения, делая ставку на групповую солидарность

Школа человеческих отношений

(М. Фоллет,

Э. Мэйо,

К. Аджерис,

Р. Ликарт,

и др.)

Концепция «человек—ресурс»

Стремление индивида внести вклад в реализацию организационных целей, способность к творчеству, ответственности, самоконтролю

Отношение к персоналу как к «человеческому капиталу», особому виду ресурсов, при использовании которого скрыты колоссальный потенциал.

Стимулы: вознаграждение за инициативу, рационализацию, т.п.

Задача: в ориентации на повышение производительности труда, при одновременном удовлетворении спектра потребностей в аспектах качества жизни

Концепция человеческих ресурсов

(Флемхольц,

А. Маслоу,

Ф.Герцберг, Д.Мак-Грегор

и др.)

Концепция «работа —

часть “Я”»

Самоактуализи- рующаяся личность

Совпадение внутренней необходимости с необходимостью внешней, «я хочу» = «я должен» (полное совпадение личных и профессиональных ценностей). Задача: не допуск демотивации такого сотрудника

Теория метамотивации

(А. Маслоу)

В таблице 2 представлена классификация теорий мотивации [2, с.439].

Таблица 2

Классификация теорий мотивации

Теория

Автор

Год

Объект основного внимания теорий

Иерархия (пирамида) потребностей

А. Г. Маслоу, (Maslow)

1954

Потребности персонала

Теория потребностей и принцип разочарования-регрессии,

К. П. Алдафер (Alderfer)

1972

Теория приобретенных потребностей

Д. К. Макклелланд

(McClelland)

1985

Теория двух факторов

Ф. И. Герберг (F. Herzberg)

2003

Теория усиления

Б. Ф. Скиннер (Skinner)

1953

Внешние факторы

Теория справедливости

Дж.С. Адамс (Adams)

1963

Внутренние факторы

Теория ожиданий

В. Г. Врум (Vroo)

1964

Теория установления цели

И. А. Локки (Locke)и

Г. П. Лэтхем (Latham)

1990

Теория научного управления

Ф. В. Тейлор (Taylor),

1911

Управленческие аспекты

Теория X и Теория Y

Д. Макгрегор (McGregor),

1957

Теория Z

В. Г. Оучи (Ouchi)

1981

Систематическое изучение мотивации обусловили создание двух категории теории мотивации:

1) содержательные теории мотивации базируются на удовлетворении потребностей и побуждении индивида к действиям, концентрируясь на анализе и выявлении содержания факторов мотивации. При этом, авторы основываются на идентификации внутренних потребностей и мотивов индивида, побуждающих действовать конкретным образом; в означенных теориях проводится анализ потребностей и их влияния на мотивацию, описана структура потребностей, содержание и связь потребностей с мотивацией индивида к деятельности (А. Маслоу, К. Альдерфер, Д. МакКлелланд, Ф.Герцберг);

2) в соответствии с процессуальным подходом, предметом изучения которого выступает динамика взаимодействия разных мотивов, поведение индивида определяется не только его потребностями, но и восприятием ситуации, ситуационным ожиданиями, оценкой возможностей, перспектив выбранного типа поведения; в результате, индивидом принимается/ не принимается решение об активных действиях либо о бездействии (В. Врум, Б.Скиннер, Л. Портер и Э. Лоулер, Д. Аткинсон, Д. Макгрегор) [3, 4; 5; 6].

Наиболее авторитетной считается Теория иерархии (А. Маслоу (Maslow, 1954), автор которой предлагает иерархию потребностей: от низших уровней прожиточного минимума — до высших уровней самосознания и самореализации [7].

На базе теории Маслоу, К. П. Алдафер (Alderfer, 1972) предположил Теорию потребностей (теория ERG), принципиально отличающаяся от теории Маслоу— движение по иерархии возможно осуществить как снизу вверх, так и сверху вниз при условии не удовлетворения потребности верхнего уровня; автором предложен принцип разочарования-регрессии, в соответствии с которым, между выделенными автором уровнями иерархии потребностей сотрудники перемещаются зависимо от степени удовлетворения их потребностей [8].

Ф. И. Герцбергом (Herzberg, 2003) теория А. Г. Маслоу была доработана. В Герценбергской теория двух факторов объединены все потребности в два уровня, в частности: потребности гигиены (мотивы и стимулы нижнего уровня: управление фирмой, межличностные отношения, условия труда, зарплату, статус и безопасность); потребности мотивации [9].

Д. К. Макклелландм (McClelland, 1985) разработана Теория приобретенных потребностей, основной идеей является приобретение потребностей на протяжении всей жизни; не являясь врожденными, формирование и развитие потребностей индивида обусловлено его жизненным опытом [10].

Теория усиления B. Ф. Скиннера (Skinner, 1953) входит в число теорий, которые делают акцент на внешних факторах мотивации персонала; в рамках изучения поведения персонала выяснено: усиление определенного поведения персонала обусловлено мотивацией и стимулированием труда [11].

Ключевым аспектам внутренних факторов мотивации и стимулирования персонала уделено внимание в следующих теориях: Дж. С. Адамса (Adams, 1963); В. Г. Врума (Vroom, 1864), И. А. Локки и Г. П. Лэтхема (Locke, Latham, 1990).

Так, в Теории справедливости Дж. С. Адамса: мотивированность персонала обусловлена их пониманием справедливого отношения по сравнению с прочими коллегами. Теория ожиданий В. Г. Врума [12]: учитывает ожидания сотрудников и предполагает, что они мотивированы и стимулированы результатами и ожидаемыми итогами их собственного поведения. Теории установления цели И. А. Локки и Г. П. Лэтхема [13] предполагает: сотрудники при установлении цели, становятся мотивированными и стимулированными к принятию мер по достижению данных целей.

Ряд теорий заостряют внимание на управленческих аспектах данного процесса, в частности, производительности, человеческим ресурсам и пр.. Среди них, заслуживают внимания следующие теории:

– Теория научного управления, основоположником которой является Ф. Тейлор (Taylor, 1911) [14]; она сосредоточена на изучении процессов работы, определении эффективных способов ее выполнения и, в свою очередь, вознаграждении работников за их продуктивность и трудолюбие; работники мотивированы и стимулированы к труду и способны постоянно работать усерднее и эффективнее, их труд следует оплачивать исходя из количества и качества выполняемой работы;

– Теория X и теория Y Д. МакГрегора (McGregor, 1957) [15], которая опирается на работу Ф. И. Герцберга и предлагает собственный подход; теория сначала классифицирует менеджеров и относит их к одной из двух групп: первую группу составляют «Менеджеры X», считающие работников немотивированными и неуправляемыми; к противоположной группе относятся «Менеджеры Y», сосредоточенные на мотиваторах и работающие над тем, чтобы помочь работникам в удовлетворении потребностей этих более высоких уровней;

– Теория Z В. Г. Оучи (Ouchi, 1981) [16] исходит из идеи, что работники, вовлеченные в деятельность предприятия и привержены ему, будут мотивированы и стимулированы на повышение производительности; основываясь на японском подходе к управлению, «Менеджеры Z» предоставляют награды (долгосрочная занятость, продвижение изнутри, управление на основе участия) и другие методы мотивации.

Таким образом, рассмотрев теории и модели мотивации персонала, автор придерживается концепции, в соответствии с которой, человеческий капитал в условиях глокализации выступает стратегически значимым фактором стабильности, роста устойчивости и конкурентоспособности современного хозяйствующего субъекта, который материализован в потенциал конкретного сотрудника, поэтому задача поиска эффективных подходов к мотивации персонала не только важна, но и своевременна.

Литература:

  1. Пряжников, Н. С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для вузов / Н. С. Пряжников. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 365 с.
  2. Митрофанова И. В. Мотивация и стимулирование труда: эволюция концептуально-методологических подходов//И. В. Митрофанова, И. В. Корсакова, А. С. Пономарева, И. Д. Калиничева// Мотивация. Экономика: вчера, сегодня, завтра. — 2019. — Том 9. — СС. 436–451.
  3. Кузнецова, А. Ю. Основные теории мотивации / А. Ю. Кузнецова— Текст: непосредственный // Студенческий. — 2019. — № 2–2(46). — С. 39–41.
  4. Сальникова, Е. С. Эволюция теорий мотивации персонала организации / Е. С. Сальникова // Экономические исследования и разработки: сборник научных статей. — Пенза: ООО «Глобус», 2019. — С. 21–25
  5. Толмачева, М. С. Эволюция теорий мотивации в зарубежных исследованиях / М. С. Толмачева, Г. А. Мешкова // Успехи гуманитарных наук. — 2019. — № 2. — С. 6–14.
  6. Хохлова, Е. Д. Современные подходы к мотивации персонала организации / Е. Д. Хохлова. // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 364–366.
  7. Maslow, A. H. Motivation and personality. New York: Harper & Row, — 1954. — 411 p. https://holybooks.com/wp-content/uploads/Motivation-and-Personality-Maslow.pd
  8. Herzberg, F. I. One more time: how do you motivate employees? // Harvard Business Review. — 2003. — No 81. — pp. 87–96. https:// hbr.org/ 2003/01/ one-more-time-how-do-you-motivate-employees
  9. McClelland, D. C. Human motivation. Glenview. IL: Scott, Foresman, —1985. — 315 p. https://www.coursehero.com/file/p45iqcm/Jang-K-L-McCrae-R-R-Angleitner-A-Riemann-R-Livesley-W-J-1998-Heritability-of
  10. Adams, J. S. Towards an understanding of inequity // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. No 67(5). — 411 p. https:// shodhganga. inflibnet. ac. in/bitstream/10603/20476/14/14_references.pdf
  11. Skinner, B. F. Science and human behavior. — New York: Macmillan, — 1953. — 461 p. https:/ /garfield. library. upenn. edu/ classics1985 / A1985ARE6000001.pdf
  12. Vroom, V. H. Work and motivation. — New York: Wiley, — 1964. — 331 p. https://www.worldcat.org/title/work-and-motivation/oclc/243731
  13. Locke E. A., Latham G. P. A theory of goal setting and task performance. — Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, — 1990. https:// garfield. library. upenn.edu/classics1992/A1992JF73700001.pdf
  14. Taylor, F. W. The Principles of Scientific Management. — New York, London: Harper & brothers, — 1911. https://search.rsl.ru/ru/record/01004426387
  15. McGregor D. Human Side of Enterprise // Management Review. — 1957. — No 11. pp. 41–45 https:/ /maaw. info/ ArticleSummaries/ ArtSum Mcgregor57. htm
  16. Ouchi, W. G. Theory Z. Massachusetts: Addison-Wesley, — 1981. — 283 p. https://ru.scribd.com/doc/124903978/Teoriile-X-si-Y
Основные термины (генерируются автоматически): теория, потребность, ERG, иерархия потребностей, классификация теорий мотивации, мотивация персонала, научное управление, Теория потребностей, Теория справедливости, трудовая деятельность.


Ключевые слова

мотивация, персонал, потенциал, теории мотивации, человеческий ресурс, концепции мотивации, модели мотивации

Похожие статьи

Компетентностный подход и его использование в банковской сфере

В статье авторы определяют актуальность компетентностного подхода, описывают различные модели компетенций. А также выявляют основные подходы к формированию компетенций в банковской сфере.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Различные подходы к пониманию мотивации труда в организации

Эффективность управления организацией во многом зависит от состояния и действенности системы мотивации и стимулирования персонала. В статье рассмотрены основные подходы к определению мотивации труда в организации. В частности, проведен анализ подходо...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Заработная плата как основная форма мотивации труда

В статье представлен обзор теоретических подходов к роли заработной платы и ее использование как основной формы мотивации. Основные положения исследования раскрывают сущность влияния на динамику и актуальность использования заработной платы в качеств...

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Индивидуальные особенности при мотивации труда управленческого персонала строительных организаций

В статье исследуются актуальные проблемы современного этапа развития мотивации, а также проанализированы семь основных особенности мотивации труда управленческого персонала строительных организации.

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации и мотивации персонала, а также особенности взаимосвязи данных кадровых процессов и организационной культуры.

Похожие статьи

Компетентностный подход и его использование в банковской сфере

В статье авторы определяют актуальность компетентностного подхода, описывают различные модели компетенций. А также выявляют основные подходы к формированию компетенций в банковской сфере.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Различные подходы к пониманию мотивации труда в организации

Эффективность управления организацией во многом зависит от состояния и действенности системы мотивации и стимулирования персонала. В статье рассмотрены основные подходы к определению мотивации труда в организации. В частности, проведен анализ подходо...

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Заработная плата как основная форма мотивации труда

В статье представлен обзор теоретических подходов к роли заработной платы и ее использование как основной формы мотивации. Основные положения исследования раскрывают сущность влияния на динамику и актуальность использования заработной платы в качеств...

Система мотивации в организации: принципы построения

В статье рассматриваются принципы построения системы мотивации в образовательной организации. Автором определяется перечень принципов системного подхода, используемых при построении системы мотивации и дается их описание в разрезе данной системы.

Индивидуальные особенности при мотивации труда управленческого персонала строительных организаций

В статье исследуются актуальные проблемы современного этапа развития мотивации, а также проанализированы семь основных особенности мотивации труда управленческого персонала строительных организации.

Модели развития персонала

Целью статьи является выявление современных альтернативных моделей развития персонала, которые могут стать новыми действенными способами максимального использования ресурсов знаний, навыков и социальных компетенций сотрудников и реализации долгосрочн...

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации и мотивации персонала, а также особенности взаимосвязи данных кадровых процессов и организационной культуры.

Задать вопрос