Права лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам, на представительство в органах власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (364) май 2021 г.

Дата публикации: 25.05.2021

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Оказова, Я. А. Права лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам, на представительство в органах власти / Я. А. Оказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 22 (364). — С. 370-372. — URL: https://moluch.ru/archive/364/81504/ (дата обращения: 21.09.2021).



Все люди, независимо от пола, сексуальной ориентации или гендерной идентичности, имеют право на предоставление им равных возможностей, предусмотренных международным правом в области прав человека, в том числе предоставление им прав. Цель настоящей статьи — проанализировать сложившуюся в мире ситуацию относительно политических прав лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам, используя при этом примеры различных стран.

Ключевые слова : международное право, сексуальные меньшинства, органы власти, права человека.

В настоящей статье речь пойдет о лицах, относящихся к сексуальным меньшинствам и их праве на представительство в различных органах власти и в целом в политической сфере. Зачастую ЛГБТ-представители находят себя в каких-то творческих сферах, особенно это применимо к геям, так как патриархальное общество склонно не воспринимать их как полноценных мужчин, и, если не осуждают и не оскорбляют, то ассоциируют геев с людьми, которые имеют больше возможностей и навыков работы в сфере искусствa или красоты. Они представляются в образе стилистов, фотографов, художников, музыкантов. Существует также идея, что ЛГБТ люди являются слишком творческими и более уязвимыми натуры. Безусловно, нельзя отрицать тот факт, что среди лиц, относящихся к сексуальным меньшинствам большое количество тех, кто выбирают упомянутые области по своей воле. Тем не менее, этo не ознaчает, что им не под силу справиться с работой в других областях, кроме искусства и индустрии моды. А если говорить об органах власти, то ситуация несколько иная. Рассмотрим, есть ли в этой сфере предубеждения относительно ЛГБТ-представителей.

Право на равное участие в ведении политических и государственных дел как таковое предусматривается большим количеством международных актов. Статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП) [4] гласит, что каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность: (a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; (b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; (c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. Согласно Замечаниям общего порядка 25 [2] ведение государственных дел представляет собой широкое понятие, связанное с осуществлением политических полномочий, в частности, с реализацией законодательных, исполнительных и административных полномочий. Оно охватывает все аспекты государственного управления, а также разработку и осуществление политики на международном, национальном, региональном и местном уровнях. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека [1] закреплено, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране. Согласно п. (с) ст.5 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации [3] государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления политических прав, в частности права участвовать в выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также права равного доступа к государственной службе. И это лишь малая часть международных актов, закрепляющих такие права. Рассмотрим, как обстоят дела на практике.

Однозначную оценку этому вопросу дать сложно, ведь все зависит от каждой отдельно взятой страны. Если рассматривать Россию, то ситуация в этой сфере довольно печальная, так как об открытости ЛГБТ-сообщества в целом говорить сложно, а о его представителях в органах власти и подавно. Так, например, депутат гордумы Екатеринбурга обвинил местные СМИ в гей-пропаганде по причине того, что те опубликовали историю молодого парня, который рассказал о жизни ЛГБТ-людей в армии [5]. Депутат назвал распространение информации о людях с нетрадиционной ориентацией большой проблемой и интересовался, какую меру воздействия, кроме административного наказания, можно применить, чтобы «остановить распространение содомии в обществе». В связи с таким отношением к теме ЛГБТ не может быть и речи, о том, чтобы кто-то из государственных служащих, депутатов, судей признался бы в своей нетрадиционной ориентации. В некоторых случаях открытость ЛГБТ лиц может даже повлиять на их продвижение по карьерной лестнице. Так, например, Фидес Сайер, депутат Европарламента от венгерской правящей партии, подал в отставку после того, как полиция задержала его на вечеринке с представителями сексуальных меньшинств. Этот случай получил широкую огласку еще и потому, что партия, к которой Сайер принадлежал, заявляла, что стоит на страже традиционных семейных ценностей и выступает против усыновления детей однополыми парами. Это пример краха карьеры, общественного неодобрения и всеобщего осуждения. Но стоит отметить, что значимую роль конкретно в этой ситуации сыграл не только сам факт открывшейся ориентации Сайера, а то, что всю жизнь он принадлежал к партии, выступающей против ЛГБТ. На мой взгляд, это важный показатель, так как очевидно, что у Фидеса были на то причины, он понимал, что такая позиция выгоднее с точки зрения общества, но жил при этом двойную жизнь.

Если говорить о примерах успешной реализации политических прав лицами, относящимися к сексуальным меньшинствам, то, в первую очередь, стоит отметить Америку, где в феврале 2021 года Джо Байден назначил Пита Буттиджича министром транспорта в СШA [6]. Это первый открытый гей на позиции министра в истории страны. Более того, он живет в браке с мужчиной. Сенат США также поддержал его кандидатуру, подавляющее большинство сенaторов было «за». Это, естественно, вызвало резонанс, а правозащитная организация Human Rights Campaign назвала решение Байдена историческим. Несмотря на то, что некоторые сомневаютсявреальном желании президента уравнять в правах людей, считая, что таким образом пытается заслужить одобрение электората и идти в ногу с прогрессивным обществом, как бы то ни было, он, в любом случае, в каком-то смысле «вершит историю». Намерения и скрытые мотивы отходят на второй план перед лицом фактов. К тому же, не стоит упираться в статус «гея» или еще какого-то меньшинства, которым уделяет внимание Джо Байден, ведь тот же Пит Буттиджич — невероятно талантливый политик, которого отмечали задолго до его назначения на пост министра транспорта.

Еще один позитивный пример представляет собой Новая Зеландия, парламент которой стал самым дружественным к представителям ЛГБТ в мире: из 120 мест в палате 11 заняли представители ЛГБТ-сообщества, то есть 9 %. Один из кабинетов парламента для правительственных заседаний даже переименовали в «Радужную комнату» в честь геев и трансгендеров страны [7]. В правительстве Великобритании также работает большое количество открытых геев. Более того, Вахид Алли — открытый гей-мусульманин стал первым членом палаты лордов в парламенте [8]. Людям религиозным и верующим всегда сложнее открыто говорить о своей ориентации, а тем более заявлять о ней на весь мир, но, несмотря на это, такой пример есть и в Тунисе, где главой либеральной партии является открытый гей Мунир Батур, исповедующий ислам [9].

Правительство весьма патриархальной Сербии с 2017 года возглавляет лесбиянка Ана Брнабич, первая женщина премьер-министр страны и первая открытая представительница ЛГБТ на этом посту. Однополые браки в Сербии запрещены, но у Брнабич есть гражданская жена, врач Милица Джурждич [10]. В Ирландии, которая длительное время имела репутацию одной из самых негативно настроенных к ЛГБТ-сообществу стран Европы, и в которой до 1993 года гомосексуальность была наказуема, в 2017 году премьер-министром стал открытый гей Лео Вардакар [11].

Таким образом, мы видим, что ситуация в отношении реализации прав представителей сексуальных меньшинств на представительство в органах власти, а также на равное участие в ведении политических и государственных дел варьируется от страны к стране. Законодательного запрета на участие в ведении политических и государственных дел, как правило, нет и такой запрет противоречил бы всем существующим международным актам и конвенциям, но, тем не менее, на практике людям, занимающим высокие должности, часто сложно открыто говорить о своей нетрадиционной ориентации, так как это может повлиять на их карьеру. Наибольшее количество открытых гомосексуалов на постах в органах власти, конечно, в странах Европы, ведь именно эти страны являются в настоящий момент наиболее толерантными. Но также нельзя не отметить, что в течение последних двадцати лет ситуация, несомненно, сильно поменялась в лучшую сторону и можно наблюдать, как страны, некогда считавшиеся патриархальными, двигаются в сторону уравнивания прав. Хочется надеяться, что эта тенденция будет только развиваться.

Литература:

  1. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948, Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи.
  2. Замечание общего порядка № 25 (участие в ведении государственных дел и право голосовать), 12 июля 1996 года, Комитет ООН по правам человека, 1510-е заседание, пятьдесят седьмая сессия.
  3. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 21 декабря 1965, Генеральная Ассамблея, Сборник международных договоров ООН, т. 660, стр. 195.
  4. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966, принят Генеральной Ассамблеей, Сборник международных договоров ООН, т. 999, стр. 171.
  5. https://www.e1.ru/text/gorod/2021/02/25/69783023/
  6. https://www.theguardian.com/us-news/2021/feb/02/pete-buttigieg-confirmed-transportation-secretary
  7. https://birdinflight.com/ru/novosti/20201019-newzealand-parliament.html
  8. https://datewiki.ru/wiki/Waheed_Alli,_Baron_Alli
  9. https://golosislama.com/news.php?id=36890
  10. https://www.bbc.com/russian/news-40297007
  11. https://www.bbc.com/russian/news-40137570
Основные термины (генерируются автоматически): орган власти, ведение политических, государственная служба, нетрадиционная ориентация, открытый гей, дело, лицо, министр транспорта, равное участие, расовая дискриминация.


Задать вопрос