В статье исследованы особенности правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития национального законодательства на примере некоторых конституционных прав и свобод человека, таких как права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования, защиты прав потребителей и другие. Также делаются выводы по различиям международного и национального законодательства в актуальное время.
Ключевые слова: права человека, защита, конституционное, национальное законодательство, международное законодательство, вклад, потребители, митинги, шествия.
Россия внесла значительный вклад в правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина на международном уровне. Ее внешнеполитическая деятельность всегда была направлена и направлена в настоящее время на гуманизацию международных отношений. Это становится особенно очевидным в свете участия России в решении гуманитарных конфликтов в Сирии, между Израилем и Палестиной, на Украине.
Рассмотрим особенности правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина на современном этапе развития национального законодательства на примере некоторых конституционных прав и свобод человека [3].
На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики [1].
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции РФ, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (ст. 3 ФЗ N 54-ФЗ). Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24.10.2013 № 1618-О, от 24.10.2013 № 1619-О, ФЗ № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12–17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод. Иное не согласуется с универсальным для всех видов судопроизводства требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего критериям справедливости (постановления от 02.02.1996 № 4-П, от 03.02.1998 № 5-П, от 11.05.2005 № 5-П, от 15.10.2020 № 41-П). Когда суды не исследуют по существу обстоятельства дела, ограничиваясь только установлением формальных условий применения нормы, право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, оказывается существенно ущемленным (постановления от 28.10.1999 № N 14-П, от 14.07.2003 № 12-П, 15.10.2020 № 41-П и др.) [2].
Вопросы осуществления судебной защиты решаются в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 11), в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ст. 46), в Трудовом кодексе Российской Федерации (глава 60), Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации административного судопроизводства Российской Федерации (ст. 40) и ряде других актов кодифицированного законодательства.
Вопросам судебной защиты прав при возникновении определенных событий посвящены нормы таких законов, как, например, Закон РФ «О защите прав потребителей» (ст. 17).
Судебной защите прав некоторых категорий граждан и их объединений посвящены нормы таких законов, как Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 29), Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ч. 6 ст. 8), Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 10), Федеральный закон «О ветеранах» (ст. 27), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. от 4 августа 2023 г. № 475-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (ст. 14) и др. [4]
Резюмируя вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:
Международное право обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина на международном уровне, что особенно важно в случаях, когда национальное законодательство не обеспечивает достаточной защиты.
Нормы международного законодательства имеют большое значение для правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Они устанавливают стандарты, которые должны соблюдаться всеми государствами-участниками, и определяют минимальный уровень защиты прав и свобод. Эти нормы включают в себя международные договоры, конвенции, резолюции и другие документы, которые признаются международным сообществом.
Нормы национального законодательства также имеют важное значение для правового регулирования защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Они определяют права и обязанности граждан и государственных органов в рамках конкретной страны.
Национальное законодательство является, по нашему мнению, более эффективным в защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, так как оно учитывает особенности правового поля России и ее культуры.
Литература:
- Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 14. — Ст. 1514.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 20. — Ст. 2143. Документ утратил силу.
- Федеральный закон от 28 февраля 2023 г. № 43-ФЗ «О прекращении действия в отношении Российской Федерации международных договоров Совета Европы» // Собрание законодательства РФ. — 2023. № 10. — Ст. 1566.
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 29 мая 2023 г. № 2-ФКЗ) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.
- Вахрамеева, Л. Н. Конституционно-правовой механизм охраны и защиты абсолютных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 12.00.02 — Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право: дисс. …. кандид. юридич. наук / Л. Н. Вахрамеева. Москва, 2021. С. 64