Деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 24.05.2021

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Русинов, П. В. Деятельность органов прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации / П. В. Русинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 282-284. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81458/ (дата обращения: 05.12.2021).



Ценностью современного государства, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни — дети. Реализация и защита прав детей являются одним из основных направлений деятельности любого демократического государства. Однако в силу своего юного возраста дети нуждаются в особой защите их прав. Статья посвящена теоретическим и практическим вопросам организации и деятельности органов прокуратуры, возникающим в процессе защиты нарушенных прав несовершеннолетних граждан.

Ключевые слова: органы прокуратуры, прокурорский надзор, акты прокурорского реагирования, протест, представление, постановление, предостережение, несовершеннолетних, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, дети, дети-инвалиды.

The value of the modern state is traditionally considered to be the family, and the main value of family life is children. The realization and protection of children's rights is one of the main activities of any democratic State. However, due to their young age, children need special protection of their rights. The article is devoted to the theoretical and practical issues of the organization and activities of the prosecutor's office, which arise in the process of protecting the violated rights of minors.

Keywords: prosecutor's offices, prosecutor's supervision, acts of prosecutor's response, protest, submission, resolution, warning, minors, protection of the rights and legitimate interests of minors, children, handicapped child.

В соответствии со статьей 2 Конституцией Российской Федерации (далее — Конституция РФ), права и свободы человека, являются высшей ценностью. В статье 38 Конституции РФ обозначена обязанность по защите семьи, материнства и детства со стороны государства. Права человека являются неотчуждаемыми, универсальными, взаимосвязанными и взаимозависимыми. Ребенок — это субъект права, который наделен теми же правами, что и все люди, и его права являются неотъемлемой частью всеобщих прав человека. Однако в силу своего юного возраста дети нуждаются в особой защите их прав, а в определенных случаях им нужны и дополнительные права в особенности, если это — дети с ограниченными возможностями [3, с. 37–38].

Реализация и защита прав детей являются одним из основных направлений деятельности любого демократического государства. Тем самым, современное государство должно эффективно использовать законодательство, возможности отдельных органов в целях обеспечения защиты прав несовершеннолетних [4, с. 469].

Основным механизмом по защите прав несовершеннолетних, соблюдения законности и правопорядка в отношении последних входит в компетенцию органов прокуратуры, особое внимание уделяется соблюдению равенства прав несовершеннолетних. Так, в соответствии со ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ) защита прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних осуществляется родителями, лицами их заменяющими, а в случаях предусмотренным законодательство органами опеки и попечительства, судом и прокурором.

Многие принципы, в силу которых и осуществляется защита прав несовершеннолетних органами прокуратуры, раскрыты в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», рассмотрим некоторые положения:

— постоянный надзор за исполнением и соблюдением законодательства о социальной защите и оказания помощи детям, которые находятся в затрудненном социальном положении;

— пресечение каких-либо насильственных действий в отношении несовершеннолетнего;

— незамедлительное реагирование на факты нарушение жилищных и имущественных прав ребенка, привлечение к ответственности виновных;

— обеспечение надзора за соблюдением прав несовершеннолетних на свободу совести и вероисповеданий. Они должны пресекать незаконную деятельность религиозных, неорелигиозных и других групп и организаций, причинившим вред обществу или своим членам, а также подозреваемым в потенциальной опасности причинения такого вреда;

— осуществление надзора за исполнением законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних [5].

Остановимся более подробнее на последнем пункте и рассмотрим примеры из практики. В Липецке после обращения гражданки были вынуждены провести проверку на соблюдение законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, вследствие чего установлено, что несовершеннолетний сын заявительницы — инвалид и в результате медицинских показаний нуждается в регулярном применении технических средств реабилитации.

В сентябре 2019 г. мать инвалида обратилась в региональное отделение Фонда социального страхования РФ в г. Липецк с заявлением об обеспечение ее сына техническими средства реабилитации, но заявление было исполнено частично.

На момент проверки органами прокуратуры ребенок также не был обеспечен всеми необходимыми средствами реабилитации, что послужило основанием для дальнейшего обращения прокуратуры в суд.

Решением суда требования прокурора удовлетворены. В настоящее ребенку-инвалиду предоставлены необходимые технические средства для его реабилитации.

Также, в результате проверки выявлены неединичные факты ненадлежащего обеспечения детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами. Так, прокуратурой г. Кандалакши установлено, что для лечения несовершеннолетней назначены еженедельные инъекции лекарственного препарата. Аптекой было отказано в обеспечении лекарственным препаратом по причине отсутствия его поставок, вызванного тем, что между Министерством здравоохранения Мурманской области и аптечным учреждением не заключен государственный контракт на обеспечение отдельных категорий граждан данным лекарственным препаратом. В связи с этим прокурором г. Кандалакши направлено в суд исковое заявление в интересах несовершеннолетней к Министерству здравоохранения об организации обеспечения ребенка лекарственным препаратом до конца 2014 года. Производство по гражданскому делу прекращено, в связи с добровольным исполнением ответчиком требований прокурора.

Факты необеспечения и несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями выявлялись также прокуратурами г. Кандалакши, г. Североморска, Печенгского района, а также прокуратурой области.

В ходе проверки прокуроры пресекли нарушения жилищных прав детей-инвалидов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также трудового законодательства.

Всего по результатам проверки выявлено свыше 350 нарушений закона, в целях устранения, которых принесено 55 протестов, направлено 31 представление, предъявлено в суд 103 иска, возбуждено 12 административных производств и объявлено 1 предостережение [1].

В соответствии Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», а именно со ст. 6.1, 6.2 дети-инвалиды являются гражданами обладающими льготами и имеют право на социальную помощь, которая выражается в социальных услугах, таких как: обеспечением необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными лечебными продуктами питания.

Лекарственные средства и изделия медицинского характера при амбулаторном лечении ребенка-инвалида отпускаются по рецепту лечащего врача бесплатно, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» [7, с. 70].

А. В. Гришин, считает, что наиболее действенными правовым инструментом по защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, является деятельность органов прокуратуры, где последние подают исковое заявление в суд, так как, именно суд гарантирует применение мер государственного принуждения для восстановления нарушенных и оспариваемых прав, свобод и интересов несовершеннолетнего [2, с. 55–56].

А. В. Паламарчук, обращает внимание на состояние исковой деятельности органов прокуратуры в защиту прав и интересов граждан с ограниченными возможностями, отмечая, что за 2015–2016 гг. прокуратурой направлено около 7 тыс. исковых заявлений в суды [1].

Согласно официальной статистике в 2019 году прокурорами в области защиты прав несовершеннолетних выявлено более 670 тыс. нарушений закона. С целью их устранения вынесено почти 60 тыс. протестов на незаконные правовые акты, внесено 149 тыс. представлений, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 31 тыс. физических и юридических лиц, в суды направлены более 80 тыс. исков на общую сумму свыше 970 млн рублей.

Практика последних лет показывает, что прокурорский надзор стал наравне с судом одним из основных гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних. Прокуроры в рамках своих полномочий незамедлительно реагируют и оценивают нарушения закона в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, требуя привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших данные нарушения [6, с. 323–324].

Исходя из перечисленных примеров, где мы можем увидеть, насколько несовершеннолетние нуждаются в компетентной помощи, мы можем сделать вывод о том, насколько необходим прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних, в то же время функционирующий как механизм взаимодействия государственных и негосударственных средств обеспечивающих соблюдение прав и свобод несовершеннолетних [1].

Полномочия, которыми наделены органы прокуратуры, предоставляют прокурорам возможность быстрого реагирования на возникшие нарушения законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений, предусматривая широкие полномочия для их устранения. Тем самым, анализ практики свидетельствуют о значимости деятельности прокурора по защите прав несовершеннолетних и в особенности детей с ограниченными возможностями.

Для еще более действенной организации деятельности органов прокуратуры помимо пристального надзора за исполнением законодательства несовершеннолетних, должны использоваться на практике весь спектр масштабных полномочий, предоставленные работникам прокуратуры. А также участвовать в систематизации и усовершенствовании нормативных актов регулирующих вопросы прав и свобод несовершеннолетнего. Для этого органы прокуратуры должны иметь реальное представление какие нарушение в отношении несовершеннолетних допускаются и какие причины способствуют данным нарушениям.

Таким образом, не смотря на то, что органами прокуратуры выявляется значимое количество нарушений прав несовершеннолетних, а также детей-инвалидов и ведется беспрестанная борьба за восстановление их прав и привлечения к ответственности виновных, органам прокуратуры, иным организациям и органам компетентным в данной сфере стоит направлять не мало своих сил и средств для недопущения нарушений прав в отношении, таких не защищенных слоев общества, ведь как показывает практика такие случаи имеют место быть в современном обществе.

Литература:

  1. Генеральная прокуратура Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: https://genproc.gov.ru/protecting_children. (дата обращения: 18.12.2020).
  2. Гришин А. В. Защита прокурором в гражданском судопроизводстве прав и законных интересов несовершеннолетних: Дис. …канд.юрид. наук. М. 2010. С. 55–56.
  3. Корнилова Е. В. Конституционные основы деятельности прокуратуры по обеспечению прав несовершеннолетних в РФ // Вестник Пензенского государственного университета. 2017. № 2 (17). С. 37–45.
  4. Петров А. С., Семенова И. Ю. К вопросу о деятельности органов прокуратуры в сфере защиты прав несовершеннолетних граждан // Социально-правовая защита детства как приоритетное направление современной -государственной политики. 2018. С. 467–473.
  5. Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 26.11.2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» // Законность. — 2008. — № 2.
  6. Сеидов П. О. Актуальные проблемы регулирования полномочий прокурора по надзору за исполнением законов // Сборник трудов XVI Всероссийских декабрьских юридических чтений в Костроме. 2020. С. 320–324.
  7. Сорока Е. С. О деятельности органов прокуратуры по защите прав детей-инвалидов на охрану здоровья // Защите меня. 2018. № 2. С. 69–71.
Основные термины (генерируются автоматически): орган прокуратуры, лекарственный препарат, прокурорский надзор, ребенок, защита, кандалакша, суд, демократическое государство, исковое заявление, Российская Федерация.


Ключевые слова

дети, постановление, представление, Дети-инвалиды, прокурорский надзор, протест, органы прокуратуры, предостережение, акты прокурорского реагирования, несовершеннолетних, защита прав и законных интересов несовершеннолетних
Задать вопрос