Внедрение рентгеновских систем досмотра груза как мера повышения безопасности перевозочного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 21.05.2021

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Семененко, А. А. Внедрение рентгеновских систем досмотра груза как мера повышения безопасности перевозочного процесса / А. А. Семененко, В. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81354/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы поднимают проблему технологии принятия груза к перевозке на станциях и предлагают внедрение рентгеновских систем досмотра для повышения эффективности и безопасности перевозочного процесса в железнодорожном сообщении.

Ключевые слова: транспорт, безопасность, железная дорога, грузовые перевозки.

Каждый день в России практически непрерывно выполняются грузовые операции. Это обусловлено необъятностью земель нашей страны, в каждую точку которой необходимо доставить определенные грузы. Это может быть, что угодно, например, продукты питания, сырье для производства, топливо, лес, бытовая техника и многое другое. Железнодорожный транспорт является одним из ведущих в области грузовых перевозок. Он имеет свою отдельную непрерывно работающую дорогу, что позволяет обеспечивать бесперебойное сообщение. Также железная дорога необходима при доставке грузов в дальние уголки России, которые часто настигает непогода, что приводит к невозможности работы авто- и авиасообщений. В среднем на май 2021 года среднесуточно на грузовых станция ОАО «РЖД» погружается примерно 2200 тысяч тонн [1]. А за прошлый месяц текущего года объем грузовых перевозок практически достиг 68000 тысяч тонн. Эти показатели свидетельствуют о том, что железная дорога — неотъемлемый элемент всей транспортной сети России, а значит она должна доставлять грузы быстро, сохранно и безопасно.

В нашей статье мы хотим особо обратить внимание на безопасность железнодорожного транспорта. Безопасность должна обеспечиваться с момента прибытия груза на станцию погрузки и до момента выдачи его грузополучателю. В свою очередь, работники железнодорожного транспорта по инструкциям на каждом этапе стремятся к обеспечению исправной работы сети. Безопасность обеспечивается содержанием в исправности всех сооружений и устройств, пути, подвижного состава и других механизмов, а также правильной и чёткой работой персонала. Это регулируется правилами, инструкциями и контролируется должностными лицами. Однако, не всё в настоящий момент находится под контролем и ответственностью железной дороги. Согласно «Правилам приём грузов к перевозке железнодорожным транспортом», разработанным в соответствии со статьей 3 ФЗ от 10 января 2003г грузоотправитель составляет заявку, где указывает груз, перевозимый им, и подтверждает эту информацию своей подписью и печатью. Однако, на самом деле железнодорожные структуры не могут быть до конца уверены, что находится в содержимом тар с грузом, т. к. зачастую они даже не вскрываются.

Рассмотрим поподробнее систему приёма грузов к перевозке. Грузоотправитель подаёт заявку на перевозку в бумажном виде через агента ЦФТО, а также в электронном виде через АРМ Клиента АС ЭТРАН или в режиме «АСУ-АСУ» при наличии соответствующих договоров у грузоотправителей. При согласовании заявки перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю. Далее грузоотправитель в указанную дату и время привозит свой груз на станцию погрузки. По Уставу железнодорожного транспорта РФ (ст.18) [3] грузоотправитель обязан подготовить грузы к перевозке, а именно упаковать груз в тару и упаковку, заполнить требуемые нормативные документы и нанести маркировку, включающие основные надписи. На станции погрузки приемосдатчик тщательным наружным осмотром должен убедиться в том, что предъявленный груз и его количество соответствуют данным, указанным в накладной, а упаковка не вызывает опасений в утрате, порче или повреждении груза. Если при осмотре тары и упаковки будут выявлены недостатки, которые могут привести к указанным последствиям, приемосдатчик должен потребовать устранения этих недостатков или отказать в приеме груза к перевозке. Но, в то же время, бывают такие ситуации, что коробки надлежащего качества без каких-либо изъянов и повреждений и не вызывающие подозрений могут содержать в себе запрещенные грузы. К ним относят: нелегальное оружие (в т. ч. бомбы и взрывчатки с дистанционным управлением), наркотические и психотропные вещества, алкоголь без акцизных марок и др. На таком этапе очень сложно определить легальность перевозимого груза, т. к. целостность упаковки не повреждена, а приемосдатчику, согласно Уставу, запрещено вскрывать тару и досматривать самовольно этот груз. В результате этого происходит перевозка запрещенного товара. В этом есть недоработка технологии приема груза к перевозке: отсутствие контроля содержимого упаковки может повлечь за собой определенные последствия, которые могут угрожать жизни и здоровью работников и пассажиров, нанести вред железнодорожной инфраструктуре, а также и всей безопасности страны в целом.

Одной из мер, которую можно было предложить для предотвращения нелегального провоза грузов и совершения террористических актов на железнодорожном транспорте, является внедрение рентгеновских систем досмотра. Под этим названием скрываются стационарные рентгено-телевизионные установки — интроскопы, которые нашли широкое применение на пунктах досмотра в аэро- и жд-вокзалах. Они представляют собой изолированную защитным экраном камеру, куда по ленте транспортера поступают объекты, подлежащие исследованию. Интроскопы используют для детекции данные, получаемые в виде теневого изображения объектов после просвечивания в установке. Среди особенностей таких установок можно отметить высокую скорость и точность работы, а также отсутствие ограничений по продолжительности непрерывной эксплуатации. Именно по эффективности и точности контроля интроскопы превосходят томографы и аппаратные металлодетекторы.

Предположим, что на крупной грузовой станции одного из грузонапряженных железнодорожных узлов России произошел факт обнаружения попытки провоза нелегального товара с помощью рентгено-телевизионных установок. В этом случае приемосдатчик должен отказать в приеме груза к перевозке и незамедлительно сообщить руководству станции о данном инциденте. В свою очередь, руководство обязано доложить об этом сотрудникам полиции, а они уже по компетенции передать информацию в таможенную службу или в Федеральную службу безопасности. Структуры должны немедленно отреагировать и выехать на место, зафиксировать попытку провоза запрещенного груза и обезвредить, если это взрывоопасное устройство.

С финансовой точки зрения, внедрение интроскопов на всех грузовых железнодорожных станциях Российской Федерации, эксплуатация, обслуживание и ремонт установок — дело трудозатратное. Важно отметить, что также увеличится и время приёма груза к перевозке, т. к. пропуск через конвейер интроскопа также занимает определенное время. Например, интроскоп RAPISCAN 928DX [5] имеет повышенную скорость 0,2 м/с, а значит коробке со стандартными размерами время прохождения интроскопа займет около 20 секунд. При большой партии время досмотра будет занимать значительное время. Но, с другой стороны, использование рентгеновских систем досмотра покроет расходы, которые могут причинить взрывы, а также повысит репутацию железнодорожных предприятий и обеспечит безопасность перевозочного процесса.

На территории Российской Федерации работоспособны более 4000 грузовых железнодорожных станций и внедрение интроскопов будет слишком масштабным проектом. Мы предлагаем попробовать данное нововведение на крупных узлах, чтобы обратить внимание на изменение показателей работы грузовой станции и соответствие перевозимых грузов своим накладным. Этот опыт более наглядно отразит рентабельность введение интроскопов. Но, на станции класса II и ниже также требуется понижать риск перевозки нелегальных грузов. Для это мы можем предложить прикрепить инструктора и розыскную собаку. Розыскная собака своим поведением [6] (таким как активное принюхивание, подача голоса, царапанье лапами и т. д.) обратит внимание на определённые тары с грузами, а приёмосдатчик может попросить грузоотправителя вскрыть те или иные коробки, что поможет убедиться в легальности перевозимого груза, а в случае нарушения — принять меры.

Подводя итог всему сказанному, хочется ещё раз отметить, что безопасность безусловна важна на каждом этапе перевозки, ведь от нее зависит доедет ли груз до нужной точки в сохранности и без вреда железнодорожной инфраструктуре, ее персоналу и пассажирам. Поэтому безопасность железной дороги постоянно модернизируется, контроль над всеми процессами становится более тщательным, добавляются новые информационные технологии, упрощая труд работником и тем самым исключая человеческий фактор. Следовательно, внедрение дополнительных мер по обеспечению безопасности на станции погрузки, таких как интроскопы, розыскные собаки, — шаг к бесперебойной работе всей железнодорожной инфраструктуры.

Литература:

  1. Информационно-аналитическая система Cargo.Operator: сайт. — 1999. — URL: https://cargo-report.info/stat/shipment-rzd/ (дата обращения 15.05.2021).
  2. Приказ МПС России от 18 июня 2003г. № 28 «Об утверждении правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом» [Электронный ресурс]. — URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-mps-rf-ot-18062003-n-28/ (дата обращения 15.05.2021).
  3. Федеральные законы. О железнодорожном транспорте в Российской Федерации. Устав железнодорожного транспорта. — М.: Трансинфо, 2013. — 136 с.
  4. Егор Лыков. Фундаментальные аспекты работы железнодорожного предприятия в XXI веке. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. — 144 с.
  5. Компания WEKEY: сайт. — URL: https://security.wekey.ru/catalogue/dosmotr-bagazha-posylok-gruzov/rapiscan-928dx.html (дата обращения 18.05.2021)
  6. Служебное собаководство. — М.: Барс, 1992. — 310 с.
Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожный транспорт, груз, перевозка, станция погрузки, безопасность, железнодорожная инфраструктура, рентгеновская система досмотра, перевозочный процесс, розыскная собака, Российская Федерация.


Похожие статьи

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Анализ эффекта операции бросания на российских железных дорогах

Статья посвящена изучению операции бросания поездов на сети железных дорог Российской Федерации за последние годы. Проанализированы причины временного отставления поездов от движения. Изучены положительный и негативный эффекты бросания как для перево...

Исследование транспортного процесса при доставке светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции

Данная статья посвящена анализу системы доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции Московской агломерации и поиску путей повышения эффективности работы подвижного состава.

Проблемы совершенствования механизма организации транспортно-логистических проектов перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов

В статье автор рассматривает механизм совершенствования организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесны грузов в рамках реализации транспортно-логистического проекта.

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

В статье говорится о перспективах и о преимуществах использования контейнерных перевозок при существующих условиях в Российской Федерации. Уделяется внимание вопросу внедрения новых идей в связи с необходимостью изменения ситуации в контейнерных груз...

Перспективы использования технологий Face ID для идентификации человека в аспекте проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассматривается внедрение современных технологий идентификации посредством анализа биопараметров в метрополитене. Анализируется техническая возможность обеспечения такими технологиями метрополитен и рассматриваются плюсы и минусы этих технол...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Об организации грузовой работы железнодорожных станций сети ОАО «РЖД»

В статье автор предлагает новые пути оптимизации в организации работы на различных железнодорожных станциях, учитывая специфические условия местности и работы.

Инновационные подходы к организации услуг авиаперевозок

В статье рассматривается вопрос о необходимости внедрения инновационных подходов к организации услуг авиаперевозок.

К вопросу о пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей

На сегодняшней день повышение безопасности автомобиля является важной задачей. В статье проводится анализ повреждений грузовых автомобилей в дорожно-транспортных происшествиях. Предлагается использование метода конечных элементов при проектировании к...

Похожие статьи

Повышение эффективности перевозок опасных грузов с помощью информационных технологий

В связи с ростом объема перевозок опасных грузов в статье предложены меры, позволяющие увеличить безопасность и эффективность их перевозок. Снижение рисков при перевозке может достигаться путем внедрения информационных технологий. Результатом статьи ...

Анализ эффекта операции бросания на российских железных дорогах

Статья посвящена изучению операции бросания поездов на сети железных дорог Российской Федерации за последние годы. Проанализированы причины временного отставления поездов от движения. Изучены положительный и негативный эффекты бросания как для перево...

Исследование транспортного процесса при доставке светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции

Данная статья посвящена анализу системы доставки светлых нефтепродуктов на автозаправочные станции Московской агломерации и поиску путей повышения эффективности работы подвижного состава.

Проблемы совершенствования механизма организации транспортно-логистических проектов перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов

В статье автор рассматривает механизм совершенствования организации перевозки крупногабаритных и тяжеловесны грузов в рамках реализации транспортно-логистического проекта.

Контейнерные перевозки в условиях Российской Федерации

В статье говорится о перспективах и о преимуществах использования контейнерных перевозок при существующих условиях в Российской Федерации. Уделяется внимание вопросу внедрения новых идей в связи с необходимостью изменения ситуации в контейнерных груз...

Перспективы использования технологий Face ID для идентификации человека в аспекте проведения оперативно-розыскных мероприятий

В статье рассматривается внедрение современных технологий идентификации посредством анализа биопараметров в метрополитене. Анализируется техническая возможность обеспечения такими технологиями метрополитен и рассматриваются плюсы и минусы этих технол...

Особенности и современное состояние контрейлерных перевозок в Российской Федерации

Статья посвящена современному состоянию контрейлерных перевозок в Российской Федерации, предпосылкам их развития и барьерам внедрения таких перевозок. Организация контрейлерного сообщения рассмотрена как перспективное решение для комбинированных инте...

Об организации грузовой работы железнодорожных станций сети ОАО «РЖД»

В статье автор предлагает новые пути оптимизации в организации работы на различных железнодорожных станциях, учитывая специфические условия местности и работы.

Инновационные подходы к организации услуг авиаперевозок

В статье рассматривается вопрос о необходимости внедрения инновационных подходов к организации услуг авиаперевозок.

К вопросу о пассивной безопасности кабин грузовых автомобилей

На сегодняшней день повышение безопасности автомобиля является важной задачей. В статье проводится анализ повреждений грузовых автомобилей в дорожно-транспортных происшествиях. Предлагается использование метода конечных элементов при проектировании к...

Задать вопрос