Среди преимуществ развития сети Интернет особо можно выделить возможность расширения демократического участия граждан в государственном и муниципальном управлении с использованием электронно-цифровых технологий. При этом, как показывает опыт зарубежных стран, отсутствие институциональной готовности и поддержки является одним из главных препятствий для успешного внедрения проектов электронного участия и вместе с тем одним из главных двигателей развития электронного правительства и электронной демократии в государстве. В данной статье рассматривается это влияние и взаимосвязь этих двух важнейших институтов в РФ.
Ключевые слова: электронная демократия, электронное правительство, непосредственная демократия, информационное общество, инструменты электронной демократии.
Электронная демократия в настоящее время является одним из важнейших элементов гражданского общества. В условиях развития и распространения сети Интернет, именно этот вид демократии обеспечивает вовлечение политически-активных граждан в жизнь страны. Такая политика помогает обеспечивать более проникающий характер власти, открытость и зрелищность. При этом, как показывает опыт, отсутствие нормативно-правовой базы и материально-технической поддержки данной сферы со стороны государства лишь способствует активному проявлению политических мнений всё большего числа граждан.
Электронная демократия является продуктом последнего десятилетия. Отечественные и зарубежные ученые лишь недавно стали проводить исследования на эту тему. Сам термин «электронная демократия» нельзя назвать до конца сформированным, ведь до сих пор в литературе и законодательстве нет единого подхода к его пониманию. Ряд ученых (М. Кастельс [2], Н. Омельченко [4, c. 289-294], А. Кузнецов [3], З. Мастерс [8. c. 15–22]) понимают под электронной демократией вид или тип демократического политического режима. Другие (Ш. Брюгер [6], А. Макинтош [7, c. 43–54], О. Тоффлер [5. c. 34]) считают её инструментом или механизмом реализации институтов прямой и непосредственной демократии.
Изначально термин берет свое начало в Америке. Он подразумевает под собой исключительно использование гражданами информационно-коммуникационных технологий для реализации демократических процессов и принятия политических решений всеми слоями населения. Сейчас это явление намного сложнее, оно базируется на механизмах сети Интернет, различных информационных платформ и социальных сетей, электронно-цифровых устройств с выходом в Интернет (смартфонов, персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, интерактивного ТВ и т. д.).
Сначала электронная демократия основывалась на традиционных средствах информации и включала в себя не только выборы онлайн, но и электронные городские собрания, государственные интернет-сайты, электронные порталы обращений и предложений граждан. В 2006 году для международного обмена опытом и обеспечения основ демократии во всем мире Советом Европы был создан специальный комитет по электронной демократии — CAHDE. Он призван обеспечить инструменты электронной демократии во всех странах-участницах Совета Европы, укрепить основы международной демократии, расширить применение информационно-коммуникационных технологий с целью гарантии прав и свобод человека. Комитет подчеркивает: «Электронную демократию (э-демократию) не следует рассматривать как инструмент, заменяющий представительную демократию. Системы представительной демократии естественным путем могут быть дополнены элементами е-демократии. Тем не менее, это должно быть решением общества, а отнюдь не обязательно последствием применения ИКТ. Электронная демократия это в первую очередь демократия, а не техническое достижение. Электронные инструменты могут быть весьма полезны для укрепления традиционной представительной демократии и повышения ее качества. Электронная демократия отнюдь не заменяет собой такую представительную демократию, а расширяет и дополняет ее» [1]. Однако, необходимо отметить, что данный комитет лишь декларировал основы представительной электронной демократии, так и не создав активных механизмов контроля и ответственности за несоблюдение её основ.
Особенно остро проблема демократии, и, в частности электронной, обострилась в рамках создания и функционирования системы электронного правительства. Электронное правительство в данном случае следует рассматривать как самостоятельный современный метод государственного управления, использующий ИКТ, электронно-цифровые системы и базы данных, посредством которых обеспечивается взаимодействие государственных и муниципальных органов, реализация и защита прав и свобод человека и гражданина РФ, а также иных субъектов права. Данное направление государственного управления включает в себя предоставление государственных и муниципальных услуг посредством портала gosuslugi.ru, механизмы межведомственного удаленного взаимодействия государственных и муниципальных органов, единые взаимосвязанные базы данных, региональные проекты электронного правительства, и т. п. Также, как и активно развивающееся электронное правительство, электронная демократия реализуется через три направления: консультирование граждан, информирование и активное вовлечение. Все они соответствуют трем основным целям — увеличению информационной доступности и открытости деятельности государственного аппарата, более широкому вовлечению граждан в дискуссии по различным политическим и социально значимым проблемам и расширению прав и возможностей граждан в определении внутренней и внешней политики. Электронное правительство должно стать платформой для развития и успешного функционирования электронной демократии в государстве. Должны быть созданы электронно-цифровые системы для независимых прямых и тайных выборов, проводимых как в очной форме, так и в заочной с использованием портала государственных и муниципальных услуг. В государстве должны быть обеспечены электронные независимые системы подсчета голосов, исключающие возможность стороннего вмешательства. Должны быть созданы и учтены общественные интернет-обсуждения важнейших политических решений.
Среди недавних политических и правовых событий, говорящих об актуализации этой темы в нашей стране, стоит назвать разработку и действие «Концепции развития в Российской Федерации механизмов электронной демократии до 2020 года» и подписанный 30 июня 2012 г. Указ Президента РФ «Об Управлении Президента Российской Федерации по применению информационных технологий и развитию электронной демократии». Основными приоритетами этих документов стали: снижение административных барьеров и уровня коррупции в стране, повышение политической активности граждан, поддержка общественных организаций и институтов общественного контроля, популяризация ИКТ и электронно-цифровых процессов в политической жизни государства, налаживание и укрепление горизонтальных и вертикальных связей между гражданами и государством, а также между государством и его органами, и повышение эффективности и скорости публичного взаимодействия граждан с государством и т. д. Примечательно, что рассматриваемые процессы происходят на фоне ограничения демократических прав граждан, ограничения прав на участие в публичных мероприятиях, санкционирования цензуры средств массовой информации, слабой подотчетности правительства гражданам, высокого уровня коррупции, недоверия населения чиновникам и низкой эффективности государственного управления в целом.
Другим важным фактором, свидетельствующим о развитии онлайн демократии в России, является появление таких механизмов как Интернет-выборы, Интернет-приёмные государственных органов и их должностных лиц, Интернет-обсуждения и опросы, Интернет-статистика и открытые интернет-данные государственных и муниципальных органов власти и т. д. Все они в единой взаимосвязи с другими электронно-цифровыми порталами и базами данных образуют систему электронного правительства Российской Федерации. Используя все возможности электронного правительства, граждане могут не только получать государственные услуги, но и реализовывать свои политические права, выражать гражданскую позицию, обращаться с инициативами и предложениями о совершенствовании государственного аппарата и проектами по развитию страны. Её активное развитие в последние годы вскрывает острые проблемы государственного управления, в том числе проблему электронной демократии, а точнее её отсутствия в нашей стране.
В заключении стоит сказать, что реализация механизма электронной демократии в условиях современной России может так и остаться лишь «бумажным проектом». Такая ситуация может сложиться из-за появления недемократических элементов в обществе, характерных для авторитарных и тоталитарных режимов. В частности, из-за внедрения государством инструментов электронного участия без предоставления гражданам реальных возможностей их использования, вводя цензуру и ограничения на контент в Интернете, криминализируя критику власти, и игнорируя общественное мнение. Ярким примером последнего является недавнее кулуарное обсуждение «пенсионной реформы» и поправок в Конституцию РФ. Проекты электронного участия в таких режимах используются как псевдосимвол демократизации и модернизации общества, открытости правительства для увеличения внешней легитимности власти и обеспечения притока международных инвестиций и ресурсов.
Литература:
- Резолюция Совета Европы 1653 от 2009 года. // (Электронный ресурс) Официальный сайт Совета Европы https://www.coe.int/t/r/parliamentary_assembly/ %5Brussian_documents %5D/ %5B2009 %5D/ %5BJan2009 %5D/Res1653_rus.asp (Дата обращения 01.12.2020)
- Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М., 2000.
- Кузнецов А. В. Проблемы формирования электронной демократии в современной России // Технологии информационного общества — Интернет и современное общество. СПб., 2007.
- Омельченко Н. А., Гимазова Ю. В. Территория власти или власть территории (к вопросу о соотношении автократических и этнократических начал в истории российской государственности) //Вестник Университета (Государственный университет управления). — М.: ГУУ, 2012. — № 4. — 441с.
- Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. — М., 2008.
- Bruecher H., Baumberger P. Using mobile technology to support eDemocracy // Proceedings of the 36th Hawaii International Conference on System Sciences. 2003.
- Macintosh A., Robson E., Smith E., Whyte A. Electronic Democracy and Young People // Social Science Computer Review. 2003. Vol. 21. № 1.
- Masters Z., Macintosh A., Smith E. Young People and E-Democracy: Creating a Culture of Participation // R. Traunmüller (Ed.): EGOV 2004, LNCS 3183, Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2004.