Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (305) апрель 2020 г.

Дата публикации: 11.04.2020

Статья просмотрена: 823 раза

Библиографическое описание:

Хамзин, Д. З. Совершенствование межведомственного взаимодействия в условиях цифровизации: электронное правительство как инструмент модернизации государственного управления / Д. З. Хамзин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 360-367. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68734/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье поднимается вопрос рассмотрения «электронного правительства» как способа модернизации государственного управления. Организатор формирования информационного общества и системы «электронного правительства» — государство, где электронное правительство является электронным взаимодействием между народом и правительством. В статье предпринята попытка провести сравнительный анализ опыта Республики Казахстан и зарубежного опыта, а именно таких стран как Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Южная Корея. Достигнута цель, изложенная в статье — проведено исследование внедрения концепции электронного правительства как пример модернизации государственного управления в Республике Казахстан. Сформулирована проблема исследования в виде главного вопроса: что именно препятствует развитию электронного правительства в политическом пространстве. Выделены и достигнуты задачи исследования: отражены инновационные стороны государственного управления в контексте электронного правительства; обозначен уровень развития электронного правительства; проведено сравнение темпов развития электронного правительства в Республике Казахстан и других странах; определены причины неравномерного использования преимуществ электронного правительства в практике государственного управления. Выявлено, что внедрение электронного правительства потребует совместные усилия государственного аппарата, бизнес-структур, общественных организаций, простых граждан. Установлено, что главный замысел такого проекта заключается в том, чтобы добиться на практике изменений в системе органов исполнительной власти для повышения уровня эффективности их функционирования, оптимального оказания государственных услуг, информационной открытости.

Ключевые слова: портал, интернет, Республика Казахстан, Российская Федерация, Южная Корея, Соединенные Штаты Америки, информационно-коммуникационные технологии, управление, государство, электронное правительство.

The article raises the issue of considering «electronic government» as a way to modernize public administration. The organizer of the formation of the information society and the “electronic government” system is the state where e-government is the electronic interaction between the people and the government. The article attempts to conduct a comparative analysis of the experience of the Republic of Kazakhstan and foreign experience, namely of such countries as the Russian Federation, the United States of America, South Korea. The goal set forth in the article was achieved — a study was carried out on introducing the concept of e-government as an example of modernizing public administration in the Republic of Kazakhstan. The research problem is formulated in the form of the main question: what exactly hinders the development of e-government in the political space. The research objectives are highlighted and achieved: the innovative aspects of public administration in the context of e-government are reflected; the level of development of e-government is indicated; a comparison of the pace of development of e-government in the Republic of Kazakhstan and other countries; the reasons for the uneven use of the advantages of e-government in public administration are identified. It was revealed that the introduction of e-government will require the joint efforts of the state apparatus, business structures, public organizations, and ordinary citizens. It was established that the main idea of such a project is to achieve in practice changes in the system of executive authorities to increase the level of efficiency of their functioning, the optimal provision of public services, information transparency.

Keywords: portal, Internet, Republic of Kazakhstan, Russian Federation, South Korea, United States of America, information and communication technologies, management, government, e-government.

На сегодняшний день быстрыми темпами информационно-коммуникационные технологии развиваются, а затем внедряются в разные сферы общественной жизни. В современном обществе государственное управление связано неразрывно с отношениями между субъектами и социальными процессами. Направлено на координацию совместной деятельности людей, объединение, носит организующий характер. Для того чтобы было эффективное взаимодействие общества и государства требуются инновации в области государственного управления, следует использовать самые современные информационные и управленческие технологии. Любое из государств, у которых имеется стремление оставаться в качестве влиятельного субъекта в мировой политике, не должно игнорировать важнейшие тенденции формирования общества в двадцать первом веке без ущерба для себя и своих граждан. Если использовать информационно-коммуникационные технологии эффективно, то и общество будет развиваться соответственно. Одна из таких комплексных инноваций в сфере государственного управления это внедрение и эффективное использование различных информационно-коммуникативных технологий, в том числе «электронного правительства».

Концепция электронного правительства актуальна в настоящее время. В связи с тем, что период развития данной темы непродолжительный, она изучена не в полной мере, фундаментальные теоретико-методологические труды о формировании и функционировании электронного правительства практически отсутствуют. В основном информация по этой теме отражена в периодической литературе. Проблема формирования и развития электронного правительства освещалась в публикациях А. Чугунова, А. Голобуцкого, О. Шевчука, Н. Костейка, С. Рудаковой, Л. Захера, Г. Стауэрса, С. Бхогла, М. Гаско, К. Отула, Д. Ленихана. Рассматриваются теоретические и методические подходы по оценке эффективности внедрения и реализации проектов электронного правительства в трудах С. Янг-Жина, А. Евтюшкина, К. Син-Тэ, Х. Го, М. Корси, Р. Давидрайха и прочих. Анализ степени научной разработки предметной области говорит о том, что механизмы и отношения, возникающие в процессе создания и функционирования электронного правительства, изучены недостаточно.

Цель статьи — это попытка провести исследование внедрения концепции электронного правительства как пример модернизации государственного управления в Республике Казахстан.

Проблему исследования можно сформулировать в виде главного вопроса: что именно препятствует развитию электронного правительства в политическом пространстве?

Следует выделить задачи исследования:

– отразить инновационные стороны государственного управления в контексте электронного правительства;

– обозначить уровень развития электронного правительства;

– сравнить темпы развития электронного правительства в РК и других странах;

– определить причины неравномерного использования преимуществ электронного правительства в практике государственного управления.

Организатор в формировании информационного общества и самой системы «электронного правительства» — государство, где электронное правительство — это электронное взаимодействие между народом и правительством. Государство через «электронное правительство» отвечает всем гражданам в доступном, удобном и понятном формате. Обеспечение информационного взаимодействия органов власти с обществом получило название «электронное правительство» (е-Gov).

Появление электронного правительства ассоциируется с переводом государственного управления на технологию информационного общества, где становится электронное правительство инструментом государственно-административного реформирования. Многие из развивающихся стран в электронном правительстве увидели возможность существенного сокращения разрывов со странами с развитой промышленностью через модернизацию государственного управления.

Главный замысел такого проекта заключается в том, чтобы добиться на практике изменений в системе органов исполнительной власти для повышения уровня эффективности их функционирования, оптимального оказания государственных услуг, информационной открытости. Информационно-коммуникационных технологии обеспечивают возможность перехода на современную модель демократии, в которой доступ к информации, возможность непосредственного участия в управлении негосударственными и государственными структурами будет доступной для всех граждан, которые перестанут нуждаться в традиционных общенациональных средствах массовой информации. Информационные технологии коренным образом способны менять современную культуру, политику, мораль, трансформировать восприятие пространства и времени.

Распространение и доступность информационно-коммуникационных технологий является необходимым условием развития гражданских инициатив, демократизации общества, самоорганизации людей. Новые технологии являются важным средством коммуникаций, применяются для информирования граждан по многим видам вопросов в рамках разных видов жизнедеятельности, для обсуждения правовых актов, законопроектов в процессе их подготовки, выработки политических решений. Интернет-коммуникации перешли на новый уровень развития, причем в первую очередь необходима такая инновация государственной власти. Некоторыми исследователями, например, Д. Н. Песковым (директором Центра интернет-политики МГИМО), предлагается интернет рассматривать в качестве политического института как среды взаимодействия субъектов политики устойчивого характера.

Внедрение электронного правительства потребует совместные усилия государственного аппарата, бизнес-структур, общественных организаций, простых граждан. Корпоративная архитектура информационных технологий и электронное правительство предоставляют необходимые составляющие в целях достижения цели, заключающейся в успешном внедрении различных прикладных информационных систем для электронного правительства, которые способны обеспечить требуемую ответственность и эффективность при выполнении функций государственного управления.

Основные потенциальные информаторы о государственных услугах: смс-рассылка, телевизионные и печатные СМИ, информационные буклеты, интернет и т. д. Также может способствовать популяризации е-услуг — проведение разных акций. Например, наиболее короткий срок ожидания услуг при подаче через интернет заявления, в сравнении с обращением в ЦОН (центр обслуживания населения), скидка при оплате и прочее.

Однако решение вопроса о популяризации электронного правительства среди населения не является одной причиной увеличения количества пользователей портала государственных услуг. Например, если внимание обратить на феномен электронного правительства в Республике Казахстан, то очевидно, что электронное правительство здесь очень быстро набирает обороты. За период своего существования преодолело электронное правительство Республики Казахстан четыре этапа становления и развития, было принято позитивно и высоко оценено мировым сообществом, о чем свидетельствуют высокие позиции в международных и республиканских рейтингах, номинации в конкурсах. Оценивается степень развития электронного правительства РК как «развивающееся» и считается одним из самых успешных. Несмотря на указанные достижения, до сих пор в стране наблюдается низкий уровень компьютерной грамотности. Не у всех людей есть представление о цифровых технологиях, не у всех есть навыки работы с сетью интернет. Более взрослое поколение предпочитает по-прежнему получать государственные услуги по старинке, например, через ЦОНы или производить обязательные платежи через кассу наличным расчетом, затрачивая много времени.

Для того чтобы продуктивно использовать интернет-технологии, необходима в политике дополнительная мотивация. Поэтому наряду с формированием гражданской позиции личности институты политической социализации должны оказывать содействие пониманию гражданами РК преимуществ использования современных информационно-коммуникационных технологий для реализации своих интересов и политических прав. Очевидно, что в этом процессе значимое место отведено политическому образованию. Исследовательские и личностно-ориентированные методики преподавания в сочетании с потенциалом коммуникационных, информационных и обучающих функций информационно-коммуникационных технологий могут быть своеобразным виртуальным тренингом по подготовке «электронных граждан».

«Электронное правительство» это современный инструмент взаимоотношений государства и общества, совершенствования государственного управления. Для эффективности его внедрения учитываются технологические и финансовые возможности общества, уровень политической культуры населения, характер политической системы, уровень доступности образования и информации.

Дальнейшее развитие и совершенствование системы государственного управления невозможно без перевода основных бизнес-процессов в цифровую плоскость. Значительное повышение скорости принятия решений — это требование времени. И ответить на этот вызов можно только с помощью цифровых технологий.

Вопрос «что такое цифровые технологии и что они могут дать мировой цивилизации» актуален на постоянной основе. В первую очередь, это получение оперативного доступа к различного рода информациям и статистически данным по всем интересующим вопросам. Пользователи могут получать моментально свежую информацию и найти необходимые данные с помощью интернета. Информационные технологии проникают практически во всех сферы жизнедеятельности человека.

Бурное развитие цифровых технологий привело к новому технологическому укладу — цифровой революции, последовательно формирующей новую социальную, экономическую, политическую и правовую реальность, в основе которой лежит так называемая «цифровизация» общественных процессов в целом.

Вместе с тем, цифровые технологии, базирующиеся на информационных системах и программах, достаточно давно применяются в мире во многих сферах жизнедеятельности человека. Однако темпы их развития в последнее время увеличиваются все сильнее. В связи с чем, государствам и в целом обществу необходимо быть готовым к цифровой трансформации.

О будущих мегатрендах цифровых технологий и сферах ее применения очень подробно описал Клаус Шваб в своем труде «Четвертая промышленная революция». Так, автор распределил развитие цифровой революции на три блока: физический, цифровой и биологический.

  1. Физический блок

– беспилотные автомобили, 3-D принтинг, робототехника.

  1. Цифровой блок

– интернет вещей, искусственный интеллект, блокчейн, экономика по запросу.

  1. Биологический блок

– генная инженерия, создание геномов растений и животных, создание кожной, костной и мышечной ткани для трансплантации человеку.

Из всех трех блоков с точки зрения эффективного применения в государственном управлении наиболее интересным является цифровой блок, который включает в себя новый способ взаимоотношений граждан с госорганами с его возможностями мониторить с помощью датчиков состояние всех жизненно важных сфер. Использование технологий, распределенных данных с помощью цепочек блоков позволит всем государственным реестрам сохранять данные в сохранности и неизменяемыми, что очень актуально также и для казахстанских реестродержателей.

В связи с тем, что проникновение цифровых технологий в жизнь человека становится все более стремительным и масштабным, данная тематика стала объектом изучения многих ученых и специалистов стран мира, которые занимаются исследованиями в сфере цифровизации секторов жизнедеятельности человека.

В своей работе старший преподаватель МГУ к. п.н. А. А. Косоруков пришел к выводу, что на смену прежним управленческим моделям пришла новая модель цифрового управления, где государственное управление, в том числе и в сфере образования, культуры, здравоохранения, безопасности, транспорта, государственных услуг, реагирования на чрезвычайные ситуации и др. будет осуществляться в основном с помощью цифровых технологий.

Безусловно, то, что классические модели государственного управления уже находятся под влиянием цифровых технологий. В связи с чем, всем государствам необходимо сосредоточить свое внимание на использовании новых технологий, в том числе и в сфере оказания государственных услуг.

С. Г. Камоловым в своей работе описаны этапы развития систем современного государственного управления. Так, базовая модель государственного управления состояла из трёх фаз:

I-я фаза: Электронное правительство (e-government) — это электронная платформа, предназначенная взаимодействия государственных органов и граждан;

II-я фаза: Открытое правительство (open government) — это цифровая платформа с помощью, которой обществу предоставлен открытый доступ к документам и действиям государственных органов с целью осуществления общественного контроля за принимаемыми решениями госорганов;

III-я фаза: Умное правительство (smart government) — это самообучающие компьютерные системы, которые путем взаимодействия между собой, самостоятельно будут отслеживать жизненные ситуации, и выполнять необходимые процессы и оказывать государственные услуги, а гражданам нужно будет только подтверждать эти действия.

Если отталкиваться от вышеуказанных этапов, то Казахстан находится в настоящее время в начале второй фазы. В Казахстане с 2006 года на базе государственной корпорации «Правительство для граждан» работает портал электронного правительства (eGov), которым из 16 миллионов человек пользуется более 50 процентов населения республики. На заседании Правительства РК от 20 января 2019 года, в своем отчете о проделанной работе в сфере цифровизации государственных услуг, председатель правления госкорпорации «Правительство для граждан» А. Е. Оспанов отметил — «в Казахстане из 741 услуги, содержащейся в Реестре госуслуг через Госкорпорацию доступно 598 услуг».

Использование автоматизированных систем электронного документооборота и электронной цифровой подписи, предоставление государственных услуг онлайн, автоматизация процессов правового регулирования данных, — это далеко не полный перечень уже реализуемых цифровых инноваций в сфере государственной власти.

Несмотря на достигнутые результаты, проблемы, связанные с низким уровнем открытости и доступности государственных органов практически во всех государствах, все еще остаются злободневными. Также имеются проблемы, связанные с недостаточным уровнем интеграции информационных систем государственных органов. При этом одновременно перед государством стоит задача по повышению уровня информационной безопасности при оказании государственных услуг населению в электронном формате.

Термин «Электронное правительство» (e-Government) появился в пик развития сети Интернет в девяностые годы прошлого века. Под этим имеется ввиду снижение бюрократизма, переход от традиционного бумажного документооборота к электронному. В дальнейшем он приобрел дополнительный смысл, стал некой платформой для взаимодействия правительства с гражданами.

Концепции «электронного правительства», появились благодаря новым прорывным информационным технологиям, в корне меняющим устоявшиеся представления о функционировании органов власти и их взаимодействии с населением, бизнесом, академической средой и политическими организациями. Для того чтобы выявить уровень применения и развития «электронного правительства» в странах, используется различные международные рейтинги.

Так, оценивание степени подготовленности государств к применению элементов «электронного правительства» проводится экспертами Департамента социального и экономического развития Организации Объединенных Наций (ООН). Они каждый год публикуют свои отчеты по каждой стране об уровне использования и развития ИКТ в государственном управлении.

Экспертами ООН оцениваются страны по таким показателям как развитие «электронного правительства» (E-Government Development Index, EGDI) и «электронному участию» (E-Participation).

Согласно рейтингу ООН «Электронного правительства» за 2018 год, наибольший индекс развития электронного правительства (EGDI), являющегося основным показателем использования цифровых технологий в государственном управлении, оказался у Дании — 0,915. Казахстан в этом рейтинге занял 39 место с показателем индекса — 0,7597.

Если сравнивать с 2016 годом, то Казахстан опустился с 33-го места на шесть позиций. Это говорит о том, что в Казахстане темпы развития возможностей электронного правительства носят нестабильный характер. Государству необходимо усилить меры по развитию сервисов электронного правительства.

По уровню «электронного участия» (e-Participation) 2018, Казахстан занимает 43 место с индексом развития электронного правительства — 0,8379. По сравнению с 2016 годом Казахстан в данном рейтинге поднялся на 24 пункта (67 место, с индексом — 05932).

Однако вместе с развитием, использование цифровых технологий, также несут в себе угрозы государствам и обществам. Согласно исследованию, проведенного экспертами ООН, за стремительным развитием цифровых технологий не поспевает его правовое регулирование. Действующие правовые ограничения уже не могут охватить связанные с этим вопросы. Исполнительные и регулирующие органы с трудом поспевают за переменами, не говоря уже о формулировании соответствующей политики. Вследствие чего возникает вопрос определения зоны ответственности за незаконное применение цифровых технологий в корыстных целях. Имеется тенденция роста мошеннических действий в сфере высоких технологий. Такие вопросы беспокоят людей во всем мире. Кроме того, из-за развития цифровых технологий людей все больше волнуют проблемы с кибербезопасностью, например, взломы важных государственных инфраструктур, в том числе тех, что контролируют электроснабжение и транспортные сети. Поэтому сейчас очень важно учитывать вопросы безопасности, хранения и использования огромного количества персональных данных, принадлежащих как отдельным лицам, так и организациям.

Вместе с тем, от способности оперативно реагировать на все происходящие изменения в сфере цифровых технологий будет зависеть эффективность работы государственных органов. Для успешной реализации инициатив по цифровой трансформации государства необходимы квалифицированные специалисты, способные разрабатывать сложные информационно-технологические системы и платформы. В связи с чем, правительствам стран мира необходимо будет перестроить всю систему подготовки кадров для госаппарата. Программы подготовки должны быть нацелены на достижение результата, с цифровым уклоном обучения.

Бесспорным фактом является то, система государственного управления будет зависеть от уровня использования цифровых технологий, применение которых создаст условия для более качественного оказания государственных услуг.

Применение информационных технологий в государственном управлении позволит сократить влияние человеческого фактора при принятии значимых для населения решений. Роботизация оказания государственных услуг исключит механические ошибки и минимизирует уровень коррупции. Кроме того, предоставит руководителям государственных органов оперативную и статистическую информацию для принятия управленческих решений.

Оказание государственных услуг населению будет осуществляться на единой платформе, где все государственные органы должны будут размещать свои онлайн — сервисы, посредством которых граждане смогут подавать свои заявления и предложения. Гражданам не надо будет физически приходить в государственное учреждение.

Вместе с тем, госорганам следует предоставить возможность гражданам получить новые навыки в сфере цифровых технологий для использования в своей жизнедеятельности. В этой связи, система государственного управления должна подвергнуться модернизации в части обучения и разработке удобных онлайн — сервисов для граждан.

О том, что внедрение цифровых технологий положительно влияет на качество государственного управления признается практически всеми учеными и специалистами. Особенно хотелось бы отметить работу группы ученых Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее — РАНХиГС) Е. И. Добролюбовой, В. Н. Южаковой, А. А. Ефремовой, Е. Н. Клочковой, Э. В. Талапиной, Я. Ю. Старцева, которые на основе данных отчетов и докладов ООН, Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), Всемирного банка и Всемирного экономического форума провели исследование по вопросу влияния уровня цифровизации на качество государственного управления.

Корреляционный анализ, проведенный учеными РАНХиГС, позволил выявить сильную взаимосвязь между уровнем развития электронного правительства и качеством государственного управления. Более того подтвердилась положительная взаимосвязь электронного правительства с уровнем коррупции и ведением бизнеса. Результаты исследования подтвердили их первоначальную гипотезу о том, что внедрение цифровизации в государственных органах положительно влияет на качество государственного управления.

В настоящее время новые цифровые технологии создают реальность, отличную от того физического мира, в котором мы живем. В целях более полной реализации человеческого потенциала в современном мире начали применяться технологии дополненной реальности, такие как «большие данные», «блокчейн», «искусственный интеллект», «интернет вещей». Указанные инновации являются основными драйверами цифровой революции.

Опыт США. Руководящие и рядовые сотрудники, занимающиеся на федеральном уровне информатизацией, имеют не совсем четкие представления о преимуществах цифрового правительства и трансформации электронного правительства в цифровое правительство, что тормозит внедрение соответствующих прорывных технологий и автоматизации процессов принятия государственных решений в электронное правительство, удерживая их качество на невысоком уровне. В рамках данного исследования изучены доступные материалы о развитии электронного правительства США и его трансформации в цифровое правительство, а также информация о состоянии и перспективах развития цифровых правительств в мире до 2030 г., в частности, труды Carsten Greve и прочее.

Цифровое правительство США, в частности, было отобрано по той причине, что именно в данной стране впервые было объявлено об успешном завершении соответствующей цифровой инициативы в середине 2013 года. Кроме этого, у США есть приоритет в сфере создания, внедрения, производства прорывных инновационных информационно-коммуникационных технологий, которые способны привести к смене традиционных бизнес-моделей в государственном и частном секторах.

С середины 90-х годов Администрация Президента вместе с Конгрессом Соединенных Штатов Америки предпринимали значительные усилия в отношении модернизации информационно-технологической и информационной политики Правительства США и по созданию американского «электронного правительства». В первую очередь, на то время создали общеправовую базу развития информационного общества с учетом ключевой роли, которую в этом обществе должны играть государственные структуры. В 1996 году подвергся существенной переработке Закон «О свободе информации» (The Freedom of Information Act), который обеспечил гражданам доступ к государственной информации. В 2000 году в силу вступил Закон «Об электронных подписях в национальных и международных торговых отношениях» (Electronic Signatures in Global and National Commerce Act). Данный нормативный правовой акт открыл в развитии электронной торговли и электронного документооборота новые перспективы. Также были подготовлены и реализованы меры в отношении модернизации деятельности самого Правительства США в условиях развивающегося информационного общества. 1995–1998 годы ознаменовались принятием Закона «Об уменьшении бумажного документооборота» (Paperwork Reduction Act of 1995), Закон «Об избавлении от бумажного документооборота в правительственных учреждениях» (Government Paperwork Elimination Act of 1998), Закон Клинджера-Коэна (Clinger-Cohen Act of 1996). Указанные нормативные правовые акты обеспечили на законодательном уровне процесс создания эффективно действующей структуры управления информационно-технологическими и информационными процессами в государственных органах, сформировали основу для обширного применения современных технологий при общении правительственных ведомств с гражданами, некоммерческими коммерческими организациями, оказании ведомствами и министерствами услуг, которые закреплены законодательно.

Основные этапы цифровизации США:

1) эстафета формирования электронного правительства президентами США (1999–2017 гг.), начиная с Б.Клинтона;

2) новая Администрация (43-го) Президента США Дж. Буша младшего, при которой от 27.02.2002 года внедрена «Стратегию создания электронного правительства», подготовленная Специальной рабочей группой, созданной под руководством Административно-бюджетного управления;

3) 44-й Президент США Барак Обама — формирование в стране цифрового правительства.

Была поставлена задача в стратегии формирования цифрового правительства относительно достижения трех целей:

– обеспечение гражданам США, контингенту мобильных работников доступ из любой точки, в любое время и с любого устройства к высококачественной государственной цифровой информации и услугам;

– использование возможности приобретения и управления устройствами, приложениями и данными;

– раскрытие мощи государственных данных для стимулирования инноваций и повышение качества услуг для американского народа.

Описана подробно конструкция цифрового правительства США в документе «Цифровое правительство. Строительство платформы 21-го века для улучшения обслуживания американского народа».

Федеральные веб-сайты были оптимизированы под мобильные устройства и работу мобильных приложений, что обеспечило доступность государственных услуг гражданам в любом месте и в любое время, с любого устройства.

Россия.Касательно российского опыта эффективной модели государственного управления, то здесь хотелось бы отметить исследование, проведенное группой российских ученых, работающих под эгидой Центра стратегических разработок России.

В своей работе российские ученые предложили проект совершенно новой модели государственного управления, основанной на цифровых технологиях и размещенной на эко-платформе, в которой обеспечивается эффективное взаимодействие государства с гражданами и представителями бизнеса.

В соответствии с проектом все информационные системы государственных органов размещаются на эко-платформе, где с помощью прилагаемых сервисов, граждане смогут получать удаленно практически все государственные услуги, предварительно авторизовавшись в данной системе, включая биометрическую идентификацию человека. При этом эко — платформа будет исполнять большинство функций управления на основе алгоритмизированных решений, без влияния человеческого фактора, что делает взаимодействие транспарентным и справедливым.

Кроме того, применение технологий «блокчейн» позволяет обеспечить сохранность и неизменность персональных данных граждан.

В данной платформе заложены все современные технологии. На основе распределенного реестра автоматически оформляются сделки по всем видам зарегистрированного имущества, в том числе и регистрации недвижимости.

Для исключения рутинных функций человека применяется искусственный интеллект.

Для принятия оперативного и объективного решения используется технология «Больших данных».

Помимо создания эко-платформы, предлагается в рамках каждого госоргана вводить должность главного менеджера по цифровизации на уровне заместителя руководителя органа, имеющего IT-образование. Основной задачей, которого станет организация и обеспечение деятельности госоргана на основе цифровых технологий. Полагаю, что данный опыт целесообразно применить и в Казахстане, так как не у многих руководителей госорганов имеется соответствующее IT-образование. В связи с чем, многие реформы в этой области не достигают заявленных целей. Кроме того, для внедрения эко-платформы необходимо разработать соответствующую нормативную базу. Проанализировать действующее законодательство и принять необходимые законодательные акты для перехода к новой модели управления — цифрового государственного управления.

Южная Корея.Согласно исследованию, проводимого ООН в области развития электронного правительства, Южная Корея второй год подряд получает самые высокие оценки по индексу развития электронного правительства — 0.9010, и занимает 3 строчку среди 193 стран мира.

Можно выделить следующие этапы развития электронного государственного управления Республики Кореи:

– Правительство 1.0 — ориентировано на внутренние процессы в государственных органах. К 2000 году все рабочие процессы были переведены на цифровые технологии (электронное правительство, портал электронных закупок, смс-оповещение граждан).

– Правительство 2.0 — ориентировано на взаимодействие с гражданами (интерактивно, онлайн). К 2007 году весь спектр государственных услуг переведен на цифровые технологии, что значительно повысило эффективность, прозрачность, а также оперативность предоставления услуг.

– Правительство 3.0 — ориентировано на конкретного гражданина, открывая доступ к данным и предоставляя возможность взаимодействия с госорганами, а также предвосхищая его потребности в госуслугах.

– Правительство 4.0 — программа начата в 2013 году, в рамках которой реализуется стратегия «умного правительства» Республики Корея. Данная стратегия направлена на максимальное использование имеющихся практически у всех жителей мобильных устройств. Смартфоны используются для оплаты проезда, смс-оповещения, предоставления различного рода государственных услуг.

Для реализации вышеуказанных задач в части максимальной цифровизации государственных услуг и фокусирования вопросов развития цифровых технологий водном месте, Правительством Кореи были проведены административные реформы в структуре Правительства. В результате было создано новое министерство под названием Министерство науки, ИКТ и планирования будущего.

В функции данного министерства входят не только разработка комплексных планов цифровизации страны и организации межведомственного взаимодействия, но и прогнозирование, и развитие будущих новых технологий и их возможное применение в госуправлении и экономики в целом.

Кроме того, данное министерство нацелено на развитие науки и ИКТ посредством взаимодействия фундаментальной науки и программного обеспечения, создание среды, в которой каждый может предложить свежие идеи и создания венчурных компаний.

Задачами данного министерства является также создание условий для создания новых рабочих мест путем улучшения климата для начинающих предпринимателей, так называемых стартапов, посредством поддержки и координации политики с соответствующими учреждениями, доведения уровня отечественных научных исследований до мирового.

Вместе с тем при реализации национальной программы цифровизации в Корее, власть столкнулась с определенными технологическими трудностями. В связи с тем, что на тот момент существовало множество государственных информационных систем, которые были созданы на различных платформах и практически были независимы друг от друга, что сильно затрудняло осуществление перехода к цифровой модели управления.

В связи с чем, с целью устранения указанных барьеров, Правительство Кореи приняло решение о создании единой стандартизованной платформы электронного правительства на основе программного обеспечения с открытой архитектурой под названием «ЕgovFrame».

Основной целью данной программы является вовлечение всех граждан и представителей малого и среднего бизнеса в расширение возможностей правительства, которое позволило бы улучшить качество предоставляемых услуг, а также повысило бы эффективность инвестиций в информационно-коммуникационные технологии.

Говоря простыми словами, на данной платформе госорганами размещается стандартизированный пакет требований для разработки мобильного приложения государственных услуг, либо для её усовершенствования, где любой желающий может участвовать в разработке указанных приложений. Благодаря использованию платформы «EgovFrame» объем расходов и работ в государственных органах сократился примерно на 30 %.

В настоящее время в Корее все больше уделяется внимание предоставлению госуслуг с помощью мобильных гаджетов, таких как смартфоны и планшеты, посредством которых быстро и оперативно, без контакта и посещения государственных учреждений производится оказание услуг. С помощью мобильных устройств южнокорейские граждане подают заявки на получение различных государственных услуг, включая социальные пособия, получения свидетельств, могут произвести оплату государственной пошлины и оплатить проезд в общественном транспорте. Государственные органы направляют свои ответы на мобильные телефоны граждан. С помощью мобильных устройств, правительство в короткие сроки собирает отклики об удобстве или востребованности той или иной госуслуги.

Также одним из элементов электронного правительства Республики Корея, заслуживающего внимания, является информационная подсистема управления административными процессами «On-Nara» (в переводе с корейского — «вся страна»). Она представляет собой единую систему документооборота госорганов. Данной системой пользуются все сотрудники государственных органов, в том числе и региональных властей. В данной подсистеме готовятся ответы на поступающие запросы, от граждан. Затем после согласования и подписания отправляется ответ заявителю.

На платформу «On-Nara» поступают практически все электронные заявления от заявителей, где они получают ответы на свои обращения. Данная подсистема интегрирована с головной системой электронного правительства. Здесь необходимо отметить очень важный элемент, налажена обратная связь госорганов с гражданами. По сути, корейское правительство использует систему подачи обращений для связи со своими гражданами и по результатам рассмотрения обращений, правительство вносит изменения в существующую политику, основываясь на доводах граждан. В Казахстане также возможно было бы применить данный опыт при рассмотрении наиболее значимых и затрагивающих интересы граждан вопросов, в том числе и при принятии законодательных актов.

Литература:

  1. Баранов Н. А. Информационно-коммуникационные технологии в контексте демократических преобразований в России // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сб. ст. — СПб., 2015. — С. 141–148.
  2. Юртаев А. Н. Инновационные технологии в государственном управлении: закономерности создания и применения электронного правительства // Экономический вестник Республики Татарстан. — 2019. — № 3. — С. 18–26.
  3. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. — СПб., 2015. — 40 с.
  4. Юрасов А. В. Основы электронной коммерции: учеб. — М.: Горячая линия-Телеком, 2018. — 480 с.
  5. Песков Д. Н. Интернет в российской политике: утопия и реальность // Полис. — 2015. — № 1. — С. 37–42.
  6. Теория права и государства: учеб. / под ред. проф. В. В. Лазарева. M.: Право и закон, 1996. — 140 с.
  7. Клаус Шваб книга «Четвертая промышленная революция» // (http://loveread.ec).
  8. Косоруков А. А. Модель цифрового управления.// (http://e-notabene.ru).
  9. Отчет Председатель правления НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» А. Оспанова // (https://aqparat.info).
  10. Исследование ООН: Электронное Правительство 2018 // (https://publicadministration.un.org).
  11. Рейтинг Казахстана в обзоре электронного правительства ООН // (https://publicadministration.un.org).
  12. Добролюбова Е. И., Южаков В. Н., Ефремов А. А., Клочкова Е. Н., Талапина Э. В., Старцева Я. Ю. Доклад «Цифровое будущее государственного управления по результатам» // (http://d-russia.ru).
  13. Кристальный Б. В., Травкин Ю. В. Электронное правительство. Опыт США. — М.: Эко-Трендз, 2003. — 39 с.
  14. CarstenGreve Ideas in Public Management Reform for the 2015. Digitalization, Value Creation and Involvement, 6 November 2015 //Springer Science+Business Media New York 2015
  15. Белова Л. Г. «Южная Корея: Движение от информационного общества к вездесущему обществу» // (https://cyberleninka.ru).
  16. eGovFrame — платформа электронного правительства Республики Кореи // (http://www.egovframe.go.kr).
  17. Оценка деятельности электронного правительства и его влияние на жизнедеятельность в Корее // (http://nethash.ru).
  18. Электронное Правительство Республики Кореи: история и опыт создания//(http://d-russia.ru).
  19. Петров М., Буров В., Шклярук М., Шаров А. Государство как платформа // (https://www.csr.ru).
Основные термины (генерируются автоматически): электронное правительство, государственное управление, Казахстан, гражданин, услуга, Цифровое правительство, орган, развитие, информационное общество, Южная Корея.


Похожие статьи

Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений

В современной динамичной инновационной экономике для достижения стратегических целей бизнес-структур необходимым представляется проведение системной работы по совершенствованию процесса управления организацией и донесения целевых стратегических ориен...

Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики

В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...

Направления развития государственно-частного партнерства как инструмента финансирования здравоохранения

За государством закреплены социально-ориентированные функции, которые связаны с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности. Учитывая высокую значимость здравоохранения, в последние годы данной сфере государство уделяет повышенное внимание. При...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Анализ и оценка конкурентоспособности Кировской области

Основу конкурентоспособности в современном мире составляют расширяющиеся инновации, стратегический подход, кооперация участников цепочек ценности как новая форма конкурентной борьбы, новая роль государства в формировании сетевых сообществ и кластеров...

Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий

В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Похожие статьи

Совершенствование системы управления организацией в условиях изменений

В современной динамичной инновационной экономике для достижения стратегических целей бизнес-структур необходимым представляется проведение системной работы по совершенствованию процесса управления организацией и донесения целевых стратегических ориен...

Формирование инструментария стратегического управления трудовыми ресурсами государственных учреждений в период цифровизации экономики

В период цифровизации процессов экономики происходит стремительный рост всех сопутствующих технологий, поэтому остро встает вопрос об значимости стратегического управления в сфере государственного управления. В статье кратко рассмотрено влияние персп...

Направления развития государственно-частного партнерства как инструмента финансирования здравоохранения

За государством закреплены социально-ориентированные функции, которые связаны с обеспечением безопасных условий жизнедеятельности. Учитывая высокую значимость здравоохранения, в последние годы данной сфере государство уделяет повышенное внимание. При...

Особенности применения подхода «Университет третьего поколения» в России

Развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило условия функционирования системы высшего образования. Университеты столкнулись с проблемами обеспечения устойчивости, поддержания финансового состояния на достаточном уровне, поиска источ...

Анализ причин замедленного перехода экономики Российской Федерации на путь инновационного развития

Каждое современное государство заинтересовано в становлении экономики страны на инновационный путь развития с целью повышения конкурентоспособности отечественной продукции и услуг, а также экономической эффективности в целом. В статье проведен анализ...

Инновационная концепция «Умный город»: опыт развитых стран и реализация в Российской Федерации

Каждый город нуждается в стратегии развития, которую он создает на основе идеальных представлений о будущем и имеющихся возможностях. У каждого человека свой жизненный путь и личная история успеха, которая зависит от многих факторов и обстоятельств. ...

Цифровая экономика как фактор стратегического развития и обеспечения экономической безопасности

Цифровая экономика — будущее развития экономической системы в мире за счет преобразования многих сфер деятельности человека под большим влиянием информационных технологий. Развитие инновационных технологий и увеличение степени амплификации интернета ...

Анализ и оценка конкурентоспособности Кировской области

Основу конкурентоспособности в современном мире составляют расширяющиеся инновации, стратегический подход, кооперация участников цепочек ценности как новая форма конкурентной борьбы, новая роль государства в формировании сетевых сообществ и кластеров...

Использование цифровых технологий молодыми предпринимателями для улучшения бизнес-стратегий

В статье рассматриваются особенности развития молодежного предпринимательства в России в условиях цифровой трансформации экономики. В частности, показаны цели по развитию цифровых технологий и исследованы возможности для создания рабочих мест для мол...

Бизнес и культура как инструменты латентного управления глобальным миром. Способы модернизации (на примере Российской Федерации)

В статье авторы рассмотрели актуальность использования «мягкой силы» в условиях текущей международной обстановки, проанализировали условия развития данного концепта в рамках внешней политики Российской Федерации и предположили, что в основе эффективн...

Задать вопрос