Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 17.05.2021

Статья просмотрена: 245 раз

Библиографическое описание:

Шпицер, О. Б. Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению адаптации детей раннего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению / О. Б. Шпицер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 210-213. — URL: https://moluch.ru/archive/362/80848/ (дата обращения: 27.04.2024).



Как известно, данный процесс адаптации охватывает непосредственно самого ребенка, его родителей и социального педагога, и от того, насколько каждая из сторон будет обладать необходимыми знаниями, будет зависеть конечный результат — спокойный и с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение ребенок.

Работа с родителями, чьи дети поступают в дошкольное учреждение, должна начинаться намного заранее до того, как дети поступят в сад. Еще в момент записи ребенка родители должны получить четкую информацию касаемо адаптационного периода, что лично каждый из родителей может сделать, чтобы облегчить данный процесс.

Родители должны предупредить социального педагога о возможных особенностях адаптации детей к новым условиям детского сада. Также в обязательном порядке они должны рассказывать педагогу, как ребенок ведет себя дома. Если ребенок заранее приучен к режиму дня, который будет в детском саду, если он умеет проситься в туалет, приучен к разнообразной пище, умеет обращаться с игрушками, способен хотя бы к непродолжительному контакту с другими детьми, не испытывает к ним боязни, доверяет педагогу, то большинство проблем, которые связаны с процессом адаптации, возможно избежать.

Если же родители не подготовили ребенка к дошкольному учреждению, он испытывает определенные нарушения со стороны нервной системы (перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция и т. п.), что, к сожалению, встречается все чаще, или страдает хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, то процесс его адаптации к детскому саду будет затруднен.

Анализируя результаты исследований, было выявлено, что многие дети оказались не подготовлены к посещению детского сада и столкнулись со следующими проблемами:

– несовпадение режима дня;

– страхи по отношению к воспитателям;

– проблема во взаимоотношении со сверстниками;

– проблема с приемом пищи и сна;

– скованность, трудности включения в деятельность при прямом обращении;

– плаксивость, обидчивость, истерики у детей.

Видится необходимым разработка рекомендаций по организации адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении.

Таблица 1

Рекомендации для воспитателей

Проблема

Пути решения

страхи по отношению к воспитателям

Каким бы не было отношение ребенка к педагогу, рекомендуется ненавязчиво показывать ему заботу, помогать, оказывать поддержку и утешение.

Необходимо помнить, что определенные особенности внешнего вида педагога могут вызвать у ребенка страх и неприятия — будь то непривычный рост, громкий голос, резкость в движениях, излишняя суета, длинные ногти, детали одежды. Необходимо учитывать данные нюансы и максимально их уменьшить при общении с ребенком.

Необходимо обеспечить благоприятное взаимодействие ребенка с новым взрослым, оно должно приносить ему положительные яркие эмоции, вызывать доверие.

проблема во взаимоотношении со сверстниками

Встречать радостно каждого ребенка, особенно испытывающего страх: «Дети, посмотрите, кто к нам пришел! Мы давно тебя ждем, будем вместе играть».

Использовать в общении с детьми яркие игрушки, занятия с ними помогают стабилизировать эмоциональное состояние тревожного ребенка, вовремя и к месту подобранные игрушки помогают отвлечь от грустных переживаний, организовать деятельность, привлечь к ребенку внимание других детей.

Не стоит настаивать на игровом общении с конкретным человеком или другими детьми. Рекомендуется вовлекать его в общие подвижные игры, где воспитатель-педагог выступает в роли мамы — мамы-курочки, мамы-козы, мамы-кошки, что создаст дополнительную опору для того, чтобы ребенок сумел дождаться маминого прихода вечером.

скованность, трудности включения в деятельность при прямом обращении

Рекомендуется чаще помогать ребенку чувствовать безопасность, постоянно изыскивать способы, которые будут вселять в него уверенность, чувство успешности в различной деятельности, помогать справляться в бытовых делах. Любому ребенку требуется веселый, оптимистичный, умеющий сочувствовать и соучаствовать взрослый, который способен поддержать его как в эмоциональном, так и физическом плане.

Чаще использовать телесный контакт — поглаживания, объятия, прикосновения, усаживания на колени и пальчиковые игры.

плаксивость обидчивость, истерики у детей

Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом думать, что предпринять.

Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Нужно контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию.

Для борьбы с истериками ребёнка, взрослым нужно уметь сохранять спокойствие.

Необходимо стараться понять что хочет ребенок, предугадывать его потребности, тем самым это вызовет у него радостное чувство и прилив сил.

Рекомендуется применять косвенные методы влияния — переключать внимание с острых переживаний на стихи, потешки, песенки, других детей

С первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении, педагог должен стараться обеспечить, прежде всего, психологический и физический комфорт для детей, смягчить трудности перехода от домашнего (разного у всех) к общественному (одинаковому для всех) образу жизни. Это определяет возможность решить самые заметные проблемы, которые возникают в первый месяц, когда адаптация малышей к новым условиям доставляет им столько неприятных моментов.

Таблица 2

Рекомендации для родителей

Проблема

Пути решения

несовпадение режима дня

Необходимо проанализировать режим дня ребенка и при необходимости скорректировать его таким образом, чтобы расписание привычных занятий совпадал с режимом дня дошкольного учреждения. При необходимости разработать новый режим дня.

проблема с приемом пищи и сна

Приблизить домашний режим питания и сна к тому, что будет в детском саду.

Научить самостоятельно пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки.

Укладываться с приемом пищи во временные рамки.

трудности в общении с детьми и взрослыми

Познакомьте ребенка с другими детьми на площадке, в песочнице. Предлагайте ему поиграть вместе с ними, приучайте просить, а не отнимать игрушки, меняться игрушками. Дома спрашивайте малыша, как он играл с детьми, как их зовут.

Старайтесь, чтобы ребенок имел возможность общаться со взрослыми, умел обращаться к ним с просьбой. Учите его здороваться и прощаться со взрослыми, выражать благодарность («спасибо», «пожалуйста»), выполнять элементарные правила поведения в помещении и на улице.

страхи по отношению к воспитателям и детскому саду

Демонстрируйте малышу позитивное отношение к саду. Рассказывайте при ребенке родственникам, знакомым о том, что вам повезло: его приняли в очень хороший детский сад! Не обсуждайте проблемные вопросы, связанные с садом, в присутствии ребенка. Никогда не пугайте малыша детским садом! Накануне поступления ребенка в детский сад ведите себя спокойно, ведь ваша тревожность передается ему, что может отрицательно воздействовать на процесс адаптации.

В сложный период привыкания малыша к детскому саду социальный педагог часто выступает не только в качестве консультанта, но и посредника, цель которого — установить более тесный контакт родителей с воспитателем и детьми.

Социальный педагог изучает (по разрешению всех членов семьи) психологическую атмосферу в семье, выявляет причины, которые могут вызвать сложности при адаптации ребенка, и проводит соответствующую коррекционную работу. Исходя из индивидуальных особенностей детей, он совместно с воспитателем может составить индивидуальную программу работы с каждым ребенком, вести работу по формированию у малышей навыков социального общения и позитивного отношения к себе.

Всю работу по сопровождению детей к новым условиям дошкольного учреждения целесообразно осуществлять поэтапно.

Таблица 3

Работа социального педагога

Этап

Содержание работы

первый (подготовительный) этап

Предполагает мероприятия по повышению профессионального мастерства воспитателей, работу с семьей, сбор информации о ребенке, помощь в подборе игрушек и создания предметной среды.

Задачи социального педагога на данном этапе можно условно разделить на шесть групп:

– психологическое просвещение педагогического коллектива и родителей;

– составление подвижного графика поступления детей в группу;

– создание банка данных о детях, испытывающих трудности;

– профилактика возможных эмоциональных нарушений у детей;

– выявление проблемных семей, родителей «группы риска» в целях социально-психологической поддержки;

– помощь воспитателям в подборе игрового инструментария.

Второй (основной) этап

Сложный и длительный этап. Усилия направлены на обеспечение наиболее благоприятного психологического климата в адаптационной группе, проведение интеграционных игр на сплочение детского коллектива.

Большое количество времени на основном этапе отводится консультированию родителей. На первый план выступает взаимодействие с родителями на основе диалога.

Для родителей готовится информация в родительский уголок и информационные стенды: «Приглашение в детский сад», «Я хожу в сад», «С детьми работают…", «Детские капризы», «Детская самостоятельность» и т. д.

Третий (заключительном) этапе

Осуществляется анализ процесса адаптации детей к дошкольному учреждению, обследование их эмоционального состояния, включенности в воспитательно-образовательный процесс; анализ причин эмоционального неблагополучия, выработка индивидуальных рекомендаций.

В обязанности социального педагога входит не только умение координировать усилия между воспитателями при реализации индивидуального подхода к каждому ребенку, но и грамотное взаимодействие с другими специалистами. Воспитателям, как и родителям, не всегда удается облегчить процесс привыкания малышей к условиям дошкольного учреждения. Нередко это связано с тем, что в группу одновременно поступает несколько новичков, постоянно нуждающихся во внимании и ласке. Это не позволяет воспитателю обеспечить необходимый контакт с детьми, найти правильный подход к ним. Обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку воспитателю помогает социальный педагог и педагог-психолог дошкольного учреждения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, дошкольное учреждение, социальный педагог, воспитатель, родитель, прием пищи, проблема, процесс адаптации, дошкольное образовательное учреждение.


Похожие статьи

Создание условий для успешной адаптации ребенка...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация

Адаптация — сложный процесс. Малыш приходит в детский сад, для него начинается новая жизнь. Задача семьи и педагогов дошкольного...

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель А.С. Русаков.

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение...

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной...

Оформляя ребенка в детский сад, родители озадачиваются вопросами: как ребенок будет

Дети в процессе адаптации к новой среде (которая включает материальный, субъективный и

В 1 год 9 месяцев: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки...

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего...

 Когда ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение, приоритетной

И родителям, и педагогам хочется, чтобы привыкание ребенка к новому месту не вызвало

Адаптация — сложный процесс, который зачастую вызывает изменения в организме ребенка...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям...

ребенок, детский сад, дошкольное учреждение, процесс адаптации, адаптация ребенка, воспитатель, навык самообслуживания, период адаптации, старший дошкольный возраст, флегматический темперамент.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на...

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к детскому...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс

В данной статье рассматривается проблема адаптации ребенка к детскому саду. У многих родителей возникает вопрос: В...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего...

 В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

На всех этапах период адаптации детей раннего возраста к ДОУ необходимо вести

Педагог-психолог должен проводить индивидуальные беседы с родителями для сбора...

Похожие статьи

Создание условий для успешной адаптации ребенка...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация

Адаптация — сложный процесс. Малыш приходит в детский сад, для него начинается новая жизнь. Задача семьи и педагогов дошкольного...

Адаптация к детскому саду: условия, методы, средства

Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений.

Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям / составитель А.С. Русаков.

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение...

Проблемы адаптации детей к условиям дошкольной...

Оформляя ребенка в детский сад, родители озадачиваются вопросами: как ребенок будет

Дети в процессе адаптации к новой среде (которая включает материальный, субъективный и

В 1 год 9 месяцев: самостоятельно ест любую пищу (в том числе и с хлебом) из своей тарелки...

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего...

 Когда ребенок поступает в дошкольное образовательное учреждение, приоритетной

И родителям, и педагогам хочется, чтобы привыкание ребенка к новому месту не вызвало

Адаптация — сложный процесс, который зачастую вызывает изменения в организме ребенка...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в...

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям...

ребенок, детский сад, дошкольное учреждение, процесс адаптации, адаптация ребенка, воспитатель, навык самообслуживания, период адаптации, старший дошкольный возраст, флегматический темперамент.

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Адаптация — это процесс приспособления к новым условиям. В процессе адаптации ребенка к детскому саду задействовано очень много механизмов на...

Что нужно знать родителям об адаптации ребенка к детскому...

детский сад, адаптационный период, ребенок, период адаптации, дошкольное учреждение, Дошкольное воспитание, адаптация детей, процесс

В данной статье рассматривается проблема адаптации ребенка к детскому саду. У многих родителей возникает вопрос: В...

Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего...

 В статье рассматриваются вопросы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

На всех этапах период адаптации детей раннего возраста к ДОУ необходимо вести

Педагог-психолог должен проводить индивидуальные беседы с родителями для сбора...

Задать вопрос