Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пересыпкина, Ю. Ю. Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Ю. Ю. Пересыпкина, В. М. Шурховецкая, И. Н. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80635/ (дата обращения: 23.01.2022).



В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверную разницу в сторону увеличения совершенствования физических навыков и общего представления о физической культуре.

Ключевые слова: одаренность, обучающиеся, физическая культура, педагогическая деятельность, учитель.

Введение. Воспитание здорового поколения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является одной из важнейших задач современной школы.

Проблема воспитания и обучения одарённых детей в условиях физкультурно-образовательного пространства приобретает ещё большую значимость на современном этапе. Изучение особенностей одарённых детей в области физической культуры и спорта в настоящее время становится актуальным и необходимым.

Н. В. Ахаева в научном исследовании на концептуально уровне раскрыла научные и педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства [1].

Укрепление соматического и психического здоровья, обеспечение личностного роста и формирование позитивных личностных качеств подрастающего поколения является важной задачей, решение которой возможно через физкультурно-оздоровительные программы, в том числе.

Актуальность формирования здоровой и творческой личности обусловлена государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения и нацеленными на развитие массового спорта и оздоровление нации. В связи с этим проявляется тенденция создания спортивных секций, клубов, спортивных комплексов, в которых могли бы заниматься школьники, в том числе со спортивной одаренностью и обеспечивали бы выявление одаренных детей.

И. Ю. Соколик предложила разработанную авторскую методологическую и организационно-методическую систему, позволяющая проводить экспертизу различных сторон одаренности спортсменов с помощью автоматизированных диагностических средств. Автором также разработаны и используются модели и методы для диагностики спортивной одаренности по различным видам спорта [4].

Учеными в области преподавания физической культуры в школах дано определение спортивной одаренности. Отличительная черта спортивно и физически одаренных обучающихся — это энергичность, стремление к участию во всевозможных физкультурно-оздоровительных соревнованиях, подвижных спортивных играх, высокий уровень концентрации внимания, быстрота реакции, легкость в движениях, хорошая координация, физическая выносливость (Л. В. Барышева, Г. И. Семенова, И. Ю. Соколик, Г. С. Ушканова, А. С. Фетисов и др.).

Создание условий для развития и совершенствования спортивно одаренных детей обосновано в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Предполагается, что спортивно-оздоровительная деятельность учителя физической культуры должна носить системный характер и строиться на следующих принципах:

— выявление спортивно одаренных обучающихся на протяжении всего процесса обучения;

— психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с признаками одаренности и одаренных;

— индивидуально-личностная траектория и дорожная карта, позволяющая проводить мониторинг и удовлетворять запросы спортивно одаренных обучающихся;

— обеспечение вариативности образовательной деятельности с точки зрения содержания, форм и методов обучения в зависимости потребностей и специфики спортивной направленности.

Изучение диссертационных исследований, научной литературы, содержание ФГОС ОО и ВФСК ГТО, дали основание для определения темы исследования и постановки цели — спроектировать и экспериментально проверить педагогическую концепцию работы с одаренными детьми на уроках физической культуры.

Задачи: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации; разработка педагогической концепции работы со спортивно одаренными детьми; определить критериально-оценочную базу мониторинга уровней физической подготовки одаренных детей.

Объект исследования — спортивно одаренные обучающиеся.

Предмет исследования — содержание и процесс педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ОО.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МБОУ СОШ № 74 г. Воронежа. Начало эксперимента 2019 год.

Методы исследования: мониторинг по результатам реализации педагогической концепции, заложенной в модели, как системе работы со спортивно одаренными обучающимися. Спортивные соревнования, игры, выполнение спортивных упражнений.

Модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Рис. 1. Модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Результаты и их обсуждение

Основываясь на научном обосновании развития и диагностики спортивной одаренности Д. В. Крылова и проведя собственный эксперимент, мы получили следующие результаты [2]:

— предложенная педагогическая концепция как вариант решения проблемы развития спортивно одаренных обучающихся школ направлена на совершенствование работы учителя физической культуры в данном направлении;

— разработанная и реализуемая модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры обоснована необходимостью применения системной педагогической технологии индивидуального развития спортивно одаренного школьника.

Вывод. Исследование позволило сделать следующий вывод: программа работы с одаренными детьми должна основываться на комплексных личностно-образовательных моделях, которые могут представлять сложные конструкты, включающие необходимую и достаточную совокупность характеристик, отражающих типологическую классификацию одаренных детей.

Литература:

  1. Ахаева Н. В. Научно-педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства. Дисс…доктора пед. наук. Усть-Каменогорск — 2016, — 356 с.
  2. Крылов Д. В. Спортивная одаренность в России: поиск, диагностика, развитие // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 6, URL: ttps://mir-nauki.com/PDF/24PDMN618.pdf (дата обращения 29.04.2021)
  3. Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст]: психология развития. / П. Пепинский; пер.с англ. — М.: Прогресс, 1996. — 115 с.
  4. Соколик И. Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности. Дисс…доктора пед. наук. Минск, — 1998, — 356 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, педагогическая концепция работы, ребенок, спортивная одаренность, обучающийся, педагогическая деятельность, условие реализации, общее образование, федеральный государственный образовательный стандарт.


Задать вопрос