Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пересыпкина, Ю. Ю. Опыт работы с одаренными детьми на уроках физической культуры: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / Ю. Ю. Пересыпкина, В. М. Шурховецкая, И. Н. Пешкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 299-301. — URL: https://moluch.ru/archive/361/80635/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье описан опыт работы учителя физической культуры с обучающимися, имеющими одаренность в этом направлении. Разработана модель реализации ФГОС ОО при обучении одаренных детей. Данные сравнительного анализа эффективности модели показали достоверную разницу в сторону увеличения совершенствования физических навыков и общего представления о физической культуре.

Ключевые слова: одаренность, обучающиеся, физическая культура, педагогическая деятельность, учитель.

Введение. Воспитание здорового поколения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, является одной из важнейших задач современной школы.

Проблема воспитания и обучения одарённых детей в условиях физкультурно-образовательного пространства приобретает ещё большую значимость на современном этапе. Изучение особенностей одарённых детей в области физической культуры и спорта в настоящее время становится актуальным и необходимым.

Н. В. Ахаева в научном исследовании на концептуально уровне раскрыла научные и педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства [1].

Укрепление соматического и психического здоровья, обеспечение личностного роста и формирование позитивных личностных качеств подрастающего поколения является важной задачей, решение которой возможно через физкультурно-оздоровительные программы, в том числе.

Актуальность формирования здоровой и творческой личности обусловлена государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения и нацеленными на развитие массового спорта и оздоровление нации. В связи с этим проявляется тенденция создания спортивных секций, клубов, спортивных комплексов, в которых могли бы заниматься школьники, в том числе со спортивной одаренностью и обеспечивали бы выявление одаренных детей.

И. Ю. Соколик предложила разработанную авторскую методологическую и организационно-методическую систему, позволяющая проводить экспертизу различных сторон одаренности спортсменов с помощью автоматизированных диагностических средств. Автором также разработаны и используются модели и методы для диагностики спортивной одаренности по различным видам спорта [4].

Учеными в области преподавания физической культуры в школах дано определение спортивной одаренности. Отличительная черта спортивно и физически одаренных обучающихся — это энергичность, стремление к участию во всевозможных физкультурно-оздоровительных соревнованиях, подвижных спортивных играх, высокий уровень концентрации внимания, быстрота реакции, легкость в движениях, хорошая координация, физическая выносливость (Л. В. Барышева, Г. И. Семенова, И. Ю. Соколик, Г. С. Ушканова, А. С. Фетисов и др.).

Создание условий для развития и совершенствования спортивно одаренных детей обосновано в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Предполагается, что спортивно-оздоровительная деятельность учителя физической культуры должна носить системный характер и строиться на следующих принципах:

— выявление спортивно одаренных обучающихся на протяжении всего процесса обучения;

— психолого-педагогическое сопровождения обучающихся с признаками одаренности и одаренных;

— индивидуально-личностная траектория и дорожная карта, позволяющая проводить мониторинг и удовлетворять запросы спортивно одаренных обучающихся;

— обеспечение вариативности образовательной деятельности с точки зрения содержания, форм и методов обучения в зависимости потребностей и специфики спортивной направленности.

Изучение диссертационных исследований, научной литературы, содержание ФГОС ОО и ВФСК ГТО, дали основание для определения темы исследования и постановки цели — спроектировать и экспериментально проверить педагогическую концепцию работы с одаренными детьми на уроках физической культуры.

Задачи: развитие и совершенствование системы педагогической деятельности в условиях реализации; разработка педагогической концепции работы со спортивно одаренными детьми; определить критериально-оценочную базу мониторинга уровней физической подготовки одаренных детей.

Объект исследования — спортивно одаренные обучающиеся.

Предмет исследования — содержание и процесс педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ОО.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МБОУ СОШ № 74 г. Воронежа. Начало эксперимента 2019 год.

Методы исследования: мониторинг по результатам реализации педагогической концепции, заложенной в модели, как системе работы со спортивно одаренными обучающимися. Спортивные соревнования, игры, выполнение спортивных упражнений.

Модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Рис. 1. Модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры

Результаты и их обсуждение

Основываясь на научном обосновании развития и диагностики спортивной одаренности Д. В. Крылова и проведя собственный эксперимент, мы получили следующие результаты [2]:

— предложенная педагогическая концепция как вариант решения проблемы развития спортивно одаренных обучающихся школ направлена на совершенствование работы учителя физической культуры в данном направлении;

— разработанная и реализуемая модель педагогической концепции работы с одаренными детьми на уроках физической культуры обоснована необходимостью применения системной педагогической технологии индивидуального развития спортивно одаренного школьника.

Вывод. Исследование позволило сделать следующий вывод: программа работы с одаренными детьми должна основываться на комплексных личностно-образовательных моделях, которые могут представлять сложные конструкты, включающие необходимую и достаточную совокупность характеристик, отражающих типологическую классификацию одаренных детей.

Литература:

  1. Ахаева Н. В. Научно-педагогические основы формирования одаренной личности в условиях здоровьесберегающего образовательного пространства. Дисс…доктора пед. наук. Усть-Каменогорск — 2016, — 356 с.
  2. Крылов Д. В. Спортивная одаренность в России: поиск, диагностика, развитие // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 6, URL: ttps://mir-nauki.com/PDF/24PDMN618.pdf (дата обращения 29.04.2021)
  3. Пепинский, П. Одаренный ребенок [Текст]: психология развития. / П. Пепинский; пер.с англ. — М.: Прогресс, 1996. — 115 с.
  4. Соколик И. Ю. Организационно-методические основы диагностики спортивной одаренности. Дисс…доктора пед. наук. Минск, — 1998, — 356 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, педагогическая концепция работы, ребенок, спортивная одаренность, обучающийся, педагогическая деятельность, условие реализации, общее образование, федеральный государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Педагогические условия организации физического воспитания...

Библиографическое описание: Новикова, Т. В. Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в

Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры: принцип гуманизации образования дошкольников в области...

Требования к современному уроку физической культуры...

 Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. урок должен быть проблемным и развивающим...

Физическая культура в свете Федеральных государственных...

Ранее стандарт образования сводился к минимальным знаниям по предмету физическая культура. Сейчас он изменился, учитель обязан обеспечить ученикам не только теоретические и практические знания по предмету, но и учитывать меж предметные и личностные результаты...

Организационно-методические условия содержания уроков...

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №...

Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования...

Ключевые слова:профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3+), психолого-педагогическая подготовка педагога, индивидуально-психологические особенности личности, качество высшего...

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся...

Дети с художественной и спортивной одарённостью, не всегда столь же одарены в образовательных областях и могут начать

Стараясь создать условия для успешности каждого ребёнка, педагоги нередко выбирают посильный образовательный уровень для...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

Образовательные программы с учетом ФГОС позволяют педагогам больше играть с детьми.

ФГОС, реализация программы «Школа 2100» требуют от специалистов ДОУ налаживания тесного

Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых ФГТ.

Организационно-педагогические условия реализации...

Романова, О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как

Федеральный государственный образовательный стандарт, является совокупностью требований, обязательных при реализации основных...

Содержание и направленность занятий по физической культуре...

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, рабочая

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены...

Похожие статьи

Педагогические условия организации физического воспитания...

Библиографическое описание: Новикова, Т. В. Педагогические условия организации физического воспитания дошкольников в

Общие принципы образования дошкольников в области физической культуры: принцип гуманизации образования дошкольников в области...

Требования к современному уроку физической культуры...

 Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения. урок должен быть проблемным и развивающим...

Физическая культура в свете Федеральных государственных...

Ранее стандарт образования сводился к минимальным знаниям по предмету физическая культура. Сейчас он изменился, учитель обязан обеспечить ученикам не только теоретические и практические знания по предмету, но и учитывать меж предметные и личностные результаты...

Организационно-методические условия содержания уроков...

Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ №...

Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования...

Ключевые слова:профессиональный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО 3+), психолого-педагогическая подготовка педагога, индивидуально-психологические особенности личности, качество высшего...

Выявление и сопровождение обучения одарённых обучающихся...

Дети с художественной и спортивной одарённостью, не всегда столь же одарены в образовательных областях и могут начать

Стараясь создать условия для успешности каждого ребёнка, педагоги нередко выбирают посильный образовательный уровень для...

Физкультурно-оздоровительная работа ДОУ в контексте ФГОС

Образовательные программы с учетом ФГОС позволяют педагогам больше играть с детьми.

ФГОС, реализация программы «Школа 2100» требуют от специалистов ДОУ налаживания тесного

Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых ФГТ.

Организационно-педагогические условия реализации...

Романова, О. Н. Организационно-педагогические условия реализации внеурочной деятельности обучающихся, как

Федеральный государственный образовательный стандарт, является совокупностью требований, обязательных при реализации основных...

Содержание и направленность занятий по физической культуре...

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, рабочая

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены...

Задать вопрос