Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.

Дата публикации: 13.08.2018

Статья просмотрена: 509 раз

Библиографическое описание:

Михель, О. И. Организационно-методические условия содержания уроков физической культуры в начальной школе на основе реализации ФГОС / О. И. Михель, М. Ю. Кириллова, С. Ю. Белозёрова, Е. Л. Рая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 98-102. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52269/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье представлены результаты исследования, добровольно принявших участие обучающихся, в рамках написания диссертации.

Ключевые слова: урок физической культуры, двигательные действия, универсальные учебные действия.

Одним из определяющих критериев эффективности проведения уроков физической культуры является моторная плотность. Установлено, что только уроки, проведенные с моторной плотностью выше 55 %, оказывают существенное влияние на физическое развитие учащихся [5]. Но наряду с этим в учебно-методической литературе при обучении технике движения для достижения педагогического эффекта оправданной считается 20 %-ая моторная плотность [6, с.177–182]. Педагогическая логика такого подхода сводится к тому, что процесс освоения двигательного действия будет тем эффективнее, чем лучше и больше школьники будут слушать преподавателя, анализировать свои ошибки, отдыхать между попытками. Эта педагогическая логика доказала свою эффективность в спортивной практике, когда у детей уже достаточно сформировались целевые установки и мотивация на освоения двигательных действий, а цикличное построение системы занятий в ходе многолетней физической подготовки спортсмена предполагает занятия с низким показателем моторной плотности. Но эту логику сложно реализовать в условиях классно-урочной системы проведения занятий, так как у школьников выявлен пониженный уровень сформированности психолого-педагогических показателей, определяющих положительную мотивацию к занятиям физическими упражнениями [7], и существует дефицит времени на освоение двигательных действий.

Учителей физической культуры необходимо вооружить методическими приемами, позволяющими на базе школьного класса, с высокой моторной плотностью эффективно обучать учащихся двигательным действиям. Современная теория обучения успешно апробирована в условиях спортивной тренировки, когда занятия проводятся на базе учебно-тренировочной группы и у тренера и занимающихся достаточно времени (годами совершенствуются те или иные технические приемы) для качественного освоения техники изучаемых упражнений. Школьный урок физической культуры не предоставляет учителю таких временных и организационных возможностей для реализации образовательных задач технического характера [8, с.168].

Во-первых, имеющиеся в литературе рекомендации отводят на формирование двигательного действия не более пяти уроков. Причем количество образовательных задач технической направленности на уроке физической культуры по отдельным рекомендациям может достигать шести и более. Математический анализ учебных программ по физическому воспитанию и временных возможностей школьных уроков физической культуры показал, что в среднем на одну образовательную задачу приходится 20–25 минут [6, с.177–182].

Во-вторых, классно-урочная система проведения занятий не является лучшей организационной формой обучения. На уроках физической культуры, в отличие от учебно-тренировочной группы, как правило, присутствуют дети, сильно отличающиеся друг от друга по уровню физической, технической подготовленности, состоянию здоровья, имеют разный уровень физической, теоретической и психической готовности к овладению новыми двигательными действиями [2, с.61–63].

В этих условиях учителю крайне сложно сформировать у класса целевые установки и положительную мотивацию к активному освоению новых двигательных действий, в процессе обучения которым значительная роль отводится формированию ориентировочной основы действия. Существенное значение имеет тот факт, что в структуре ориентировочной основы действия фактор сознания играет первостепенную роль. Однако пониженный уровень мотивации к освоению двигательных действий в условиях классно-урочной формы проведения занятий ограничивает возможности сознания как основной направляющей силы в процессе обучения движениям школьников. Учителю физической культуры необходимо учитывать также и некоторые физиологические закономерности, выявленные в фундаментальных исследовательских работах по изучению физиологии движений животных и человека. Установлено, что произвольный (осознанный) контроль возможен при одновременном движении с неравными скоростями не более чем в двух суставах. Построение движений главным образом определяется функционированием автоматических систем управления [3, с.15–18].

Очевидно, что результат движений тех или иных звеньев тела человека является следствием сложного взаимодействия активных, инерционных, реактивных, эластичных и других сил, находящихся вне сферы прямого сознательного вмешательства, что ставит под сомнение целесообразность значительных временных трат на словесные методы обучения для формирования смыслового представления о двигательном действии и способе его выполнения.

Для того чтобы организовать весь сложный нервно-мышечный механизм, обеспечивающий эффективность двигательной деятельности, и находящийся вне сферы прямого сознательного вмешательства, необходимы многократные пробы с последующим исправлением допущенных ошибок. При очевидном доминировании словесных методов в учебном процессе общеобразовательной школы, на уроке физической культуре целесообразно ограничить время на вербальную передачу знаний о технике разучиваемого двигательного действия, а сфокусировать внимание на практических методах обучения с использованием методических приемов побуждающих учащихся к активному овладению двигательным действием.

Применение игровых и соревновательных методов организации двигательной активности повышает положительную мотивацию занимающихся на разрешение поставленных двигательных задач. Положительная мотивация на выполнение движения является важным фактором эффективной работы автоматических систем управления, на базе которых формируются оптимальные координации двигательного действия. В состоянии аффекта человек может показать феноменальный результат в том или ином двигательном действие, например, в прыжке.

Этот результат обусловлен совершенной внутримышечной и межмышечной координацией, что и является базовым условием эффективной техники выполнения упражнения. Указанные координации проявляются у людей, которых предварительно не обучали технике выполнения данного движения. Следовательно, они уже были заложены, а в состоянии аффекта, и как следствие этого, сильной мотивации на движение, эти координации реализуются, срабатывает механизм саморегуляции.

В условиях школьного урока физической культуры усилить мотивацию занимающихся на выполнение двигательного действия возможно на базе использования практического метода выполнения упражнения с введением игровых и соревновательных начал. В ходе многократного повторения разучиваемого упражнения с установкой на лучшее разрешение двигательной задачи, педагог устраняет допущенные ошибки, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Эффективность описанного выше методического приема обучения технике жизненно важных локомоций проверена при помощи экспериментального исследования на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 45.

В эксперименте были задействованы учащиеся начальных классов. В одних классах на уроках физической культуры уделялось достаточно много времени формированию смыслового и зрительного представления у учащихся о двигательном действии и способах их выполнения, созданию двигательного представления по опорным точкам с помощью словесных и наглядных методов. При данном подходе учитель ориентировался на имеющиеся в литературе указания такого типа, как «Процесс обучения технике движений будет тем эффективней, чем лучше и больше занимающиеся будут слушать преподавателя, анализировать свои ошибки, отдыхать между попытками, что в результате приведет к успешному освоению изучаемого двигательного действия» [1, с.11–15]. В других параллельных экспериментальных классах обучение осуществлялось по предложенной нами методике с активным использованием практического метода обучения, c учетом ограниченных организационно-временных возможностей урока физической культуры и пониманием того, что сложный нервно-мышечный механизм построения изучаемого двигательного действия находится вне сферы прямого сознательного вмешательства.

В качестве примера. В соответствии с учебной программой на уроке решаются задачи совершенствования попеременного одношажного хода, одновременного бесшажного хода и обучение одновременному одношажному ходу. Учитель формирует представление об основных опорных точках техники выполнения одновременного одношажного хода. Ученики практически выполняют изучаемое двигательное действие. Учитель подводит итог выполнения с указанием общих и индивидуальных ошибок.

Основное время отводится на освоение и совершенствование учащимися этих упражнений методом сопряженного воздействия. Для этого необходимо подобрать соответствующий профиль трассы, позволяющий учителю контролировать выполнение упражнений, и расставить указатели того, какие отрезки занимающиеся проходят попеременным одношажным, одновременным бесшажным и одновременным одношажным ходом. Учитель, находясь на внутренней лыжне, контролирует технику выполнения упражнений на отмеченных отрезках дистанции, и вносит необходимые коррекции по устранению допущенных ошибок.

Далее вводится соревновательное начало в проведение урока, класс делится на две или три относительно равные группы. Система оценки результатов может быть различной. Самая простая — пятибалльная система. При прохождении отрезков дистанции учитель выставляет оценку за технику лыжного хода, которая фиксируется протокольно помощником, как правило, это один из учеников, имеющих освобождение от занятий физической культуры. В конце урока подводятся итоги, указываются типичные и индивидуальные ошибки, способы их устранения. Командное и (или) личное первенство в данном случае определяется по величине среднего балла, полученного участниками команды за технику выполнения упражнения. В течение последующих уроков физической культуры, отведенных на раздел лыжной подготовки образовательные задачи технической направленности решались аналогичным способом.

Сравнительная эффективность применяемых методических приемов оценивалась по показателям моторной плотности, динамике прироста результатов, количеству ошибок в технике выполнения упражнений и посещаемости уроков физической культуры. В теории физической культуры количественное определение ошибок проводится довольно редко, и в подавляющем большинстве случаев выявляются допустимые отклонения либо по конечному результату. В практике же определение двигательных ошибок осуществляется, как правило, по субъективным показателям. В качестве экспертов по оцениванию техники выполнения упражнений выступали учителя физической культуры, имеющие высшую категорию и стаж педагогической работы в школе более 15 лет.

Выводы.Врезультате годичного эксперимента было установлено, что в экспериментальных классах относительно контрольных классов величина моторной плотности урока превышала на 18,7 %, достигая в среднем 58 %, динамика прироста показателей, оценивающих проявление выносливости и скоростных качеств, в экспериментальных классах была выше на 3,7 % и 2,2 % соответственно. Средний балл за технику выполнения в экспериментальных классах был выше на 7,1 %. В процессе реализации экспериментальной учебной программы посещаемость занятий в экспериментальных классах, относительно контрольных не снижалась и на конец учебного года была выше на 19,9 %.

Такие факторы как классно-урочная форма проведения занятий, лимит времени на разрешения задач технического характера, недостаточная положительная мотивация учащихся к освоению новых двигательных действий, понимание ограниченных возможностей произвольного (осознанного) контроля движений, несомненно, должны учитываться учителями физической культуры в своей практической деятельности при решении образовательных задач технического характера. Сохранение методической последовательности в реализации теорий или концепций обучения с акцентом на применение практических методов обучения, включающих установку на лучшее разрешение двигательной задачи, и устранением допущенных ошибок позволяет оптимизировать разрешение двигательной задачи в условиях школьного урока физической культуры, качественнее и быстрее осваивать движения.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования — их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика [4]. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков и направлено на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение системно-деятельного подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по предмету: Физическая культура.

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.

Методика формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры направлена на самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений.

Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся возможно при использовании деятельностного подхода на уроках физической культуры с детьми младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС.

Литература:

  1. Виленская, Т. Е. Новые подходы к проблеме физического воспитания младших школьников / [Текст] Т. Е. Виленская, Ю. К. Чернышенко // Учен. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. — 2008. — № 12. — С. 11–15.
  2. Лубышева, Л. И. Каким быть физическому воспитанию в школе [Текст] / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2006. — № 4. — С. 61–63.
  3. Лях, В. И. Теория в поэтапном формирование знаний, умений, навыков в процессе освоения двигательных действий [Текст] / В. И. Лях П. Я. Гальперин, М. М. Боген, // Физическая культура в школе. — 2007. — № 3. — С. 15–18.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2002 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/197127/. — Дата обращения 01.10.2015.
  5. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 3-е изд., стер. — М.: «Академия», 2010. — 480 с.
  6. Храмов, В. В. Организационные и методические особенности проведения урока физической культуры с использованием электронного учебно-методического пособия [Текст] / В. В. Храмов [и др.] // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2014.- № 7.- С.177–182
  7. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс] // Доступ с сайта электронно-библиотечной системы «Университетская библиотека онлайн» 5-е изд. — М.: Дашков и Ко, 2014. URL: http — Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253957. (дата обращения: 27.11.2015).
  8. Шпак В. Т. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций для специальности 1–030201 «Физическая культура со специализациями» 2 изд., доп. и перераб [Текст] / В. Т. Шпак, А. А. Синютич. — Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова». — 2007–168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, двигательное действие, моторная плотность, двигательная задача, действие, ошибка, положительная мотивация, урок, учитель, прямое сознательное вмешательство.


Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

– формирование культуры двигательной активности, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями; – формирование двигательной активности с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта

Похожие статьи

Теория и методология обучения физической культуре...

– формирование культуры двигательной активности, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями; – формирование двигательной активности с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта

Задать вопрос