Неблагополучное состояние многих сельских поселений, а также производственных и сельскохозяйственных предприятий, отток населения, особенно молодежи из села, запустение территорий требует нового подхода к планированию и разработке моделей развития сельских поселений. Для преодоления существующих проблем необходимо сформировать комплекс мероприятий государственной политики в области сохранения, восстановления и развития сельских территорий. При этом необходимо учитывать принципы и требования устойчивого развития, направленные на преодоления спектра социальных, экономических и экологических проблем в длительной перспективе.
Ключевые слова: инновация, деятельность, развитие, система, управление, проблема, применение, расчет, задача
Неблагополучное состояние многих сельских поселений, а также производственных и сельскохозяйственных предприятий, отток населения, особенно молодежи из села, запустение территорий требует нового подхода к планированию и разработке моделей развития сельских поселений. В этой связи в центре внимания специалистов разных сфер деятельности оказываются вопросы, как их реставрации (восстановления), реконструкции, так и нового строительства. Недооценка особенностей образа жизни сельского населения, пренебрежение ими в сфере управленческих решений до сих пор приводят к их разрушению без последующей замены новыми культурными образцами. Восстановление и/или развитие сельхозпредприятий разного типа напрямую взаимосвязано с сохранностью или новым строительством поселений и жилых комплексов. Однако ресурсы, направляемые на эти цели, разобщены и часто используются недостаточно эффективно, средства по общероссийским и региональным программам и проектам села направляются по остаточному принципу.
Для преодоления существующих проблем необходимо сформировать комплекс мероприятий государственной политики в области сохранения, восстановления и развития сельских территорий. При этом необходимо учитывать принципы и требования устойчивого развития, направленные на преодоления спектра социальных, экономических и экологических проблем в длительной перспективе.
1.1.Стартегия устойчивого развития
На данный момент центральным вопросом для экономики Российской Федерации является ускорение темпов и повышение качества экономического роста. Развитие страны, начиная с начала XXI века, пошло по пути ориентированного на рост экспорта, опирающегося на сырьевые отрасли. Темпы роста нашей экономики теперь определяются, в конечном счете, динамикой внешнего спроса на российское сырье. Для выхода из сложившейся ситуации необходимо рассматривать решение проблемы в долгосрочном плане, рассматривая ресурсные предпосылки экономического роста, и стимулировать экономический рост методами обустройства территории и развития инфраструктуры. В их создании важную роль играют регионы РФ как специализированные системы воспроизводства качественных ресурсов, продукции и человеческого потенциала. Для них должна действовать, пришедшая к нам формально извне, стратегия устойчивого развития, которая позволяет рассматривать воспроизводственные процессы как долгосрочные факторы.
Для наименования новой стратегии развития страны был использован английский термин «sustainable developments», который кроме смысла «устойчивое развитие» имеет и иные значения: долгое, непрерывное, длительное, поддерживающее развитие. Далее на рис.1. приведены основные цели управления районом
Рис.1. Цели управления районом
Сложившаяся к настоящему времени региональная политика, начиная с ее территориальных основ и кончая формами и методами их осуществления, должна модернизироваться и видоизмениться с учетом требований стратегии устойчивого развития. Генеральным направлением регионального развития должно стать максимальное усиление собственной экономической базы в каждом из субъектов Российской Федерации путем структурной перестройки их хозяйства, адекватной требованиям рыночной экономики и платежеспособного спроса на продукцию предприятий региона и учитывающей весь комплекс научно обоснованных экологических требований.
Одним из основных вопросов органов власти регионов и местного самоуправления должны быть вопросы организации рационального использования территории, так как только при этом условии могут быть комплексно и успешно решены проблемы экономического, социального и природного характера. В связи с этим необходимо проводить работы по комплексной оценке социально-экономического потенциала отдельных территориальных образований, результатом которых должна являться последовательная реализация инвестиционных планов развития городов и других населенных пунктов. Эти работы в соответствии с требованиями устойчивого развития должны приобрести иное качественное содержание, основываясь на новых комплексных принципах.
Комплексное развитие дополняет эффективную территориальную специализацию, обеспечивает более успешное развитие отраслей специализации, диверсифицирует отраслевую структуру хозяйства региона и тем самым повышает устойчивость функционирования и развития всего территориального общественно-природного комплекса.
Комплексное развитие даст дополнительный экономический эффект благодаря большей взаимосвязанности, пропорциональности разных отраслей на территории, в том числе и за счет большей технологической увязки производств, что позволяет обеспечить более полное использование сырья, уменьшить долю отходов и тем самым повысить эффективность использования сырья, топлива, энергии, материалов, лучше решать экологические проблемы. Комплексное развитие дает эффект также за счет общей производственной и социальной инфраструктуры.
Основную часть территории РФ составляют сельские территории. Поэтому для устойчивого развития территории РФ нужно развивать сельские территории и муниципальные районы, необходимо активизировать инновационно - инвестиционную деятельность на уровне районов и муниципальных образований. Инновационная деятельность должна заключаться в применении процессного подхода при организации производства региона, основанного на отходе от экономики, основой которой является экспорт сырья, и переход к производствам полной переработке ресурсов данной территории, а также эффективном маркетинге продукции сельскохозяйственных территорий, обеспечивающим доходный сбыт произведенных продукции и услуг. В качестве инвестиционной составляющей деятельности на уровне районом необходимо проведение маркетинговых исследований территорий и на их основе создание инвестиционных программ, ориентированных на долгосрочное устойчивое развитие территории.
1.2.Цели инновационно-инвестиционной деятельности
В настоящее время сельские территории испытывают высокую потребность в диверсификации экономической деятельности, обновлении материально-технической базы производства, усилении кадрового состава и значительном повышении уровня эффективности муниципального управления.
Цель инновационно-инвестиционной деятельности на уровне районов состоит в выработке и реализации системы приоритетов, создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие экономики сельскохозяйственных территорий в соответствии с перспективной стратегией. В рамках этого важную роль играет формирование научно-технического и технологического потенциала, адекватного динамично развивающейся рыночной экономике, отвечающего стратегии устойчивого развития, ресурсным возможностям территории, требованиям эффективности его использования для обеспечения конкурентоспособности экономики, духовного развития, повышения качества жизни сельского населения.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести обзор выполненных проектов преобразования данной территории;
- рассмотреть основные методы управления устойчивым развитием сельских территорий;
- выбрать систему для поддержки принятия управленческих решений и проведения комплексного анализа социально-экономического потенциала;
- разработать систему сбалансированных показателей уровня социально-экономического развития сельских территорий РФ, которая применена для оценки уровня развития экономики и природного потенциала;
- произвести оценивание, моделирование и определение трендов выбранной системы показателей в условиях неопределенности информации;
- провести систематизацию источников информации и собрать фактический и статистический материал для SWOT-анализ природных ресурсов, уровня экономического развития и социальной сферы территории.
- разработать комплекс инвестиционных проектов, создающих основу устойчивого развития территории, состоящий из взаимоувязанных инвестиционных проектов.
Теоретической и методологической основой для проработки данного вопроса могут служить объективные экономические законы, концепции экономистов, исследовавших устойчивое развитие территории.
Для реализации мероприятий по инновационно-инвестиционной деятельности на конкретной территории должны быть предложены комплексная экономико-математическая модель территории, которая определяет специфику сельских территорий. Должна быть определена система сбалансированных показателей, отражающих экономическую и социальную ситуацию территории, а также ее природный и ресурсный потенциал, разработаны для измерения показателей специальные измерительные шкалы, ориентированные на применение в условиях неопределенности, неточности и неполноты информации, а также на использование как количественных, так и качественных оценок.
Так же целесообразно построить динамические модели основных показателей развития территории, оценить риски и потенциалы конкретной территории, оценить современное состояние и сформулировать основные перспективные направления развития территории, разработать комплексную инновационно-инвестиционная модель развития территории, определяющую основные направления социально-экономического развития и разработать комплекс бизнес - предложений.
1.3. Направления инновационной деятельности, реализуемые в современной России
В настоящее время развитие сельских территорий привлекает внимание широкого круга специалистов, пытающихся построить концептуальные основы этого процесса. Однако, до практических результатов реализации этих теоретических построений очевидно еще далеко. И дело здесь не столько и не только в несовершенстве теорий, но и в неготовности самих территорий их принимать. Это объясняется не только финансовыми трудностями, но прежде всего отсутствием или нехваткой центров разработки пилотных проектов развития территорий, учебных площадок в районах по освоению новых производственных технологий, подготовленных специалистов, как в производственной, так и в управленческой сферах, технологий ведения хозяйства в современных рыночных условиях, программ перспективного планирования. Особенно это ощутимо в районах нечерноземной зоны, где усилен отток трудоспособного населения в крупные города. Для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и управления территориями необходимо введение ряда инноваций, обеспечивающих активизацию и реализацию инновационно-инвестиционной деятельности. Прежде всего, необходимо оценить ресурсный потенциал конкретной территории и определить специфические риски и потенциалы территории, а также актуальные задачи, которые необходимо решить для ее гармоничного развития. Основными задачами обеспечения устойчивого развития сельских территорий можно считать задачи оценки ресурсного потенциала территорий, создание и введение в практику системы сбалансированных индексов и индикаторов показателей развития территорий (в целом и по отраслям хозяйствования); определение тенденций и динамики развития природных и социально-экономических процессов, произвести нормирование показателей индексов и индикаторов развития, аудит состояния территории по системе выбранных сбалансированных показателей, индексов и индикаторов. Результаты аудита хозяйственной и управленческой деятельности на территории выражаются в виде совокупности оценок рисков и потенциалов территории. После этого определяются планировочные и инвестиционные планы и мероприятия, определяющие конкретные инновационные и инвестиционные процессы и программы, создание центров по подготовке квалифицированных производственных и управленческих кадров.
К числу направлений инновационной деятельности можно также отнести:
Выбор перспективных и реализацию на конкретных территориях отечественных производственных технологий организации эффективной сельскохозяйственной деятельности;
Применение новых энергосберегающих технологий и энергогенерирующих систем, объектов малой энергетики, возобновляемых источников энергии, ориентированных на специфику сельскохозяйственной деятельности; создание информационно-аналитическая база управления развитием территорий в условиях неопределенности информации;
Предложения по взаимодействию с зарубежными фондами, партнерами, программами;
Предложения по пилотным проектам развития сельских территорий и базы инвестиционных проектов и программ развития;
Конкретные пилотные проекты по организации экопоселений на территориях, пилотные проекты создания системы управления региональным и муниципальным развитием, пилотные проекты историко-познавательного и спортивно-развлекательного направлений для семейного отдыха, например проект «Великая Россия» и другие;
Программы и системы подготовки управленческих кадров для развития сельских территорий. Например, системы на основе байесовских интеллектуальных технологий «Интеллектуальные рабочие места специалистов по организации и ведению работ по сельскому хозяйству для фермеров, предпринимателей, управленческого персонала на региональном и муниципальном уровнях, специалистов для управления устойчивым развитием сельских территорий.
Основная стратегия обеспечения конкурентоспособности региона представлена на рис.2
Рис.2. Стратегия обеспечения конкурентоспособности
1.5. Байесовские интеллектуальные технологии как основа инновационной деятельности для развития региональных сельских территорий
Эффективным инструментом поддержки функционирования сложных систем в настоящее время может служить методология байесовских интеллектуальных технологий (БИТ), развиваемая проф. Прокопчиной С.В.
Информационно-аналитические системы на основе БИТ используются в самых разных прикладных задачах, от мониторинга состояния компонентов экосистем до аудита предприятий и маркетинга. На базе БИТ разработаны и использованы на практике информационно-аналитические распределенные системы для различных приложений и средства мультимедийной визуализации сетевых решений
Значительное число разработок в области искусственного интеллекта используют для представления информации различного рода шкалы. Это объясняется естественностью представления знаний на шкалах, желанием структурировать и классифицировать априорную и апостериорную информацию, а также необходимостью контролировать устойчивость получаемых решений, поскольку подобные задачи относятся к классу некорректных и требуют регуляризации, которая может быть достигнута путем введения шкал.
В основу синтеза информационных технологий БИТ положен принцип единства измерений, позволяющий согласовывать входы и выходы отдельных шкал и преобразовывать их в соответствии с метрологическими требованиями к решениям информационной системы. Для этого параллельно с вычислительным процессом реализуется процесс метрологического сопровождения каждого решения в виде показателей точности, надежности, достоверности, риска. Эти показатели объединяются в комплексы метрологических характеристик.
Решение, полученное на основе байесовских интеллектуальных технологий (БИТ-решение) представляет собой ряд альтернативных оценок свойства с соответствующими комплексами метрологических характеристик.
Изменение свойств сложного объекта и взаимосвязей объекта и внешней среды задает необходимость постоянной коррекции модельных представлений об объекте, оценок его свойств, критериев и других компонентов информационного пространства. В условиях значительной неопределенности модель сложного объекта и среды его окружения должна изменяться в зависимости от получаемой информации и меняющихся требований, ограничений, целевых функций и критериев решаемой задачи. В концептуальной форме это можно определить как изменение степени «погружения» модели в систему объекта и формально представить в виде выражения (1):
где - система динамического объекта со свойствами , отношениями , меняющимися в зависимости от времени t;
- система динамической модели со свойствами , отношениями и ограничениями, допущениями, требованиями постановки задачи, также меняющимися во времени
Важной задачей является создание методологических и информационно-технологических разработок, обеспечивающих более полное и глубокое отражение системы объекта в модели на основе развития структуры модели.
Вероятностные представления свойств объектов в регуляризирующем байесовском подходе делают его привлекательным для работы с неполными и неточными данными в условиях значительной априорной неопределенности. Практическая реализация этих условий должна быть ориентирована на решение задач при управлении предприятием.
Концепция сложного объекта предполагает построение конкретной модели в процессе управления системой или поведением системы в сложно прогнозируемой среде и допускает возможность изменения как состава свойств и отношений объекта управления, так и самих систем представления свойств и отношений.
- Литература:
Окунев В.В. Процессный подход в управлении территориальным развитием с применением систем байесовских интеллектуальных технологий. В сб. Труды вольного экономического общества. 2010 г. (журнал, рекомендуемый ВАК).
Окунев В.В. Применение байесовских интеллектуальных технологий для оценки ландшафтной привлекательности территории. В сб. трудов Международной молодежной конференции «ЮНИ-ИНТЕЛ»-2010, стр. 157-165.
Прокопчина С.В. Принципы создания развивающихся информационных технологий на основе регуляризирующего байесовского подхода.||Сб. докладов Междунар. конф. по мягким вычислениям и измерениям "SCM-2005", Санкт-Петербург, 27-29 июня 2005.- Т.1.
Прокопчина С.В. Концепция байесовской интеллектуализации измерений в задачах мониторинга сложных объектов // Новости искусственного интеллекта. -1997.- №3.-С.7-56.
Прокопчина С.В. Организация измерительных процессов в условиях неопределенности. Регуляризирующий байесовский подход//Сб. докладов Междунар. конф. по мягким вычислениям и измерениям «SCM-98», Санкт-Петербург, 22-26 июня 1998.- Т.1.- С.30-44.
Прокопчина С.В., Наугольнов О.А. Байесовские интеллектуальные измерения параметров случайных процессов// Известия ЛЭТИ. Вып.442.-Л.:ЛЭТИ,1991.- С.73-76.