Задача воспитания личностей, способных, опираясь на достижения науки и научно-технического прогресса, самостоятельно мыслить и размышлять, верных идеям национальной независимости, обладающих достаточным интеллектуальным потенциалом, а также задача подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных кадров требует разработки учебной литературы нового поколения. Определенная часть издаваемых традиционным (печатным) способом учебников, устарела с точки зрения идеологии, содержания, в сущности перестала отвечать требованиям и потребностям новой образовательной системы.
Поэтому на современном этапе развития педагогической науки и практики, техники и технологии, обучения разработка научно-методических основ создания в частности учебников нового поколениях, по-прежнему, остается одной из актуальнейших проблем реформирования системы непрерывного образования.
По мнению А.Кусаинова, поднимая проблему учебников третьего тысячелетия, мы должны ясно представить себе роль, место, цель и назначение образования в современном обществе, ибо на конкретном этапе развития общества эти же показатели в конечном итоге находят соответствующее педагогическое преломление в создаваемых учебниках нового поколения. По ним определяют форму и критерий анализа учебной литературы [1].
Поэтому общество ставит перед школами как основную цель создание и постоянное совершенствование условий для получения каждым учащимся образования в соответствие со своими интересами и потребностями, предоставление им возможностей для самоопределения. После средней школы профессиональные колледжи должны формировать у учащихся знаний, умений, навыков, развивать у них опыта самостоятельной и творческой деятельности и ответственности, умение самостоятельно искать, находить и анализировать информации. Таким образом, изменение целей и расширение задач образования привели к совершенствованию содержания образования, структуры образовательных учреждений и систем обучения.
Введение государственных
образовательных стандартов в условиях непрерывной системы образования
Республики Узбекистан потребовала разработки «Концепции
создания учебной литературы нового поколения для системы непрерывного
образования» [2].
Основными задачами настоящей Концепции
являются: - разработка научно-идеологических, метолого-дидактических,
психолого-педагогических, санитарно-гигиенических требований по
созданию учебной литературы нового поколения, точные определения
существующих видов и форм учебной литературы, обеспечивающих их
рациональное использованные по назначению, а также определение
совокупности и стратегических задач для осуществления программ
подготовки современной учебной литературы в масштабах Республики.
По этой концепции - Учебник-издание, создаваемое на основе требований государственного образовательного стандарта, программы дисциплины, методики и дидактики, внедренное идеями национальной независимости, освещаемое в полной мере все темы определенные программой дисциплины, направленное на освоение основ конкретной дисциплины, а также учитывающие возможности его использования в родственных направлениях образования.
Многие существующие учебники по «Труду» оказались практически невостребованным, т.к. «дидактический аппарат книги недостаточно учитывал изменения, связанные с переходом к развивающему, личностно ориентированному образованию».
Авторы многие вопросы, связанные с написанием современного учебника решают в пределах устоявшихся понятий, руководствуясь чаще всего старыми подходами.
Ведь учебник должен включать «в себя и программу работы учащихся с учебником и систему самопроверки усвоения знаний» [3].
В современных условиях «учебник является средством, сопровождающим весь ход обучения и дающим возможность самообразования» [4].
Учебник является основой. Он ядро учебного процесса, модель ученого предмета. Знания, умения, навыки, виды деятельности, заложенные в нем – это минимум определенный государственным стандартом. Это минимум образовательной загрузки и уровня знания учащихся, это оценка полученного выпускниками образования[5].
Современный учебник должен способствовать усвоению знаний, выработки у учащихся умений и навыков, развитию самостоятельной и находить необходимую информацию.
Как считают западные ученые Ф.М. Жерар и К.Рожье, учебник должен «развивать у учащихся навыки самостоятельной деятельности, предлагать различные методики обучения, интегрировать полученные знания в повседневную практику» [6].
Поэтому мы основываясь что сделано в прошлом по теории и практики разработки учебников, максимально используем зарубежный опыт исследований при изучении проблемы учебных книг нового поколения, связанный с определением общих и специфических требований к качеству учебных книг; места и роли учебника в учебном процессе; дидактическим обоснованием методов проблемного изложения содержания; определением структурных компонентов в их взаимосвязи; выявлением обучающих, воспитательных, развивающих и других функций.
Существующее на сегодняшний день построение учебника по «Труду» нецелесообразно именно потому, что не способствует ни трудовой педагогике, ни самостоятельной работе учащихся с книгой, ни объективной оценке его знаний и умений, что важно даже не столько для преподавателя, сколько для самого учащиеся, поскольку без этого невозможна никакая гуманизация учебного процесса.
Учебники по «Труду» для среднего образования являются основным источником. Они существенно влияют на учебный процесс, так как дисциплина «Труда» являются основой предварительного трудового навыка, ориентации на профессии.
По нашему мнению, учебники «Труда» должны способствовать развитию в учащихся личностно – профессионально-деятельностных навыков и умений, соответствовать содержанием с ведущим компонентом «Способы деятельности», предлагать различные эффективные методики самостоятельного обучения, осуществлять взаимосвязь полученных знаний с повседневной практикой, реализовывать межпредметную интеграцию.
Нами проведено анкетирование учителей «Труда» в 42 средних школах. А результате применения этого метода были получены компонентов учебной литературы, их использовании в процессе усвоения знаний и формировании профессиональной компетентности. Вопросы, содержащиеся в анкете, касались, всех аспектов содержания учебника нового поколения и методики изложения, уровня научности и доступности, и логической структуры учебного материала, связи материала учебника с практикой производства, с производственным обучением, качества и количества вопросов и заданий, иллюстрацией, целесообразности объема данного учебника, качества языка и стиля изложения, преемственности, содержания трудового обучения учеников а также типологией учебника.
Результаты проведенного нами анкетирования полученных от преподавателей позволили получить важную информацию о качестве и типах учебника. 80% опрошенных преподавателей «Труда» типологию учебника определили на основе одного признака – наличия ведущего компонента содержания предмета, как учебники с ведущим компонентом «способы деятельности».
При этом определены особенности этих учебников:
- содержательное выделение и структурное закрепление логики овладения практической деятельностью;
- наличие норм – эталонов способов деятельности, алгоритмов их достижения;
- ориентация этапов становления полноценного умения на индивидуальные потребности обучающихся и на конечную цель практического характера;
- приоритетная роль заданий, направленных на овладение как отдельными действиями, операциями, так и их системами в составе деятельности;
- заданий квалификационного характера, направленных на закрепление путем систематического обобщения;
- обеспечение учебным материалом как репродуктивных методов обязательного уровня обученности, так и соответствующих этому уровню черт продуктивных проявлений, ценностного отношения;
- упорядочения понятийно-терминологической системы курса, позволяющее компактно изложить теорию, разграничивая ее на обязательную, дополнительную, вспомогательную.
Исследования последних лет, производившиеся на материале учебников «Труда» и специальных дисциплин профессиональных колледжей показали, что учебники специальных дисциплин некоторых авторов по содержанию и структуре близки к школьным учебникам по «Труду».
Исходя из этого, нам хотелось обратить внимание авторов на то, что при отборе содержания необходимо руководствоваться дидактическими требованиями к учебникам нового поколения, а также учитывать возрастные особенности обучающихся. При этом, необходимо ориентироваться на то, что важную регулирующую роль в учебно-производственной деятельности выполняют интеллектуальные качества обучающихся, прежде всего особенности мышления.
Хорошо написанный учебник снимает много проблем в учебном процессе, в том числе повышает результативность обучения, способствует систематизации знаний обучающихся, развитию творческих способностей, прививает устойчивый интерес к профессии.
Проведенные исследования и анализ учебников «Труда» показали, что ждут своего дальнейшего анализа, обобщения, решения и уточнения следующие общие проблемы создания учебников по «Труду»:
- сущность учебника нового поколения в системе средств обучения;
- его роль, место и функции в связи с рыночными отношениями в экономике;
- взаимосвязь функций учебника в составе содержания образования;
- разработка требований к содержанию и структуре;
- принципы отбора разноуровнего теоретического и практического содержания учебника с ведущим компонентом «Способы деятельности»;
- отличительные особенности учебников специальных дисциплин предназначенных для младших специалистов и учебников «Труда»;
- методика анализа и оценка качества учебника;
- влияние учебника на эффективность учебно-воспитательного процесса и т.п.
Изучение этих вопросов при сопоставлении различных точек зрения, обобщение результатов анализа позволит определить многие необходимые исходные положения для дальнейшего исследования проблеме учебников «Труда» и упорядочить многие вопросы теории учебника. Необходимо отметить, изучая предмета «Трудового обучения», ученики знакомиться с миром труда и профессии. Выполняя практические работы и творческие проекты, можно «примерить» себя к тем или иным профессиям и специальностям. Проверить свои способности – очень важная задача, так как правильный выбор профессии – это и удовлетворение результатами труда и успехи в трудовой деятельности и материальное благополучие и укрепление здоровья.
- Литература:
Кусаинов А. Система мониторинга качества учебников нового поколения. Учебник третьего тысячелетия создание, издание, распространение. Материалы III Международной научно- практической конференции. - Алматы, Атамура. 2003. -8 с.
Концепция создания учебной литературы нового поколения для системы непрерывного образования. Ташкент: Шарк,2002.-3 с.
Кусаинов А. Новое поколение учебников требование дня. Мысл. №2. 2002. – 55-56 с.
Мамырова К.Н. Характеристика дидактических принципов и подходов построения содержания учебников. Учебник третьего тысячелетия. Материалы III Международной научно- практической конференции. - Алматы, Атамура. 2003. -48 с.
Олимов К.Т. Проблемы создания учебников специальных дисциплин нового поколения в сфере среднего специального и профессионального образования. Ташкент. Издательство «Фан» академии наук республики Узбекистан – 2004. 118с.
Франсуа-Мари Жерар, ксавье Рожье. Разработка и анализ школьных учебников Вильнюс. Изд. «ABOVO», 1998. – 378 с.