О подготовке учебников и УМК по химии нового поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.02.2017

Статья просмотрена: 618 раз

Библиографическое описание:

Рыспаева, Бактыгул. О подготовке учебников и УМК по химии нового поколения / Бактыгул Рыспаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4.1 (138.1). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/138/39463/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье поднимается вопрос о качестве учебников нового поколения. Вопрос качества учебников волнует всех. Учебник нового поколения, каким быть? В статье уделяется внимание основным требованиям учебника нового поколения.

Ключевые слова: системно-структурный подход, содержательно-деятельностной подход, задачи обучения химии: когнитивные, поведенческие, ценностные.

The article raises the question of the quality of text new textbooks generation. Questions textbook quality care all.New generation how to be. In the article attention is paid to the basic requirements of a new generation of textbooks.

Keywords: systemic-structural approach, meaningful activity approach, learning objectives chemistry, cognitive, behavioral values.

Роль «Химии» обусловлена ролью соответствующей науки в познании законов природы. В этом проявляется фундаментальная составляющая школьного химического образования. Систематическое рассмотрение основных химических понятий, законов и теорий, фактов способствует формированию мировоззрения современного человека и его общекультурной компетентности. Химическое образование обеспечивает как передачу фактического материала о строении, свойствах и превращениях веществ, составляющих основу материального мира, так и развитие в процессе систематического изучения основных химических понятий, законов и теорий на основе специфических методов обучения (наблюдение, химический эксперимент, качественные и расчётные задачи, моделирование), навыков и приёмов мышления.

На данном этапе модернизации школы, качество школьного образования во многом зависит от учебников. Вопрос качества учебников волнует всех, многие учителя выражают недовольство некоторыми учебниками. Учебник нового поколения, каким быть?

В учебнике нового поколения должны два уровня подачи материала: в начале проблемный, за ним обьяснительно-иллюстративный.

Учебники нового поколения могут быть отвечающими следуюшим основным критериям:

— отражение общечеловеческих ценностей и этнокультурных особенностей нашего народа;

— направленность на выполнение требований государственного образовательного стандарта по предмету;

— доступность учебного материала;

—наличие заданий развивающего и творческого характера;

— практическая направленность учебного процесса, т. е. связь теории практики и др.

— наличие материалов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность;

— наличие учебного материала способствующего формированию компетентности;

— ориентированность на достижение результатов.

Выше изложенные требования к подготовке учебника предмета химии показываю насколько это ответственно и сложно.

Таким образом, каждый кыргызстанский учебник должен пройти все этапы создания школьного учебника.

— написание экспериментального учебника соответствующей учебной программе предмета;

— обсуждение экспериментального учебника школьными учителями по предмету и учитывание замечаний, предложений рецензента и эксперта для доработки;

— обсуждение экспериментального учебника с учеными лаборатории или кафедры естественно- математических предметов КАО;

— доработка экспериментального учебника;

— издание учебника как пробного;

— пробный учебник апробировать в определенных школах республики (по приказу министерства образования);

— после апробаций повторная доработка и экспертиза, и издание учебника.

На самом деле выше указанные этапы написание учебника – очень трудное занятие. Требования, предъявляемые к нему – самостоятельная наука. Чтобы написать учебник нового поколения необходимо тщательно изучить теорию учебника, провести много последовательной подготовительной работы.

Известный теоретик С. Г. Шаповаленко утверждает, что «учебник — это средство для усвоения основ наук, предназначенное для учеников».

По определением С. Г. Шаповаленко понятно, что учебник предназначен только для учеников. Следовательно, учебник – это средство, предлагаемое ученику и излагающее научные знания. Это определение указывают на отличительную особенность учебника от других видов литературы. Структура учебника есть последовательное распределение содержания программы в соответствии с дидактическими требованиями (текст, методический аппарат, ориентировочный аппарат, иллюстрации и др.) Распределение учебного текста зависит от объёма предлагаемого материала, его сложности и содержания.

Бекбоев И. Б. [2, с. 12] в статье уделял внимание структуре школьного учебника. Необходимая часть учебника является введение. Введение должно быть ясным, доступным, кратким. Во введении даётся понятия о предмете, основывается необходимость изучения предмета, раскрывается преемственность изученного материала предыдущего класса с материалом последующего класса. Глава учебника – завершенный учебный объект, новая познавательная ступень в системе усвоения предмета. Материалы главы охватываются в параграфе. Текст параграфа соответствует такому объему, который позволил бы объяснить материал в течение урока и домашнего задания для дальнейшего закрепления. В учебнике особое внимание следует обратить на темы. Параграф состоит из темы, которая точно отражает содержание, даёт учащимся понятие о структуре предмета и его внутренних связях, вызывают у них интерес к новой теме. Язык истиль учебника имеет свои особенности, зависимо от каждого предмета. Язык изложения учебника должен быть ясным, четким, выразительным, образным и литературным, придерживаться научно-популярного стиля с учетом принципа доступности.

Составной частью учебника являются вопросы и задания, которые обеспечивают активизацию учащихся и прочное усвоение знаний, развивают их познавательный интерес, формирует навыки самостоятельной работы. В дидактике их называют методическим аппаратом учебника.

Наличие аппарата ориентировки в учебнике считается обязательным. Ориентировочный аппарат помогает ученику и учителю свободно разобраться в структуре учебника, обращает их внимание на основные, главные, опорные понятия и обозначения, способствует их запоминанию, легкому и быстрому поиску в учебнике нужной информации. В ориентировочный аппарат входят: предисловие, оглавление, акцентировка, различные обозначения — символы, указатели.

Учебник был и остается самой эффективной, распространенной педагогической моделью и средством как учения, так и обучения.

В связи с гуманизацией образования недопустимо перегружать ученика учебными материалами, а нужно оптимизировать содержание обучения.

Составители учебников в основном должны руководствоваться следующими положениями: чему нужно обучать? как обучать? что усвоено?

К учебникам устанавливаются следующие требования:

1) Полиграфические: высококачественное полиграфическое исполнение; удобный формат; использование различных шрифтов; наличие иллюстраций.

2) Методические: соответствие возрастным особенностям учащихся; по содержанию, по полиграфическому оформлению, по языку.

3) Разработанный методический аппарат: задания для самостоятельной работы; вопросы для самоконтроля; практические задания.

4) Структурное деление: условные обозначения методических материалов; выделение глав, параграфов, темы.

В условиях реализации компетентностного подхода к образования нужны новые учебники, которые обеспечивающие формирование ключевых и предметных компетентностей учащихся. Создания учебника и УМК нового поколения по химии осуществляется на основе методологии построения предмета.

При составлении учебника были использованы системно-структурный подход содержательного процесса, необходимый для обеспечения единого педагогического процесса. Системно-структурный подход помогает рассмотреть содержание знания как систему, помогает определить связи. Здесь все методические категории рассмотрены с позиций образовательных, воспитательных и развивающих функций.

В отношении содержательно-деятельностного подхода учёба и учебный процесс будут рассмотрены как единая совместная работа взаимодействия учителя и ученика и учебника.

Во-первых, это означает научить ученика усвоить основы науки, во-вторых, научить учащихся познавательным методам в учебном процессе. Школьные учебники сочетают в себе различные содержательно-методические линии. Принципы конструктирования содержания могуть быть следующими: линейный, концентрический, линейно-концентрический, спиральный, линейно-спиральный, модульный.

В школьном курсе по предмету химии 8–9 классе конструктирования учебного материала сочетаются линейно-концентрическим принципом. Линейно-концентрический принцип конструктирования содержания: учебных тем выстраивается оптимально без дублирования одного и того же материал, но углубляются основные понятия последовательно друг за другом, изучаемые в разные годы обучения. А в 10-11 классах при линейно-концентрическом принципе допускается возможность обращения к одному и тому же материалу в разные периоды обучения, предусматривается усложнение и расширение его содержания. С позиции компетентностного подхода определение целей и задач учебного предмета должно предшествовать отбору его содержания [5].

Цели и задачи обучения химии отмеченs в новом предметном стандарте следующие: Учащийся владеет способами описания и исследования веществ и их преобразований в природном и техногенном мире на основе общих химических теорий и закономерностей, навыками рационального и безопасного использования химических технологий и продуктов в различных областях жизни.

Задачи обучения химии: Когнитивныеучащиеся понимают закономерности строения и превращения простых соединений в живых и неживых системах. Изучают осуществление различных химических превращений для получения необходимых веществ заданными свойствами (металлов, пластмасс, минеральных удобрений, лекарств и т. д.); Распознают вещества, изучая их свойства и применение веществ в народном хозяйстве. Способны оценить риски и предупредить возможные последствия использования веществ и технологий, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Поведенческиеучащийся владеет навыками рационального и безопасного использования природных веществ и продуктов технологий в практической деятельности. Применяет полученные знания при проведении химических процессов не приводящие вреда здоровью человека и окружающей среде.

Ценностныеучащийся следует принципам устойчивого развития, безопасного образа жизни, осознает риски и предупреждает негативные последствия применения химических технологий.

Применяет осознанно усвоенные знания о химической картине мира, при изучении других естественных предметов. Владеет химической и экологической грамотностью и культурой.

Исходя из выше изложенного, можно заключить, что при создании школьного учебника по химии нового поколения необходимо учитывать цели и задачи химического образования как основу формирования его содержания. В зависимости от компетентностного подхода меняется функция учебника. Сейчас подготовить не просто учебник источник знаний, а учебник указываюший пути и подходы к овладению материалом, намечающий способы деятельности учащихся и учителя. Технология подготовки такого учебника несколько иного конструктирования учебных материалов, текстовых внетекстовых компонентов соответственно тому, как должна строиться логика обучения, исходя из ожидаемого результата.Учебник нового поколения предполагает новый образовательный результат. Это развитие умений, способов действий и личностых качеств, что дает возможность учащимися самостоятельно открывать новые знания. Такие учебники развивают общеучебные умения через предметные. Они учат решать жизненные задачи на основе предметных знаний.

Выполняя государственную программу по охране здоровья подрастающего поколения впервые в Кыргызстане применено изготовление интегрального переплета обложки, которое делает книгу значительно легче, прочной.

Рекомендуем создание учебников нового поколения на основе следующих концептуальных основы:

- Отражение общечеловеческих ценностей;

- Усовершенствование учебных возможностей учащихся;

- Соответствия предметного стандарта химического образования и учебных программ;

- Соответствия общих принципов дидактики;

- Структура учебника (текст, основные понятия, обьснительная записка, иллюстративные материалы и. т. д.)построено с учетом возрастной особенности учащихся;

- Графическое оформление, соответствие современным технологиям;

- Соответствие содержания материалов для развития ключевой компетентности учащихся;

- Наличие проверочных материалов (тест, эксперимент, задачи) для учащихся;

- Включение местных интересных материалов в содержание учебника;

- При разработке нового учебника применение принципов научности, доступности, преемственности, оптимальности, логичность, систематичности.

Литература:

  1. Абылкасымова А. Е. Каким должен быть учебник нового поколения. //Материалы Международной научно-практической конференции. // Астана, 2007. Стр. 16–22.
  2. Бекбоев И. Б.Учебник для юного Кыргызстанца / Материалы международной научно-практической конференции: «Проблемы обновления школьного образования» часть 1. — Б.: 2000. – С. 12–20.
  3. Акулова и др. Проблемы формирования нового поколения учебных изданий, аналитический доклад /под ред. О. У. Лебедева. М.: ЗАО изданий «МТО ХОЛДИНГ», 2004. 216 с.
  4. Абдиев А. Состав содержания общего образования, факторы, источники и принципы его формирования как основа создания школьных учебников. //Материалы Международной научно-практической конференции. // Алматы, 2010. Стр. 48–51.
  5. Бекбоев И. Б. Памятка автору школьного учебника. Бишкек 1999. С. 1–14.
  6. Зуев Д. Д. Научно-организационные проблемы развития теории школьного учебника //Проблемы школьного учебника. Вып 6. М.: Просвещение, 1978. С. 253.
  7. Шахмаев Н. М. Новый учебник и его путь в школу //«Проблемы школьного учебника» Сб. статей. Вып.17. Способы реализации содержания образования в учебных книгах. М.: Просвещение, 1987.
  8. Шаповаленко С. Г. Учебник в системе средств обучения. М.: Педагогика, 1974. С.13.
Основные термины (генерируются автоматически): учебник, учебник нового поколения, экспериментальный учебник, линейно-концентрический принцип, ориентировочный аппарат, системно-структурный подход, учебный материал, учебный процесс, химическое образование, школьный учебник.


Ключевые слова

системно-структурный подход, содержательно-деятельностной подход, задачи обучения химии: когнитивные, поведенческие, ценностные

Похожие статьи

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников

Статья посвящена проблеме становления и классификации предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована актуальность создания системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ».

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования

В статье рассматривается вопрос о выборе методов и форм обучения для формирования безопасного образа жизни и современной культуры безопасности. Важность данной проблемы детерминирована обязательным введением Федерального государственного стандарта ос...

Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования

В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...

Новые педагогические технологии оценки знаний

Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям оценки знаний. В статье уделяется особое внимание изучению и анализу литературных источников, которые являются одной из важнейших частей учебного процесса. Национальной программой по подготовке...

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Применение системно-структурного подхода в подготовке будущих учителей физики к формированию физических понятий у школьников физических понятий

Одна из задач учителей средней общеобразовательной школы – дать учащимся качественное образование. А научные понятия являются основным компонентом системы научных знаний. Значит, формирование у школьников основных научных понятий считается важной ком...

Похожие статьи

Подготовка современных специалистов по предмету «черчение»

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов предмета Черчение с учетом современного состояния образовательного процесса. Особое внимание уделяется технической, технологической и интеллектуальной подготовке педагогов.

К проблеме классификации и формирования понятий в области безопасности жизнедеятельности для школьников

Статья посвящена проблеме становления и классификации предметных понятий в области безопасности жизнедеятельности. На основе проведенного исследования выявлена и обоснована актуальность создания системы предметных понятий в школьном курсе «ОБЖ».

Контроль учебных достижений учащихся пятого класса по биологии: проблемы и поиск решений

В статье представлен опыт организации контроля учебных достижений учащихся 5 класса, обучающихся по программе линейного курса биологии основной школы Н. И. Сонина и В. Б. Захарова.

Особенности работы с учебником на уроках предметов эстетического цикла

В статье автор раскрывает особенности работы с учебником в школе в процессе преподавания предметов эстетического цикла.

К вопросу о методах и формах обучения безопасности жизнедеятельности в свете новых стандартов образования

В статье рассматривается вопрос о выборе методов и форм обучения для формирования безопасного образа жизни и современной культуры безопасности. Важность данной проблемы детерминирована обязательным введением Федерального государственного стандарта ос...

Развитие профессиональных компетенций педагога как актуальная проблема современного непрерывного образования

В данной статье проводится анализ старой традиционной системы образования, а также описаны современные подходы к пониманию понятий компетенции, анализируется понятия компетентность и компетенции. Рассматриваются актуальные проблемы современного непре...

Новые педагогические технологии оценки знаний

Данная статья посвящена новым педагогическим технологиям оценки знаний. В статье уделяется особое внимание изучению и анализу литературных источников, которые являются одной из важнейших частей учебного процесса. Национальной программой по подготовке...

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Система методической работы учителя начальных классов

В статье представлен новый взгляд на структуру методологической компетентности учителя начальных классов согласованный с требованиями ФГОС для общеобразовательной школы.

Применение системно-структурного подхода в подготовке будущих учителей физики к формированию физических понятий у школьников физических понятий

Одна из задач учителей средней общеобразовательной школы – дать учащимся качественное образование. А научные понятия являются основным компонентом системы научных знаний. Значит, формирование у школьников основных научных понятий считается важной ком...

Задать вопрос