Исследования ученых Узбекистана археолога Г. А. Пугаченковой и этнографа О. А. Сухаревой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Сабитова, К. С. Исследования ученых Узбекистана археолога Г. А. Пугаченковой и этнографа О. А. Сухаревой / К. С. Сабитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 323-325. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80348/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматривается влияние гендерной составляющей на тему исследований историков женщин и в качестве характерного примера описывается научная деятельность известных историков Узбекистана Г. А. Пугаченковой и О. А. Сухаревой.

Ключевые слова: женщины-историки, гендер, искусствоведение, археология, археологические памятники, народные ремесла, народное искусство Узбекистана, этнография.

The article examines the influence of the gender component on the topic of research by historians of women and, as a typical example, describes the scientific activities of the famous historians of Uzbekistan G. A. Pugachenkova and O. A. Sukhareva.

Keywords: women-historians, gender, art history, archeology, archaeological sites, folk crafts, folk art of Uzbekistan, ethnography.

Традиционно история считается самой «мужской» из всех гуманитарных наук. И, это действительно так. Даже взгляд самого непредвзятого наблюдателя может заметить, что среди ученых-историков и в высших учебных заведениях, в лицеях заметно превалируют численностью над женщинами, даже в школах учителя истории зачастую — мужчины, чего нет, например в филологии.

Но если женщина-ученый занимается историей профессионально, то она может добиться необычайно высокого уровня профессионализма в своей карьере, о чем красноречиво свидетельствуют имена таких ученых, как Басовская Н. И., Нарочницкая Н. А., Люблинская А. Д., Удальцова З. В. и многих других. И, что характерно, большинство женщин-историков выбирают темой своих научных исследований медиевистику или историю Древнего мира.

Так, известная современная историк, исследователь основоположница гендерной истории в России Н. Л. Пушкарева объясняет это так: «Выбирая сферу научных интересов, я умышленно «ушла» в феодализм, потому что в 1970-е годы длань, управляющая наукой, просто не дотягивалась до Средневековья» [4].

И, на самом деле, темы, которые затрагивают женщины-историки: искусство, частная жизнь, ремесла являются очень специфически женскими темами, то есть женщин специалистов по военной истории, как правило, не бывает.

Совершенно особенной областью, где именно женщины-историки совершили уникальные открытия является искусствоведение, и деятельность известных советских ученых, искусствоведов, археолога и этнографа, академика АН Узбекистана — Пугаченковой Галины Анатольевны и Ольги Александровны Сухаревой яркий тому пример.

«Самая незаурядная женщина XX в. Ташкента и не только его — Галина Анатольевна Пугаченкова» [1], как писал в своих воспоминаниях другой выдающийся ученый — исследователь, историк и археолог, академик Академии наук Республики Узбекистан — Эдуард Васильевич Ртвеладзе.

Галина Анатольевна Пугаченкова родилась 7 февраля 1915 года в городе Верном в семье семиреченского казака. В Узбекистан приехала в 1924 году. Ей было девять лет, когда она впервые увидела Самарканд и навсегда полюбила этот древний город, о чем сама вспоминала впоследствии: «Люблю этот город. Мне было 9 лет, когда я первый раз увидела Самарканд. Когда я впервые увидела самаркандские памятники, это уже навсегда запало в душу. И позднее, когда я училась в институте, меня увлекла история архитектуры Востока. Так что выбор был сделан здесь. Для меня моя Родина — это Средняя Азия» [3].

В 1937 году Галина Пугаченкова окончила с отличием архитектурное отделение Среднеазиатского индустриального института по специальности «архитектор» и там же аспирантуру по кафедре истории архитектуры Средней Азии (1938–1941). В 1941 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Вскоре она поняла, что ее интересы значительно шире архитектуры. Ей повезло с наставником. Большой знаток Востока, академик Михаил Евгеньевич Массон станет не только ее учителем, но и самым близким человеком. Галина Анатольевна с 30-х годов прошлого века начала участвовать в археологических экспедициях вместе с академиком М. Е. Массоном. Начиная с 40-х годов XX века, она принимала активное участие в археологических раскопках на территории современного Узбекистана, Туркменистана и Афганистана. В 1946–1961 годах она являлась начальником VII отряда Южно-туркменистанской археологической комплексной экспедиции (ЮТАКЭ). По итогам этих экспедиций были выпущены монографии, в которых с искусствоведческой точки зрения были описаны найденные ею вместе с коллегами архитектурные сооружения времен Парфянского царства и Древней Бактрии, городища Дальверзин-Тепе и Кампыр-Тепе. С 1959 по 1984 годы она являлась начальником и научным руководителем Узбекской археолого-искусствоведческой экспедиции, которая обследует свыше 300 археологических памятников на территории Средней Азии и принесет сенсационные открытия: храм местной Великой Богини, монастырь и золотой клад на Дальверзин-тепе, дворец, высокохудожественные скульптуры Халчаяна, резную кость Орлатского могильника. Архитектуре Средней Азии Галина Анатольевна посвятила такие исследования, как «Памятники архитектуры Средней Азии эпохи Навои», «Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана», «Пути развития архитектуры Южного Туркменистана поры рабовладения и феодализма», «Мечеть Анау», «Мавзолей Араб-ата». Особое место в научном наследии Г. А. Пугаченковой занимает цикл монографий, посвященных осмыслению эволюции среднеазиатского искусства, среди которых — «Искусство Узбекистана с древнейших времен до середины XIX в.», «Искусство Туркменистана», «Искусство Афганистана», «Искусство Бактрии эпохи Кушан», «Из художественной сокровищницы Среднего Востока».

Одна из особенных заслуг Галины Анатольевны — разработка методов реконструкции отдельных памятников, дошедших до нашего времени в руинах. Галину Анатольевну можно было считать консерваторов в области сохранения и реставрации памятников археологии и архитектуры всех центральноазиатских стран, в том числе и Туркменистана, была сторонником «консервации» памятников и выступала против так называемого «новодела» в реставрации.

Огромная библиотека Пугаченковой, после её смерти была передана в ведение Фонда «Форум искусств и культуры Узбекистана». Ее уникальный архив недавно был полностью оцифрован.

Такой же уникальностью и самобытностью отличается творческая деятельность другого крупного искусствоведа, этнографа, востоковеда-ираниста — Ольги Александровны Сухаревой.

О. А. Сухарева принадлежит к первому поколению этнографов, к славной плеяде первых советских ученых Средней Азии, вклад которых в культурное строительство Узбекистана и в развитие науки неоценим.

Ольга Александровна Сухарева родилась 15 февраля 1903 г. в Самарканде и почти всю свою жизнь (до 1967 года) жила и работала в Средней Азии, в Самарканде и Ташкенте. Окончив школу в Самарканде, там же начала работать — участвовала в обработке материалов переписи населения республики 1920 года. В 1921 году она поступила на восточный факультет Среднеазиатского государственного университета (САГУ) в Ташкенте.

Окончила его в 1925 году, в совершенстве овладев таджикским языком. Среди ее педагогов были такие известные историки и этнографы, как А. А. Семенов и М. С. Андреев, под влиянием которых она начала свои этнографические изыскания, которые сочетались с большой педагогической работой.

В 1930–1931 годах она опубликовала руководство для изучения таджикского языка в двух книгах. С 1934 по 1946 год О. А. Сухарева работала в Самарканде в Государственном Музее истории культуры и искусства Узбекской ССР, переключившись в основном на этнографические исследования и лишь по совместительству продолжая педагогическую работу (читала лекции по общей и среднеазиатской этнографии).

Все годы работы в этом музее она вела огромную собирательскую деятельность, пополнив его фонды многими ценными коллекциями, главным образом по одежде и вышивке.

Именно благодаря ее усилиям музей Самарканда обладает лучшей в стране коллекцией узбекской и таджикской вышивки, точно датированной и научно классифицированной; наряду с изучением истории вышивки и всех деталей ее техники Ольга Александровна исследовала, широко привлекая к своей работе местных женщин-вышивальщиц, богатейший орнамент вышивки, его семантику, верования, представления, обряды, связанные с этим видом народного декоративного искусства [2].

С 1946 по 1967 год Сухарева работала в Ташкенте в Институте истории и археологии Академии наук УзССР старшим научным сотрудником, а затем заведующим сектором этнографии. Новый цикл ее этнографических исследований был посвящен феодальному городу и ремеслу Средней Азии.

Многолетняя работа в древнем городе, опросы его населения в разных кварталах, беседы со старейшими жителями — ремесленниками и представителями других прежних сословий, сопоставление этнографических данных с наблюдениями топографии города, с историческими трудами восточных авторов, а также сведения, собранные в поездках по другим городам бывшего ханства (Карши, Шахрисябз), дали возможность накопить богатейший фонд оригинальных, уникальных по своему историческому значению материалов.

В дальнейшем они послужили ей источником для написания серии историко-этнографических монографий по среднеазиатским городам: «К истории городов Бухарского ханства» (Ташкент, 1958); «Позднефеодальный город Бухара конца XIX — начала XX в. Ремесленная промышленность» (Ташкент, 1962); «Бухара XIX — начала XX в. Позднефеодальный город и его население» (М., 1966).

Той же теме была посвящена ее докторская диссертация, защищенная в 1963 г. в Москве в Институте этнографии АН СССР. В те же годы, продолжая изучение народного искусства, О. А. Сухарева в соавторстве с этнографами В. Г. Мошковой, А. К. Писарчик и П. А. Гончаровой написала книгу «Народное декоративное искусство Советского Узбекистана. Текстиль» (Ташкент, 1954) и участвовала в подготовке альбома по прикладному искусству узбекских мастеров, изданного в 1955 г. в Москве.

К этому же периоду относятся несколько ее работ по исламу и доисламским верованиям и культам, в том числе содержательная научно-популярная брошюра «Ислам в Узбекистане» (Ташкент, 1960), характеризующая некоторые особенности этой религии в условиях Средней Азии, роль ислама и мусульманского духовенства в быту местного населения.

В 1968 году О. А. Сухарева, переехав в Москву, стала работать в секторе Средней Азии и Казахстана Института этнографии АН СССР старшим научным сотрудником-консультантом. Здесь она возглавила коллектив авторов Историко-этнографического атласа Средней Азии и Казахстана, провела большую творческую и научно-организационную работу по подготовке второго выпуска этого труда — «Народная одежда».

Всю свою последующую деятельность Сухарева посвятила изучению ремесла и урбанизации средневековых городов. В конце 1970-х годов О. А. Сухарева подготовила последнюю, четвертую книгу своей серии о среднеазиатском городе — «Квартальная община позднефеодального города Бухары (в связи с историей кварталов)» (М.: Наука, 1976) и опубликовала в четырех тематических сборниках сектора чрезвычайно интересные статьи: «Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков» (1975); «Традиция семейно-родственных браков у народов Средней Азии» (1978); «Вопросы изучения костюма народов Средней Азии» (1979); «Из истории городских и сельских поселений Средней Азии второй половины XIX — начала XX в». (в соавторстве с Н. О. Турсуновым) (1982).

Последним трудом О. А. Сухаревой, вышедшим в свет уже после ее кончины, стала книга «История среднеазиатского костюма. Самарканд (вторая половина XIX — начало XX в». (М.: Наука, 1982).

Существует мнение, что советские историки вынуждены были заниматься наукой в условиях авторитарного режима и крайней идеологизированности науки, однако, при всей справедливости данного суждения, как мне кажется, стоит учитывать еще и то, что женщины историки были более увлечены историей искусства и народных ремесел в силу гендерных предпочтений, что в свою очередь, придавало совершенно особое направление их исследованиям.

Литература:

  1. Горшенина С. Галина Пугаченкова. Перебирая жизни черепки. — Ташкент: «Институт Открытое Общество — Узбекистан», 2002.
  2. Жданко Т. А., Кармышева Б. Х. Ольга Александровна Сухарева. // Советская этнография, № 6, 1983.
  3. История и историки Узбекистана в XX веке. / под ред. Д. А. Алимовой. — Ташкент: «Navro’z», 2014
  4. Нестеренко М. «Я историк, и поначалу я боялась слова «феминизм» — URL: https://gorky.media/context/ya-istorik-i-ponachalu-ya-boyalas-slova-feminizm/ (дата обращения: 22.04.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Ташкент, самарканд, Ольга, Москва, Узбекистан, древний город, Народное декоративное искусство, педагогическая работа, позднефеодальный город.


Ключевые слова

гендер, народные ремёсла, археология, искусствоведение, этнография, археологические памятники, женщины-историки, народное искусство Узбекистана

Похожие статьи

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Древние города Узбекистана — Бухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии поистине являются городами-реликвиями. Древняя архитектура, культура и искусство зодчества наших предков была настолько высокой, своеобразной и неповторимой...

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

В данной статье приводятся сведения по истории прикладного искусства Узбекистана и о предметах ХIХ столетия, хранящихся в Государственном музее искусства народов Востока и связанных с историей Узбекистана, а также речь идет о важности и актуальности их изучения.

Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации...

Узбекское народное декоративно- прикладное искусство.

Лаковая миниатюрная роспись на папье-маше вид изобразительного искусства, который процветал в Самарканде в эпоху Темуридов, в XIV- XV...

Значение архитектурных памятников Узбекистана в воспитании...

Самаркандгород со славным прошлым, счастливым настоящим и вечным будущим» [2

«Хива — жемчужина нашего прекрасного края, символ искусства и созидательства нашего

Цель: ознакомить детей с некоторыми историческими памятниками древних городов...

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

В творчестве народных мастеров Узбекистана, значительное место занимает и архитектурно-декоративное искусство.

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура. Древние города Узбекистана — Бухара, Самарканд и Хива.

Творчество и педагогическая деятельность народного...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова.

Его творческие работы были хорошо известны и при жизни, также являлись яркой страницей в искусстве Узбекистана и стали неотъемлемой частью художественной жизни...

Шедевры народного творчества узбеков | Статья в журнале...

Узбекистан — страна с необыкновенно талантливым народом, а талант и мастерство, умноженные на многие века славной истории и дают в итоге, те шедевры народного творчества, которые не дадут позабыть о своих корнях, своей культуре и своем неповторимом этносе.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Древние города Узбекистана — Бухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии.

Дома с такой планировкой имелись в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и в городах и

Это на весь мир известные шедевры архитектурного искусства Востока и Средней Азии, такие...

Традиционность художников Жарских в декорировании...

Известно, что высокохудожественные декоративные украшения — наряд города и зданий. Архитектурный облик новых улиц определяет и

Ташкент — “Звезда востока”, город которой своей неповторимостью и где-то традиционнойипороюинтернациональной красотой советского...

Похожие статьи

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура

Древние города Узбекистана — Бухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии поистине являются городами-реликвиями. Древняя архитектура, культура и искусство зодчества наших предков была настолько высокой, своеобразной и неповторимой...

Об истории прикладного искусства Узбекистана ХIХ столетия...

В данной статье приводятся сведения по истории прикладного искусства Узбекистана и о предметах ХIХ столетия, хранящихся в Государственном музее искусства народов Востока и связанных с историей Узбекистана, а также речь идет о важности и актуальности их изучения.

Изобразительное искусство Узбекистана: традиции, инновации...

Узбекское народное декоративно- прикладное искусство.

Лаковая миниатюрная роспись на папье-маше вид изобразительного искусства, который процветал в Самарканде в эпоху Темуридов, в XIV- XV...

Значение архитектурных памятников Узбекистана в воспитании...

Самаркандгород со славным прошлым, счастливым настоящим и вечным будущим» [2

«Хива — жемчужина нашего прекрасного края, символ искусства и созидательства нашего

Цель: ознакомить детей с некоторыми историческими памятниками древних городов...

Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале...

В творчестве народных мастеров Узбекистана, значительное место занимает и архитектурно-декоративное искусство.

Минареты древних городов Узбекистана и световая архитектура. Древние города Узбекистана — Бухара, Самарканд и Хива.

Творчество и педагогическая деятельность народного...

Творчество и педагогическая деятельность народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова.

Его творческие работы были хорошо известны и при жизни, также являлись яркой страницей в искусстве Узбекистана и стали неотъемлемой частью художественной жизни...

Шедевры народного творчества узбеков | Статья в журнале...

Узбекистан — страна с необыкновенно талантливым народом, а талант и мастерство, умноженные на многие века славной истории и дают в итоге, те шедевры народного творчества, которые не дадут позабыть о своих корнях, своей культуре и своем неповторимом этносе.

Применение архитектурного декора и художественной пластики...

Древние города Узбекистана — Бухара, Самарканд и Хива среди городов Центральной Азии.

Дома с такой планировкой имелись в Бухаре, Самарканде, Ташкенте и в городах и

Это на весь мир известные шедевры архитектурного искусства Востока и Средней Азии, такие...

Традиционность художников Жарских в декорировании...

Известно, что высокохудожественные декоративные украшения — наряд города и зданий. Архитектурный облик новых улиц определяет и

Ташкент — “Звезда востока”, город которой своей неповторимостью и где-то традиционнойипороюинтернациональной красотой советского...

Задать вопрос