Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (359) апрель 2021 г.

Дата публикации: 26.04.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Лапин, В. Г. Опыт применения зарубежной практики управления в профессиональной образовательной организации / В. Г. Лапин, К. С. Шалупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80062/ (дата обращения: 28.01.2022).



В статье поднимается проблема интегрированного образования среднем профессиональном образовании Российской Федерации. Исследуется вопрос перенятия опыта зарубежной практики управления в российское образование. Исследование поднятого вопроса требует глубокого теоретического осмысления с опорой на опыт практики управления зарубежных стран. Показаны принципы в образовании за рубежом.

Ключевые слова: интеграция образования, практика управления, образование, зарубежный опыт.

The article raises the problem of integrated education in secondary vocational education in the Russian Federation. The article examines the issue of adopting the experience of foreign management practices in Russian education. The study of the raised issue requires a deep theoretical understanding based on the experience of management practices in foreign countries. The principles of education abroad are shown.

Keywords: integration of education, management practice, education, foreign experience.

В современном образовательном пространстве Российской Федерации в эпоху доступного, «открытого» образования для всего человечества, протекает процесс глобализации и интеграции зарубежной практики в систему образования. Наиболее активно такой обмен опытом происходит в технических, информационных, научных, виртуальных сферах образования. Ведущие специалисты высших учебных заведений страны обмениваются опытом с зарубежными специалистами, изучают опыт проведения мастер-классов, проходят практику в зарубежных вузах, участвуют в международных вебинарах, конференциях, интегрируя в отечественное образование приемы, методы, технологии европейского образования. Увеличение наукоемких и высокотехнологичных производств требует обеспечения предприятий специалистами, обладающими профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями.

И, если, международное образование активно развивается почти во всех высших учебных заведениях Российской Федерации, то в среднем профессиональном образовании интегрированное образование является одним из актуальных вопросов современного образования. Исследование поднятого вопроса требует глубокого теоретического осмысления с опорой на опыт практики управления зарубежных стран. Во- первых, как отметил президент Российской Федерации В. В. Путин, «в нашей стране доля высококвалифицированных рабочих и специалистов составляет сейчас не более пяти процентов общего числа работающих, в то время как в государствах с развитой экономикой эта цифра достигает 40 процентов. У нас нет нужного количества квалифицированных специалистов среднего звена» [1]. Во-вторых, заслуживает внимания характерный для развитых стран опыт «мягкого менеджмента», который предполагает децентрализованное управление развитием профессионального образования. Такой подход обеспечивает повышенную экономическую эффективность государственного и частного секторов профессиональной школы. Во-третьих, современные социально-экономические условия ориентируют общество на новые цели в системе среднего профессионального образования.

Если обратиться к применению зарубежного опыта управления в высших учебных заведениях, то можно заметить, что зарубежное сотрудничество происходит не только в вузах страны международного уровня как МГУ, МГИМО и другие, но и в более узких, локальных высших учебных заведениях. Так, в Южно-Уральском государственном гуманитарно- педагогическом университете (далее ЮУрГГПУ) приоритетным направлением развития международной деятельности является интернационализация образования и поиск новых форм международного сотрудничества, способствующих гармонизации российского и европейского образования, повышения качества образовательного процесса. В связи с этим были приглашены в университет на работу представители зарубежных организаций для проведения учебных курсов, научных семинаров, лекций: на кафедре французского языка и методики обучения французскому языку преподаёт гражданин Франции Монторуа Тибо Вильям; в качестве ассистента преподавателя по программе Фулбрайта в текущем учебном году работает Питер Энтони Станкевич, США [2]. Уже в течение двух лет в Лингвистическом центре LeXiS делится своими знаниями по испанскому языку ВарасРобледо Карлос Уилсон, Сантьяго, Чили. В 2018 году на базе Южно-уральского государственного гуманитарно- педагогического университета прошли знаковые международные мероприятия: в ЮУрГГПУ побывала делегация Южночешского университета (Чехия, г. Ческе-будеёвицы), где основной целью их визита стало –установить сотрудничество, обмен опытом и студентами между двумя вузами. Тесное сотрудничество с представителями зарубежного образования развивается и в других вузах Южного Урала (ЮУрГУ, ЧелГу и др.). Известная высшая школа дизайна МИДиС готовит профессионалов по российско-британской программе: методики и технологии освоены за 4 года сотрудничества с Университетом Уэльса (Великобритания), а стажировку студенты ежегодно проходят в Летней школе Университета Глиндауэр (GlyndŵrUniversity), российских и зарубежных домах моды [3].

Образование будущего строится на стремительно изменяющихся инновационных технологиях, креативных проектах и идеях. Если обратится к зарубежному опыту управления в области образования, а сегодня это носитель современного инновационного проектно-художественного мышления, необходимого для конструктивных преобразований российской действительности, то отличительной чертой систем профессионального образования и обучения в странах Европейского Союза (ЕС) является их разнообразие и вариативность. Обусловлено это следующим. Этот же принцип относится и к области образования, порождая практические перемены в данной области. Стоит отметить важную черту — возможность обучения в течение всей жизни, при этом наблюдается отток рабочей силы в более наукоемкие или более престижные отрасли и отсутствие значительных успехов в комплексном решение возникающих при этом вопросов как со стороны робототехники, так и в социальной сфере. В этих условиях особое значение приобретает в настоящее время среднее профессиональное образование и обучение, поскольку именно оно закладывает фундамент, на котором человек сможет строить последующую профессиональную карьеру и продолжать обучение с одной стороны, и, с другой, обеспечить рабочей силой предприятия. Рассматривая решения перечисленных выше аспектов, в области управления и образования стоит выделить наиболее их успешное решение, которые также наглядно показывают динамику глобализации зарубежного образования. Если рассматривать практику управления за рубежом, например, в сфере дизайнерского образования, то можно сказать, что в 1990 году Университет искусства и дизайна в Хельсинки и Королевский колледж искусств в Лондоне объединили шесть ведущих культурных и дизайнерских организаций и создали CUMULUS — систему дизайнерского образования, которая отражает стремление к накоплению знаний и способностей, необходимых для решения новых проблем и исследований новых рубежей искусства и дизайна. В настоящее время CUMULUS насчитывает свыше 40 членов, представляющих страны Европейского Союза. Проводится обмен студентами, преподавателями, идеями, в том числе будущего развития дизайнерского образования и дизайнерской профессии [4]. Для решения новых задач, в свете развития человеческих ресурсов, в ЕЭС создана система общего образования — от начальных школ до беспрерывного обучения — SOCRATES. Данная система дифференцирует выбор курсов, давая студентам возможность следовать разными путями к получению специальности.

В связи с этим в системе среднего профессионального образования уже Российской Федерации актуализируется необходимость разработки новых моделей качественной подготовки практикующих специалистов в сфере управления образованием, охватывающих более широкую область деятельности педагога социокультурной направленности и нацеленных на подготовку специалиста с развитым проектно-художественным мышлением.

Литература:

  1. Жилина, А. И. Управление знаниями — новая методология взаимодействия ИПК с педагогами региона/ А. И. Жилина. Текст: непосредственный // Образование: ресурсы развития. Вестн. ЛОИРО. — 2013. — № 1. — С. 7–14.
  2. Пахомова, О. В. Современные тенденции в развитии профессионально-технологического образования / О. В . Пахомова. Текст: непосредственный // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. — 2013. — № 2. — С. 58–58.
  3. Коваленко, М. А. Профессиональное развитие: искусство подготовки сотрудника / М. А. Коваленко. Текст: непосредственный //Управление развитием персонала. -2012. — № 03(31). — С. 200–203.
  4. Катышева, Н. М. Организационно-педагогические условия управления инновационным развитием педагогического колледжа: автореф. дис.на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01/ Н. М. Катышева. Текст: непосредственный; Нижний Новгород: 2014. — 29 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, Российская Федерация, CUMULUS, дизайнерское образование, глубокое теоретическое осмысление, Европейский Союз, европейское образование, зарубежное образование, педагогический университет, французский язык.


Ключевые слова

образование, зарубежный опыт, интеграция образования, практика управления
Задать вопрос