Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 мая, печатный экземпляр отправим 26 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.04.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Шевелева, К. М. Деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения / К. М. Шевелева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80159/ (дата обращения: 09.05.2021).



В статье автор рассматривает особенности деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Ключевые слова: учебная мотивация, младшие школьники, смешанное обучение.

Начало обучения в школе — это важный этап в жизни каждого ребенка. Его жизнь меняется — он начинает учиться, сталкивается с правилами, которые должен строго соблюдать, включается в новый коллектив — коллектив одноклассников и т. д. Происходит смена ведущей деятельности, на смену игровой деятельности приходит учебная. От того, насколько активно и успешно первоклассник включится в школьную жизнь и учебную деятельность, завит успешность овладения учебной программой, эффективность дальнейшего обучения. Помогает ему в этом учебная мотивация.

Учебная мотивация — это система учебных мотивов, внутренняя субъективная причина, которая побуждает школьника действовать. Она направляет активность учеников на обучение, помогает им в активизации учебной деятельности, регулирует их поведение.

Высокая учебная мотивация способствует тому, что школьник становится успешен в учебной деятельности, становится способен следовать установленным правилам и выполнять требования педагогов, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность.

В то же время сама учебная деятельность влияет на формирование учебной мотивации. Появление и закрепление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, которую выполняет школьник. Большое значение имеют словесные подкрепления, оценки, стиль педагогической деятельности учителей, содержание учебного материала, организация учебной деятельности. Об этом пишут Б. Г. Ананьев, А. К. Маркова [3; 5].

Важно, чтобы мотивационная готовность к обучению в школе формировалась у ребенка еще до того, как он начнет учиться в школе, к концу старшего дошкольного возраста. К этому времени дети начинают относиться к обучению как к серьезной общественно-значимой деятельности, проявляют познавательный интерес к окружающей действительности, становятся эмоционально расположены к выполнению требований взрослых. Формируется «внутренняя позиция школьника», на что указывают Л. И. Божович, Л. С. Славина. У детей появляется желание ходить в школу, носить школьную форму, портфель, занять новое положение среди окружающих [2].

Уровень развития учебной мотивации выступает одним из показателей развития личности школьника. Если учебная мотивация не развивается до нужного уровня, тогда школьник не включается в учебный процесс, не справляется с поставленными перед ним учебными задачами. Он оказывается неуспешен в достижении целей учения.

Учебная мотивация младших школьников является предметом исследований многих отечественных психологов и педагогов. Эту проблему разрабатывали Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. П. Ильин, В. А. Крутецкий, А. М. Липкина, А. К. Маркова, Л. С. Славина, Н. Ю. Синягина, Н. Ф. Талызина и другие ученые. Вопросами мотивации занимались также зарубежные ученые: У. Макдауголл, М. Маслоу, Г. Мюррей, Х. Хекхаузен и другие.

Особенно актуальными вопросы развития учебной мотивации у младших школьников становятся сейчас, когда дети сталкиваются с необходимостью учиться в условиях смешанного обучения, когда им приходится не только посещать уроки в школе, но и учиться дистанционно.

Смешанное обучение представляет собой технологию организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий традиционной классно-урочной системы и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и другими современными средствами обучения [8].

Поскольку на развитие учебной мотивации влияет сама учебная деятельность, активность самого школьника, то дистанционное обучение может тормозить развитие учебной мотивации. В условиях дистанционного обучения дети лишаются возможности активно взаимодействовать друг с другом и с учителями, лишаются живого общения, возможности посещать уроки, носить портфель и т. д. Это определяет актуальность рассматриваемой проблемы и указывает на важность целенаправленной деятельности педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения.

Е. П. Ильин, М. В. Матюхина пишут о том, что дети, начиная учиться в первом классе, сначала больше интересуются внешней стороной пребывания в школе. Другими словами, первоклассникам больше нравится сидеть за партой, носить портфель и т. д., чем учиться и узнавать что-то новое и интересное [4; 6]. Это стоит учитывать педагогу-психологу при организации с первоклассниками работы по формированию у них учебной мотивации. На специальных занятиях с ними можно использовать упражнения, которые часто используются для адаптации первоклассников в школе — предложить им собрать портфель, предварительно выложив на стол предметы, которые нужны в школе (тетрадь, учебник, ручка и т. д.), и посторонние предметы (например, небольшие игрушки, ложка, расческа и т. д.). Можно ввести соревновательный элемент, объявив, что победителем станет тот, кто быстрее всех соберет портфель и при этом не ошибется (не положит в него «лишних» посторонних предметов). Это упражнение удобно тем, что его можно проводить как в кабинете психолога на групповом занятии, так и перед экраном монитора, нужно лишь предварительно обговорить, какие именно предметы должен выложить на столе каждый ребенок, и их количество. Можно предложить школьникам отгадать загадки о предметах, которые носят ученики в портфеле и используют на уроках (тетрадь, карандаш, классная доска, мел и т. д.).

Л. И. Божович, которая также изучала особенности мотивации первоклассников, определила, что у них чаще всего уже есть желание учиться. Поступление в школу является для них условием реализации этого желания. При этом не все дети, у которых наблюдается желание учиться, хотят посещать школу. В связи с этим автор делает вывод, что не все первоклассники заинтересованы во внешних атрибутах школьной жизни, для многих мотивацией учения является именно желание учиться [1, с. 218–219].

Это должен учитывать педагог-психолог при планировании работы по развитию учебной мотивации у младших школьников. Он должен развивать у школьников отношение к обучению как к ценности. Постепенно каждым из них должны быть поняты и приняты учебные задачи, которые должны приобрести личностный смысл.

Также учитывая это, педагог-психолог должен проводить с педагогами просветительскую и консультационную работу, в процессе которой должна быть объяснена важность грамотного подбора содержания учебного материала, который дается детям непосредственно на занятиях в классе и в процессе дистанционного обучения, важность грамотной организации учебной деятельности, использования коллективных форм учебной деятельности, положительного подкрепления и самой оценки учебной деятельности, использования соответствующего стиля педагогической деятельности, которые положительно влияют на формирование учебной мотивации детей. Детям должно быть интересно учиться, это позволяет реализовывать потребность в новых впечатлениях от получения знаний.

Опираясь на то, что младшие школьники часто бывают любознательны и проявляют интерес к новой информации, особенно если она подается в интересной форме, педагог-психолог может предложить учителям использовать разные средства ИКТ в работе с детьми. Это могут быть красочные мультимедийные презентации, специальные обучающие программы и игры, интерактивные доски и т. д. Их использование вызывает у детей интерес и желание учиться, положительно влияет на формирование учебной мотивации. Особенно актуально это становится в условиях смешанного обучения, когда дети оказываются вынуждены в определенные периоды времени посещать занятия в школе, а в другие периоды — учиться дистанционно.

Сам педагог-психолог также может проводить специальные занятия с детьми как в школе, так и дистанционно. Например, в процессе дистанционной работы можно проводить упражнения, в которых детям предлагается рассказать о том, что им больше всего нравится в школе, и какие эмоции вызывает школа; рассказать о школьной ситуации, в которой ребенок был успешен, доволен собой и гордился своими действиями и достижениями; «подарить» ребенку, который только начинает учиться в школе, возможность бесплатного обучения в ней на протяжении 11 лет и убедить его в том, что это очень важный подарок; отгадать загадки о школе; нарисовать себя таким учеником, каким ребенок хотел бы быть, а затем представить свой рисунок и рассказать об этом «идеальном (успешном)» ученике и т. д. Существует множество упражнений, которые можно использовать на дистанционных занятиях со школьниками и которые в игровой форме позволяют формировать у них учебную мотивацию.

И. В. Дубровина, А. М. Прихожан и В. В. Зацепин, ссылаясь на исследования Л. И. Божович, пишут, что у младших школьников часто можно наблюдать доминирование широких социальных мотивов. Это мотивы самосовершенствования, самоопределения, долга, ответственности. В этом возрасте дети, пусть и на более простом уровне, чем взрослые, могут осознавать и понимать эти мотивы, связывать с отдаленными целями, например, с развитием положительных личностных качеств и даже выбором будущей профессии. Широкие социальные мотивы способны вызвать у детей положительное отношение к деятельности, которая не вызывает у них познавательного интереса [3]. На это в своей деятельности могут опираться как учителя, так и педагоги-психологи. Они должны проводить работу по развитию у детей ответственности за свою деятельность и ее результаты, развитию стремления к самосовершенствованию, развитию положительных личностных качеств, целеустремленности, упорства в достижении целей и т. д. Понятно, что подобная работа будет не столь серьезной в сравнении с той, которая может проводиться со школьниками старшего возраста, но проводить такую работу с младшими школьниками тоже необходимо.

Большое влияние оказывают на поведение и формирование личности детей мотивы, которые связаны с взаимоотношениями с миром сверстников и с миром взрослых. Дети стремятся быть похожими на взрослых, действовать как они, стремятся подражать им. Они стремятся заслужить похвалу взрослых, получить от них одобрение своей деятельности, стремятся завоевать положительную оценку от одноклассников. Особенно тех, которые им нравятся и являются популярными в классе. Такая мотивация помогает младшим школьникам прикладывать волевые усилия, проявлять самостоятельность и преодолевать трудности при необходимости. Это способствует формированию учебной мотивации [7]. Об этом должен помнить педагог-психолог и учителя, которым следует работать над налаживанием дружеских взаимоотношений в классном коллективе. Они должны следить, чтобы на занятиях (в классе и дистанционных) устанавливался и поддерживался благоприятный эмоциональный фон. Это позволит наладить взаимоотношения внутри коллектива одноклассников, взаимоотношения с учителем. Дети будут чувствовать себя комфортно, что окажет положительное влияние на формирование учебной мотивации.

Таким образом, деятельность педагога-психолога по формированию учебной мотивации у младших школьников в условиях смешанного обучения должна быть направлена на поддержание желания детей учиться, узнавать новое, развивать положительные личностные качества. Он может опираться на мотивы, которые доминируют у школьников в этом возрасте — широкие социальные мотивы, мотивы, связанные с взаимоотношениями с миром сверстников и с миром взрослых, внешние мотивы, связанные с внешней стороной пребывания в школе. Важно поддерживать познавательный интерес школьников, улучшать их отношения с одноклассниками, работать над установлением благоприятного климата на занятиях.

Педагог-психолог должен также проводить просветительскую и консультативную работу с учителями, в процессе которой должен быть объяснен смысл и важность их благоприятных взаимоотношений с учениками, их стиля педагогической деятельности, оценок и похвалы и т. д. Говоря иными словами, работа педагога-психолога должна быть комплексной и разносторонней, в ней должны участвовать и сами школьники, и учителя. Что самое важное, такую работу можно проводить и на занятиях в кабинете педагога-психолога и в процессе дистанционных занятий.

Литература:

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. 352 с.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 311 с.
  3. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М.: Академия, 2003. 368 с.
  4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 508 с.
  5. Ильин Е. П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012. 640 с.
  6. Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учебное пособие. Волгоград: ВГПИ им. А. С. Серафимовича, 2014. 121 с.
  7. Матюхина М. В., Спиридонова С. Б. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие. Волгоград: Перемена, 2009.
  8. Сумина Г. А., Новикова Е. Ю. Организация очно-заочного обучения (смешанного обучения) в образовательных организациях: Методические рекомендации. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, ребенок, учебная деятельность, смешанное обучение, школьник, школа, дистанционное обучение, занятие, мотив, формирование.


Задать вопрос