Перспективы развития малого бизнеса в современных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 мая, печатный экземпляр отправим 2 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Научная публицистика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 10.04.2021

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Купцов, М. М. Перспективы развития малого бизнеса в современных условиях / М. М. Купцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 352-353. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79892/ (дата обращения: 17.05.2021).



В статье раскрывается видение действующего предпринимателя, а также кандидата экономических наук, ведущего преподавательскую и научную деятельность по вопросам развития субъектов малого бизнеса. Выдвигается предложение о векторе развития малого предпринимательства в современных условия, таких как развитие интернета, консолидации крупного капитала в различных отраслях экономики. Делается вывод о необходимости специализации путем выбора ниш, которые неперспективны для крупных игроков.

Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, перспективы развития малого бизнеса.

Являясь действующим предпринимателем и научным работником (совмещая одно с другим), затрагиваю тему перспектив малого бизнеса в России, так как налицо ряд сложностей, стоящих перед ним, а именно с путями развития. Как мы видим, в том числе вижу я, исходя из общения с действующими предпринимателями, в связи с консолидацией крупного капитала сфера деятельности субъектов малого предпринимательства сокращается, поскольку не может «ИП «Иванов», занимающийся продажей строительных материалов, конкурировать с Леруа Мерлен, Петровичем, OBI и т. д.

В сфере услуг мы можем наблюдать аналогичную картину, например если брать сферу такси или грузоперевозок — с приходом крупных игроков доля малых предприятий уменьшается в результате снижения прибыли, так как крупный капитал имеет более выгодные условия в закупках, соответственно более низкую себестоимость, что позволяет продавать по низкой цене, неприемлемой для малого бизнеса.

Согласно системе 5 сил М. Портера [1] наблюдаем снижение прибыли в отрасли за счет притока новых игроков (консолидированного капитала, вытесняющего малый бизнес).

Аналогичных с М. Портером взглядов придерживается отечественный специалист-практик А. Карпов, указывающий, что субъекту малого предпринимательства стоит выбирать нишу, в которой отсутствует сильная консолидация крупных игроков [2].

Для дальнейшего ответа на поднятый вопрос предлагаем ознакомиться с понятиями и определениями.

Малое предпринимательство — это движущая сила экономики любой страны. Вместе с тем оно сталкивается с определёнными проблемами [3].

Предприниматель — лицо, имеющее своё дело в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства [4].

Согласно статистическим данным малый бизнес занимает долю в размере 23 % в национальной экономике на 2019 г. Эти данные озвучил министр финансов Антон Силуанов во время совещания президента России В. Путина с членами Правительства 16 января 2019 г. Отметим, что в 2018 г. доля малого бизнеса в ВВП (валовой внутренний продукт) составляла 20 %, а к 2024 г. в планах Правительства намечено увеличение доли до 34 % [5].

Согласно ФЗ (федеральному закону) № 209-ФЗ от 24.07.2007 в микропредприятиях должны работать до 15 человек, в малых — до 100; выручка должна составлять 120 млн.руб. и 800 млн.руб. соответственно.

Интересное объяснение сложившейся ситуации дает ученый Абазьева М. П.

По ее мнению, крупные розничные сети, работающие на территории Российской Федерации, постепенно вытесняют малый бизнес. Сети могут предложить лучшую цену и ассортимент за счет своих объемных заказов и влияние на поставщиков, работу 24 часа в сутки и возможность делать покупки через интернет. 80 % малого бизнеса сосредоточено в розничной торговле, где по итогам 2018 года реальные располагаемые доходы показали отрицательную динамику изменения (-1,4 %), низкие темпы инфляции в пределах 2,5 %, позволили продемонстрировать рост объемов торговли, но всего на 1 % примерно до 28 трлн рублей по данным портала http://expert.ru. Рост объема торговли произошел как раз из-за крупных сетей. Времена рынков и небольших магазинов уходят, малый бизнес не в состоянии конкурировать с крупными игроками, и предпринимателям придется реагировать на эти изменения. Оставшиеся 20 % занимает малый бизнес в части торговли и услуг [3].

Теперь рассмотрим вопрос ситуации в малом бизнесе напрямую от самих предпринимателей, которым в том числе является и автор статьи.

Моя история

Я, Михаил, являюсь субьектом микробизнеса. У меня ООО, которое было создно в 2012 г. по направлению остекление зимних садов, зенитных фонарей и стеклянных крыш.

Я создал сайт, на него стали поступать обращения, которые выполнял через ЮЛ такого же предпринимателя, который открыл фирму годом раньше. Потом я открыл свое ЮЛ.

Выше «домашнего офиса» я не вырос. В 2014 г. был в подчинении сотрудник на удаленке. В лучшие времена оборот был 500 000 руб. в месяц и, соответственно, 5 000 000 руб. в год.

С 2015 г. дела в остеклении пошли на спад.

С 2018 г. открыл интернет-магазин одежды из натуральных материалов, который вышел в «микроплюс», т. е. приносит прибыль, но чисто символическую, так как маленькие обороты (на данный момент меньше 100 000 руб. в месяц).

Работаю над выводом интернет-магазина на оборот 1 000 000 руб. в месяц, потом хочу открыть оффлайн магазин одежды из натуральных материалов с оборотом 3 000 000 руб. в месяц и ателье с оборотом 1 000 000 руб. в месяц.

Итого, имея бизнес с оборотом 5 000 000 руб. в месяц, получать с оборота около 8 %, т. е. 400 000 руб. в месяц чистой прибыли.

Суть вопроса, или тут становится «жарко»

Одна знакомая предпринимательница, которая открыла магазин плитки в 2000-х годах, говорит, что на момент открытия были производители, строительные компании и розничные клиенты, которые слабо представляли «где и что лежит». Эта предпринимательница арендовала склады, закупала по оптовой цене плитку, успешно продавала ее с наценкой строительным компаниям и с большей наценкой в розницу.

В связи с развитием строительных сетей, таких как OBI, Леруа Мерлен, Петрович, а также в связи с тем, что производители сами полезли к строителям и в розницу (отделы продаж начали ломиться в строительные компании и были открыты специализированные плиточные центры), то бизнес этой женщины резко сократился и, возможно, вообще прекратит существование.

Другая знакомая, предпринимательница, получила в наследство 2 продуктовых магазина, открытых в 2000–2005 гг. ее родителями. Все шло хорошо, пока в регион (она с Дальнего Востока, и некоторые вещи там, с ее слов, происходят позже, чем в Москве) не стали заходить продуктовые сети, такие как 5-ка, Дикси, Магнит, Лента, Перекресток и т. д. В результате, ее выручка стала резко падать, она собирается закрывать магазины и… перебираться в Москву.

Мой бизнес в остеклении резко снизил обороты (началось с 2015 г.), поскольку заводы готовы отдавать в розницу зимние сады, зенитные фонари, стеклянные крыши и даже алюминиевые двери в количестве 1 изделия по дилерской цене, несмотря на то, что они несут расходы, связанные с розничными продажами.

Я могу привести еще массу таких же историй, но не буду.

Исходя из всего вышенаписанного, можно сделать вывод, что та схема, которая была ранее («купил/произвел за рубль то, что и все, а продал за два также, как и все») перестает действовать в наше время. Нужны иные подходы. Какие именно, постараемся разобраться дальше.

Куда податься СМБ, или кому из «маленьких» и как именно жить хорошо

Есть знакомые, которые имеют магазины одежды (онлайн и оффлайн в направлении «одежда в бохо-стиле»). Это, конечно, на любителя, пусть и не 60 000 000 руб. в год у них, но живут относительно хорошо. Кроме бохо, никуда не лезут более, а развиваются внутри этого стиля.

Знакомые знакомого не так давно, в 2016–2018 гг., открыли ателье по производству обуви из кожи. Сначала их контингент были байкеры, потом стали расширяться, но не выходя их сферы «кожи». Вроде живут тоже хорошо.

Знакомый предприниматель не так давно, в 2016–2018 гг., открыл интернет-магазин по продаже семян. Он ранее занимался бизнесом, но этим никогда. Он выбрал нишу, изучил конкурентов в этой нише (у него определенный вид семян), сделал свой магазин лучше, чем у конкурентов, ввел УТП в виде брошюры по выращиванию растений, хорошо вложился в рекламу, в том числе и нативную (много написал про растения со ссылкой на себя). В результате его бизнес процветает, он получил эксклюзивные права на продажу семян одного из крупных игроков.

Исходя из всего вышенаписанного можно сделать вывод, что в настоящее время (2021 г.) СМБ следует выбрать нишу, а не заниматься всем подряд, стать в этой нише, при условии, что «крупняк» туда не лезет глубоко (например, Валдберис и Ламода, вероятно, имеют у себя в продаже одежду 62–72 размера, но найти ее там весьма проблематично, также как и одежду из натуральных материалов; найти определенные виды электроинструмента, как и плитки в Леруа Мерлен и Петровиче тоже не так-то просто, а порой и невозможно), сделать хорошее УТП в своей нише, расширяться в пределах данной ниши (одежда из натуральных материалов имеет ряд подниш — хлопок, лен, вискоза и шерсть и ряд производных (джинса, вельвет, кашемир и т. д.); полным людям нужна одежда на 4 сезона, и разновидности одежды, начиная от верхней и заканчивая нижним бельем и т. д.).

Если вкратце, то сейчас, на мой взгляд для СМБ действует схема «купил/произвел за рубль что-то нишевое и, по возможности, уникальное, а продал за два с хорошим УТП»).

Литература:

1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 608 с.

2. Карпов А. Бизнес-план. Методология и практика. — М.: Москва, 2021. — 228 с.

  1. Абазьева, М. П. Основные проблемы малого предпринимательства в России / М. П. Абазьева. — Текст: непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2019. — № 3 (19). — С. 23–27. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/126/4124/ (дата обращения: 07.04.2021).
  2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М.: Инфра-М, 2017. — 517 с.
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, OBI, крупный капитал, оборот, действующий предприниматель, игрок, магазин одежды, Москва, продажа семян.


Задать вопрос