О возрастном цензе статуса судьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 08.04.2021

Статья просмотрена: 447 раз

Библиографическое описание:

Васильева, А. П. О возрастном цензе статуса судьи / А. П. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79848/ (дата обращения: 18.12.2024).



Возраст выступает одним из основных критериев отбора для занятия должности судьи, и именно он свидетельствует о достаточном личном и профессиональном опыте человека для такой должности. Данная статья посвящена к вопросу о возрастном цензе статуса судьи в аспекте личностных качеств кандидатов на должность судьи в Российской Федерации.

Ключевые слова: судья, требования, возрастной ценз, опыт.

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совершенствования и повышения эффективности судопроизводства. Судья, являясь главенствующей фигурой судебной власти, олицетворяет правосудие, справедливость и мудрость, и именно от его профессионализма, и преимущественно от его личностных качеств, в конечном счете зависит качество судопроизводства, уровень защиты прав, свобод и законных интересов участников судебного процесса. Как верно отмечает Т. К. Рябинина, «вершить правосудие может только тот, кто отвечает и обладает высоким моральным требованиям, предъявляемым к тем, кто наделен правом судить о поступках другого человека» [4, с. 172].

Судья как обладатель судебной власти согласно Конституции Российской Федерации независим и подчиняется только Конституции и федеральному закону, помимо всего судьи несменяемы и неприкосновенны.

Особый конституционно-правовой статус судей предъявляет к ним определенные требования, которые утверждены Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» [2].

Как устанавливает статья 119 Конституции Российской Федерации, судьями могут быть граждане Российской Федерации, которые достигли минимального возраста — двадцати пяти лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, на постоянной основе проживающие в России, не имеющие другого иностранного гражданства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства [3].

Аналогичные нормы содержатся в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

Наряду с этим, более высокие требования к возрасту и стажу установлены к судьям вышестоящих судов.

В данной статье рассматривается возрастной ценз касаемо судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировых судей, минимальный возраст которых составляет двадцать пять лет.

Возрастные требования к кандидатам на должность судьи в других странах мира разные. Так, в Китае судья должен быть не моложе 23 лет, в Германии, Англии, Японии судья должен быть не моложе 40 лет. В Южной Корее судьей Верховного Суда могут быть назначены лица, достигшие 45 лет (ранее 40 лет), для нижестоящих судов возрастной ценз вовсе не установлен, как и в США. В Украине в 2016 году требуемый для судьи возраст повышен с 25 лет до 30 лет.

Обращаясь к истории развития судейского корпуса, следует отметить, что в России до судебной реформы 1864 года Александра II не существовало специального закона, регламентирующего требования к судьям. Причиной тому было единство административных и судебных начал, то есть судьи рассматривались как обычные чиновники. И впервые именно судебная реформа в Учреждении судебных установлений зафиксировала и установила среди прочих требований к судье возрастной ценз, минимальный возрастной порог для претендентов на должность мирового судьи — «не менее двадцати пяти лет от роду». В те времена достигнутая средняя продолжительность жизни составляла 30,5 лет, и, соответственно, человек, достигший 25 лет, считался достаточно умудренным жизненным опытом.

И с тех пор, по прошествии полутора столетий, возрастной ценз к статусу судьи в России не менялся.

С такой позицией трудно согласиться исходя из статуса и призвания судьи. Задается вопрос о том, правильно ли быть судьей в 25 лет, по истечении двух или трех лет после окончания высшего учебного заведения, не имея достаточного жизненного опыта?

Личностные качества претендента на должность судьи, на наш взгляд, должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи. Качество осуществления правосудия и уровень доверия к органам правосудия, судебным решениям, выносимым от имени Российской Федерации, зависят не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и от личностных качеств судьи. Как справедливо отметил М. И. Клеандров, «главной движущей силой в судебной системе, многосоставным ядром является судья, человек, во всем многообразии проявлений его человеческих качеств» [1, с. 6]. Любой вывод судьи относительно обстоятельств дела или варианта его разрешения несет отпечаток его мировоззрения, жизненного опыта, уровня профессиональной подготовки.

Жизненный опыт судьи в особенности важен в случаях реализации чрезвычайно широкого на практике судейского усмотрения, когда судьи вынуждены решать вопросы, на которые законодательство не даёт четкого и конкретного ответа, когда судья выбирает тот вариант разрешения дела, который является с его точки зрения наиболее правильным и справедливым. Например, при определении факта добросовестности или недобросовестности применительно к заключению оспариваемых сделок, при оценке допустимости и относимости доказательств, возможности или невозможности привлечения свидетелей, специалистов, экспертов и так далее, либо когда судья, разрешая конкретное дело, сталкивается с устаревшим законом, либо когда отсутствует норма права, которую можно было бы применить для разрешения дела.

От судьи мы ожидаем не только глубоких знаний норм права, но и справедливости, порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности. Эти качества предполагают наличие множества условий, и прежде всего, умудренности судьи жизненным опытом. Жизненный опыт есть знания, которые человек собирает все свое прошлое существование и которыми человек пользуется в дальнейшем. Накопленные знания помогают человеку не совершать ошибок в дальнейшем.

Таким образом, представляется, что двадцатипятилетний человек не может обладать вышеуказанными качествами судьи, поэтому минимальный возрастной порог к претендентам на должность судьи следует увеличить, это будет в полной мере способствовать росту доверия судебной системе.

Литература:

  1. Клеандров М. И. Судейский корпус России: совершенствование механизма формирования: монография. М.: Норма: Инфра-М, 2019. 320 с.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ) // «Российская газета». — № 144–04.07.2020.
  3. О статусе судей в Российской Федерации. Федеральный закон от 26.06.1992 г. № 3132–1-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.10.2019) // «Российская газета». — № 170–29.07.1992.
  4. Рябинина Т. К. О содержании и проблемах реализации принципа независимости судей: нравственный аспект // Судебная власть и уголовный процесс. 2017. № 4. С. 172–178.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, судья, возрастной ценз, должность судьи, жизненный опыт, Россия, минимальный возраст, минимальный возрастной порог, судебная власть, судебная реформа.


Ключевые слова

опыт, требования, судья, возрастной ценз

Похожие статьи

Специфика конституционно-правового статуса института мировых судей в Российской Федерации

В данной статье автор обращается к анализу конституционно-правового статуса института мировых судей в Российской Федерации, попутно выявляя его пробелы и несоответствия. В статье также рассматриваются особенности деятельности мировых судей в рамках с...

Подготовка государственных и муниципальных служащих: саморегуляция как механизм активизации деятельности

В данной статье идет речь о проблеме подготовки квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы. Автор делает акцент на необходимости учитывать психологические составляющие профессиональной подготовки государственных и муниципальн...

Подозреваемый как субъект уголовного процесса

Статья посвящена анализу процессуального статуса подозреваемого в уголовном процессе России. Автор рассматривает исторические аспекты становления института подозреваемого, выявляет проблемы современного законодательства, регулирующего его правовое по...

Судейская этика: понятие и современные проблемы

Конституцией Российской Федерации закреплено осуществление правосудия исключительно судом, независимость которого является неотъемлемым условием развития справедливого, равноправного, гражданского общества. В связи с тем, что судья является лицом суд...

Персональный сайт воспитателя как один из показателей профессиональной компетентности педагога

В статье автор говорит о вопросах профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации по созданию и продвижению персонального сайта как одному из показателей профессиональной компетентности педагога. Приводятся требования к ...

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Дискриминация и обоснованный отказ работодателя при заключении трудового договора: проблемы отличий на практике

В данной статье осуществлен детальный анализ проблематики отличий на практике дискриминации и обоснованного отказа при заключении трудового договора. Изучены нормы действующего трудового законодательства, регламентирующие все проблемные вопросы, а та...

Компетентностный подход при подготовке солдат запаса в гражданском вузе

В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальны...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Похожие статьи

Специфика конституционно-правового статуса института мировых судей в Российской Федерации

В данной статье автор обращается к анализу конституционно-правового статуса института мировых судей в Российской Федерации, попутно выявляя его пробелы и несоответствия. В статье также рассматриваются особенности деятельности мировых судей в рамках с...

Подготовка государственных и муниципальных служащих: саморегуляция как механизм активизации деятельности

В данной статье идет речь о проблеме подготовки квалифицированных кадров для государственной и муниципальной службы. Автор делает акцент на необходимости учитывать психологические составляющие профессиональной подготовки государственных и муниципальн...

Подозреваемый как субъект уголовного процесса

Статья посвящена анализу процессуального статуса подозреваемого в уголовном процессе России. Автор рассматривает исторические аспекты становления института подозреваемого, выявляет проблемы современного законодательства, регулирующего его правовое по...

Судейская этика: понятие и современные проблемы

Конституцией Российской Федерации закреплено осуществление правосудия исключительно судом, независимость которого является неотъемлемым условием развития справедливого, равноправного, гражданского общества. В связи с тем, что судья является лицом суд...

Персональный сайт воспитателя как один из показателей профессиональной компетентности педагога

В статье автор говорит о вопросах профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации по созданию и продвижению персонального сайта как одному из показателей профессиональной компетентности педагога. Приводятся требования к ...

Профессиональная подготовка высококвалифицированного специалиста в современном вузе

Основная цель статьи — сориентировать читателя в современной динамично меняющейся обстановке, касающейся развития образования в целом и имеющихся на сегодняшний день проблемных вопросах подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности...

Дискриминация и обоснованный отказ работодателя при заключении трудового договора: проблемы отличий на практике

В данной статье осуществлен детальный анализ проблематики отличий на практике дискриминации и обоснованного отказа при заключении трудового договора. Изучены нормы действующего трудового законодательства, регламентирующие все проблемные вопросы, а та...

Компетентностный подход при подготовке солдат запаса в гражданском вузе

В статье анализируются сущность и содержание компетентностного подхода при подготовке солдат запаса в образовательных организациях высшего образования как современной педагогической парадигмы, раскрываются базовые компетенции солдат запаса: социальны...

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

Задать вопрос