Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 03.04.2021

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Малаховская, К. С. Коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников (на материалах ГБУЗ «Областная психиатрическая больница им. К. Р. Евграфова») / К. С. Малаховская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79705/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье описаны и проанализированы особенности коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, с целью повышения эффективности работы коллектива. Проведен сравнительный анализ первичного и вторичного исследования, проведенного после применения программы коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: коррекция, синдром эмоционального выгорания, проявления синдрома, медицинские сотрудники.

Сама профессиональная деятельность медицинских работников предполагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение и высокий процент факторов, вызывающих стресс. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Медицина является той сферой деятельности человека, где преобладают негативные эмоциональные состояния. Больные ждут от медицинского персонала сочувствия, заботливости, что требует проявлений эмпатии. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии.

На сегодняшний день, конечно, существуют работы, посвященные изучению эмоционального выгорания именно в профессиональной деятельности медицинских работников, однако ограничено количество исследований по проблеме оказания психологической помощи и профилактике синдрома эмоционального выгорания у работников медицинской сферы, что также делает актуальным наше исследование.

В связи с этим целью нашего исследования стала коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников, для повышения эффективности работы коллектива.

Объект исследования: синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников.

Предметом исследования стала коррекция проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников.

Гипотеза исследования:коррекционная программа проявлений синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников будет эффективна.

Наше исследование, проведенное на базе ГБУЗ ОПБ им. К. Р. Евграфова, в котором участвовали 63 человека: 19 мужчин и 44 женщины показало следующее:

На основании полученных результатов первичного тестирования из эмпирической выборки была выделена экспериментальная группа из 20 человек на основе крайних показателей по всем методикам. Остальные 43 человека были разделены на 2 группы по 20 и 23 человека и составили контрольные группы.

Далее экспериментальная группа была подвержена воздействию с помощью программы «Преодоление синдрома эмоционального выгорания». После этого испытуемым вновь были предоставлены те же методики, что и вначале исследования.

Исследование с помощью опросника эмоционального выгорания В. В. Бойко при вторичном тестировании показало, что в экспериментальной группе у 50 % (10чел.) фаза «напряжение» в стадии формирования, у 30 % (6 чел.) фаза «напряжение» не сформирована и у 20 % (4 чел.) фаза «напряжение» сформировалась. При первичном тестировании результаты распределялись следующим образом: 65 % (13 чел.) в стадии формирования, 20 % (4 чел.) сформирована, 15 % (3 чел.) не сформирована. То есть у 15 % (3 чел.) результат изменился из стадии формирования в не сформированную фазу. Что касается контрольных групп, то в них у испытуемых 100 % фаза не сформирована как при первичном, так и при вторичном исследовании.

Фаза «резистенция» в экспериментальной группе у 60 % (12 чел.) сформирована, у 20 % (4 чел.) находится в стадии формирования и также у 20 % (4 чел.) «резистенция» не сформирована. То есть по сравнению с первичным тестировании результаты незначительно изменились у 4 человек из стадии формирования в не сформированную. В обеих контрольных группах результаты не изменились по сравнению с первичным тестированием. В первой контрольной группе у 50 % (10 чел.) испытуемых фаза не сформировалась, у 50 % (10 чел.) находится в стадии формирования. У второй группы у 52,2 % (12 чел.) фаза находится в стадии формирования, у 47,8 % не сформирована.

Фаза «истощение» в экспериментальной группе при вторичном исследовании показала, что у 45 % (9 чел.) фаза в стадии формирования, у 35 % (7 чел.) не сформирована, у 30 % (6 чел.) «истощение» сформировалось. То есть результаты незначительно изменились у двоих испытуемых в сторону не сформированности. В контрольных группах результаты не изменились. 100 % не сформированность фазы в обоих случаях.

По методике диагностики уровня эмпатических способностей изменений при повторном тестировании, как в экспериментальной, так и в контрольных группах обнаружено не было.

Методика диагностики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания К. Маслач, С. Джексон (MBI) в адаптации Н. Е. Водопьяновой показала в экспериментальной группе по шкале «эмоциональное истощение» следующие результаты: у 70 % (14 чел.) выявлен средний уровень эмоционального истощения, у 30 % (6 чел.) выявлен низкий уровень. То есть по сравнению с первичным тестированием результаты изменились в сторону снижения эмоционального истощения, так как первоначально результаты в этой группе распределялись таким образом: 16 чел. — средний уровень; 2 чел. — высокий уровень; 1 чел. — крайне высокий уровень; 1 чел. — низкий уровень. Что касается шкалы «деперсонализация», то у большинства — 60 % (12 чел.) был выявлен средний уровень и у 40 % (8 чел.) низкий уровень. Результаты первичного исследования были следующими: 8 чел. — средний уровень, 8 чел. — низкий уровень, 4 чел. — высокий уровень. По шкале «редукция» у большинства 75 % (15 чел.) выявлен средний уровень, у 15 % (3 чел.) низкий уровень и у 10 % (2 чел.) выявлен высокий уровень. Результаты первичного тестирования для сравнения: 14 чел. — средний уровень, 3 чел.- высокий уровень и 3 чел. — низкий уровень. То есть по данной шкале изменения были менее значительными. По общему уровню эмоционального выгорания было выявлено, что у большинства — 85 % (17 чел.) испытуемых обнаружен средний уровень, а у 15 % (3 чел.) выявлен низкий уровень. Таким образом, по сравнению с первым исследованием результаты изменились у двоих человек из высокого уровня стали средними. У остальных испытуемых остались неизменными. Что касается контрольных групп. То в них при первоначальном тестировании был выявлен преимущественно низкий и крайне низкий уровень. По шкале «эмоциональное истощение» в первой группе из 20 человек: 75 % (15 человек) низкий уровень и 25 % (5 чел.) крайне низкий уровень. При втором тестировании существенных изменений в результатах обнаружено не было. Во второй группе при первичном тестировании было выявлено у 78,3 % (18 чел.) низкий уровень, а у 21,7 % (5 чел.) крайне низкий уровень. При вторичном тестировании результаты несколько изменились: у 69,6 % (16 чел.) низкий уровень, у 30,4 % (7 чел.) крайне низкий уровень. То есть количество испытуемых с крайне низким уровнем несущественно увеличилось. Что касается шкалы «деперсонализация», то в первой группе у большинства — 75 % (15 чел.) был выявлен крайне низкий уровень и у 25 % (5 чел.) низкий уровень. Во второй группе у большинства — 69,6 % (16 чел.) крайне низкий уровень, у 30,4 % (7 чел.) низкий уровень. При вторичном тестировании изменений выявлено не было. По шкале «редукция» у большинства испытуемых в первой группе 80 % (16 чел.) выявлен низкий уровень, у 20 % (4 чел.) крайне низкий уровень. Во второй группе у большинства — 82,6 % (19 чел.) низкий уровень, а у 17,4 % (4 чел.) крайне низкий уровень. При втором тестировании изменений выявлено не было.

По общему уровню эмоционального выгорания при первом тестировании у первой группы было выявлено, что у большинства — 80 % (16 чел.) испытуемых обнаружен низкий уровень, а у 20 % (4 чел.) выявлен крайне низкий уровень. При вторичном исследовании результат изменился только у одного испытуемого в сторону крайне низкого уровня. Во второй группе результаты при первичном исследовании распределялись следующим образом: 95,7 % (22 чел.) низкий уровень, у 4,3 % (1 чел.) крайне низкий уровень. При вторичном исследовании было выявлено, что у 1 человека из крайне низкого уровня результат изменился в низкий уровень.

Методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергера — Ханина при вторичном тестировании в экспериментальной группе показала, что у большинства — 70 % (14 чел.) умеренная ситуативная тревожность, у 30 % (6 чел.) ситуативная тревожность отсутствует. При первичном тестировании результат распределялся 50 %/50 %. В контрольных группах результаты не изменились и распределяются следующим образом в первой группе — 65 % (13 чел.) умеренная тревожность, 35 % (7 чел.) тревожность отсутствует, во второй группе — 74 % (17 чел.) умеренная тревожность, 26 % (6 чел.) тревожность отсутствует. Что касается личностной тревожности, то в экспериментальной группе при вторичном тестировании было выявлено, что 75 % (15 чел.) обладают умеренной личностной тревожностью, а у 25 % (5 чел.) испытуемых обладает выраженной тревожностью. При первичном тестировании было также 50 %/50 %. В контрольных группах результаты не изменились и распределяются следующим образом в первой группе — 60 % (12 чел.) выраженная тревожность, 40 % (8 чел.) умеренная тревожность, во второй группе — 52,2 % (12 чел.) выраженная тревожность, 47,8 % (11 чел.) умеренная тревожность.

На следующем этапе была проведена математическая обработка с помощью критерия U-критерия Манна — Уитни для выявления различий в результатах между первым и вторым тестированием.

По опроснику эмоционального выгорания В. В. Бойко различия в экспериментальной группе были обнаружены в фазе «напряжение» (U = 0, 47, р0,05), «резистенция» (U = 0, 52, р0,05). В фазе «истощение» различия оказались незначительными, поэтому в ходе математической обработки своего подтверждения не нашли. В контрольных группах различий по шкалам методики не выявлено.

По методике диагностики уровня эмпатических способностей различий при повторном тестировании, как в экспериментальной, так и в контрольных группах обнаружено не было.

По методике диагностики синдрома эмоционального (профессионального) выгорания К. Маслач, С. Джексон (MBI) в адаптации Н. Е. Водопьяновой различия в результатах между первичным и вторичным тестированием в экспериментальной группе были обнаружены по шкале «дезистенция» (U = 0, 47, р0,05) и «деперсонализация» (U = 0, 52, р0,05). По остальным позициям существенных различий обнаружено не было. В контрольных группах различий по шкалам методики не выявлено.

По методике диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Спилбергера — Ханина в экспериментальной группе различия между первичным и вторичным тестированием были обнаружены как по ситуативной (U = 0, 49, р0,05), так и по личностной тревожности (U = 0, 18, р0,01). В свою очередь в контрольных группах различий по шкалам методики не выявлено.

Так как данные различия существуют, мы можем говорить о том, что коррекционная программа оказала влияние и способствовала коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания.

Сравнение результатов вторичной диагностики в контрольных и экспериментальной группах показало, что различия очевидны по параметру «напряжение» (U = 0, 26, р0,01), «резистенция» (U = 0, 18, р0,01), «эмоциональный отклик» (U = 0, 26, р0,01) нет выраженных различий, а по параметру «эмпатия как сопереживание» различия существуют (U = 0, 54, р0,05) (таблица 1).

Таким образом, на основе анализа результатов методик первичного и вторичного тестирования, а также на основе математической обработки можно сказать, что программа «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» является эффективной в работе с проявлениями синдрома эмоционального выгорания у медицинских сотрудников.

Практическая ценность работы заключается в том, что работе получены результаты, которые могут быть рекомендованы как психологам, работающим с коллективом медицинских работников, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.

Литература:

  1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости / Л. М. Аболин. — Казань: КГУ. — 2017. — 261 с.
  2. Абрамова Г. С. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц // Психология в медицине. — М.: Кафедра-М. — 2008. — С. 231–244.
  3. Акиндинова И. А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / И. А. Акиндинова // Психологический журнал. — 2011. — № 4. — С.74–78.
  4. Александер Ф. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней / Ф. Александер, С. Шелтон. — М.: Прогресс. — 2015. — 608 с.
  5. Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. — М.: Наука. — 2006. — 272 с.
  6. Алиев X. Защита от стресса / Х. Алиев. — М.: Наука. — 2016.– 321с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, уровень, экспериментальная группа, группа, первичное тестирование, стадий формирования, вторичное тестирование, высокий уровень, MBI, коррекция проявлений синдрома.


Ключевые слова

коррекция, синдром эмоционального выгорания, проявления синдрома, медицинские сотрудники

Похожие статьи

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания...

Предметом исследования — формирование синдрома эмоционального выгорания, анализ факторов его проявления у врачей, преподавателей, преподавателей клинических кафедр Медицинского института, профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с...

Профессиональное выгорание как состояние и процесс

Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между профессиональным выгоранием, с одной стороны, и показателями тайм-синдрома и субъективной комфортности — с другой, то есть рассмотреть эмоциональное выгорание как состояние и как процесс, которым...

Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным

- высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной...

Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего...

На втором этапе исследования были выявлен уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности. На третьем этапе исследования...

К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы...

Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения...

Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания...

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональные

Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) требует

По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам...

Эмоциональное выгорание и методы его профилактики

 В статье рассмотрено исследование синдрома эмоционального выгорания

Уровень выгорания (условно) можно оценивать по трём параметрам

Таким образом, весь спектр проводимых мер по предотвращению СЭВ значительно сможет снизить его уровень, смягчить...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания у педагогов

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания...

Эмоциональное выгорание: сущность и содержание

− социально-психологические — высокий уровень тревожности, депрессия, безразличие

Процесс возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания напрямую

Эмоциональное выгорание — состояние эмоционального и умственного истощения...

Похожие статьи

Анализ факторов синдрома эмоционального выгорания...

Предметом исследования — формирование синдрома эмоционального выгорания, анализ факторов его проявления у врачей, преподавателей, преподавателей клинических кафедр Медицинского института, профилактика и коррекция негативных явлений, связанных с...

Профессиональное выгорание как состояние и процесс

Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между профессиональным выгоранием, с одной стороны, и показателями тайм-синдрома и субъективной комфортности — с другой, то есть рассмотреть эмоциональное выгорание как состояние и как процесс, которым...

Проблемы и способы коррекции синдрома выгорания

Синдром эмоционального выгорания связан с постоянными эмоциональными перегрузками, с постоянным

- высокий самоконтроль при подавлении отрицательных эмоций

Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной...

Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего...

На втором этапе исследования были выявлен уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности. На третьем этапе исследования...

К вопросу о синдроме выгорания: традиционные подходы...

Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

Синдром эмоционального выгорания — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения...

Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания...

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, профессиональные

Понимание феномена синдрома эмоционального выгорания (далее — СЭВ) требует

По их мнению, данный феномен присущ и другим профессиональным группам...

Эмоциональное выгорание и методы его профилактики

 В статье рассмотрено исследование синдрома эмоционального выгорания

Уровень выгорания (условно) можно оценивать по трём параметрам

Таким образом, весь спектр проводимых мер по предотвращению СЭВ значительно сможет снизить его уровень, смягчить...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома...

60 % педагогов имеют высокий уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания.

Стадии формирования фаз эмоционального выгорания у педагогов

Педагоги со средним уровнем сформированности синдрома эмоционального выгорания...

Эмоциональное выгорание: сущность и содержание

− социально-психологические — высокий уровень тревожности, депрессия, безразличие

Процесс возникновения и развития синдрома эмоционального выгорания напрямую

Эмоциональное выгорание — состояние эмоционального и умственного истощения...

Задать вопрос