Особенности гендерных представлений воспитанников детского дома, посещающих замещающие семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 02.04.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Гольцман, Т. О. Особенности гендерных представлений воспитанников детского дома, посещающих замещающие семьи / Т. О. Гольцман. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79699/ (дата обращения: 17.12.2024).



Уверенность в себе, стремление развить свои способности и возможности, умение преодолевать трудности, позитивное восприятие окружающего мира — эти и многие другие качества, необходимые в жизни, способны зародиться только в теплой, дружной атмосфере семьи. Ощущая опору, ребенку легче идти по жизни, быть увереннее, смелее в своих целях, конструктивно решать возникающие проблемы.

К сожалению, не все семьи становятся надежной опорой для ребенка. Иногда случается так, что родная семья оказывается не способной обеспечить ребенку полноценное развитие и воспитание. Лучшим вариантом для такого ребенка будет, если к нему на помощь придет замещающая семья.

Поэтому приоритетным направлением КГКУ «Канский детский дом им. Ю. А. Гагарина» является устройство воспитанников на семейные формы воспитания и оказание психолого- педагогической поддержки замещающей семье.

Общеизвестно, что в условиях детского дома формируются искаженные представления о семейных отношениях, нарушается половая идентификация мальчиков по причине малочисленного количества или полного отсутствия работающих в детских домах мужчин — педагогов. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения у мальчиков. Поэтому очень важно, чтобы дети посещали замещающие семьи, которые помогут им в формировании гендерных представлений.

Гендерная культура является стержневой составляющей целостного развития личности, основанная на динамической совокупности представлений о мужчинах и женщинах, их биологическом поле, социальных ролях, стереотипах, отношении к собственному и противоположному полу, соответствующем полоролевом поведении. В структуре гендерной культуры выделяется когнитивный, эмоционально-ценностный и индивидуально-поведенческий компоненты:

– в когнитивном компоненте — представления о себе, своем теле как человеке определенного пола, представления о гендерных стереотипах своего пола, о своей гендерной роли, норме поведения, содержащей определенные качества. Представления о семье, о роли матери, отца;

– в эмоционально-ценностном — положительное отношение к себе, ориентированное на человека определенного пола, положительное отношение к себе как к личности определенного пола, положительное отношение к противоположному полу;

– в индивидуально-поведенческом — проявление индивидуальных качеств, присущих своему полу, владение опытом мужского/женского поведения в разных видах деятельности (бытовой, трудовой, игровой), доброжелательные межличностные отношения со сверстникам.

Полоролевая социализация имеет две взаимосвязанные стороны: а) освоение принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов; б) воздействие общества, социальной среды на индивида с целью привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для людей его пола. Усваиваются, прежде всего, коллективные, общезначимые нормы, они становятся частью личности и подсознательно определяют ее поведение.

Выделяются две фазы полоролевой социализации: 1) адаптивная (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); 2) интериоризации (внутреннее усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). К основным социализирующим факторам (агентам) относятся следующие социальные группы и контексты: семья, сверстники, институт образования, СМИ, работа, клубы по интересам, церковь. К внесемейным источникам полоролевой социализации также относятся детская литература и игрушки.

Но ребенок не пассивный объект гендерной социализации. Опираясь на рассогласованность действий своих воспитателей, взрослых и сверстников и собственный жизненный опыт, он выбирает из предлагаемых ему образцов что-то свое.

С целью изучения влияния замещающих родителей на гендерные представления детей проведена диагностика воспитанников, посещающих замещающие семьи.

В диагностический кейс вошли такие методики: беседа с ребенком о половых ролях (А. М. Щетинина, О. И. Иванова); опросник, направленный на выявление положительных и отрицательных качеств своего и противоположного пола (для подростков), опросник С. Бэм, опросник «Изучение сленга, жаргона, используемого для обозначения мужчин и женщин», опросник С. Бэм, модифицированный для семейных пар, методика «Моя Семья».

Данные методики позволили выявить особенности гендерных представлений детей о себе как о представителе определенного пола и своих настоящих и будущих половых ролях, определить сформированность полоролевой идентичности.

В семье ребенок вместе с взрослыми переживает общественные отношения и видит четкую модель поведения. У него создается модель собственного поведения как представителя определенного пола, поэтому из исследования можно увидеть, что у детей, посещающих замещающие семьи проблем в становлении половой идентичности нет, у них процесс половой идентификации протекает правильно. Из проведенного опроса видно, что дети осознают мужские и женские роли в семье и обществе, понимают то, как распределены функции и обязанности членов семьи. Но при этом мужские и женские черты характера описывают достаточно стереотипно. Так, мужчины, по мнению опрошенных, должны быть сильными, храбрыми, смелыми, способными защищать, а женщины обладать такими качествами, как нежность, доброта, мягкость, умение уступать. Есть в описаниях и «сквозные», универсальные качества: трудолюбие, хорошее чувство юмора, наличие характера.

В результате исследования по методике С. Бэм было выявлено, что феминный (женский) тип поведения демонстрируют девочки и небольшое количество мальчиков, что может говорить о феминизации воспитанников мужского пола. Маскулинный (мужской) тип присущ мальчикам и небольшому количеству девочек. Андрогинный (смешанный) тип поведения имеют все мальчики. Таким образом, демонстрируют несвойственное физиологическому полу поведение и мальчики и девочки.

Девочки, посещающие семьи в большей степени склонны приписывать себе мужские качества. Это происходит потому, что девочки выбирают себе некоторые отцовские качества. Мальчики, посещающие семьи делают больше выборов в пользу мужских качеств. Можно предположить, что мальчики имеют представление о поведении отца, о его качествах, поэтому на основе данного образа они и приписывают для себя большее количество мужских качеств. Все это позволяет сделать вывод о положительных эффектах посещения ребенком замещающей семьи: воспитанники более полно рисуют свой гендерный образ, простраивают свои жизненные и профессиональные планы в соответствии со своим физиологическим полом, проще вступают в общение с противоположным полом, успешнее социализируются.

Литература:

  1. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4.
  2. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006.
  3. Бобкова, Т. С. Половое воспитание подростков в учреждениях интернатного типа: Учебно-методическое пособие / Т. С. Бобкова, Г. А. Виноградова. — Тольятти: ТГУ, 2010.
  4. Каган, В. Е. Стереотипы мужественности-женственности и «образ Я» у подростков / В. Е. Каган // Вопросы психологии. 1989, № 3.
  5. Кон И. С. Психология половых различий. — М;1998г.
  6. Прихожан A. M. Психология сиротства /A. M. Прихожан, H. H. Толстых. М.: СПб: «Питер», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): пол, качество, ребенок, замещающая семья, положительное отношение, семья, гендерная культура, гендерное представление детей, женское поведение, тип поведения.


Похожие статьи

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Особенности ценностных ориентаций подростков из неполных семей

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста

Особенности социального развития детей, воспитывающихся в условиях психоневрологического дома ребёнка

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Особенности межличностных отношений в группах сверстников в условиях дополнительного образования

Особенности обучения в коррекционной школе: проблемы учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Влияние временного детского коллектива в составе детского санаторно-оздоровительного лагеря на развитие школьников различного возраста (из опыта работы)

Особенности ценностных ориентаций подростков из неполных семей

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Задать вопрос