Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (356) апрель 2021 г.

Дата публикации: 04.04.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Десюк, С. Н. Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии / С. Н. Десюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 125-129. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79620/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влияет на эффективность обучения и образовательные результаты.

Ключевые слова: учебный процесс, учащийся, обратная связь, преподавание биологии, возможность, задание, задача, ученик, учитель.

В настоящее время преподавание биологии практически невозможно без использования средств информатизации. Известно, что средства информатизации открывают большие возможности для всех участников образовательного процесса: учащимся они помогут овладеть универсальными учебными действиями, учителям — активизировать их познавательную и мыслительную деятельность, повысить эффективность и качество обученности по предмету.

Интерактивные методы — диалоговые и коммуникативные методы активного обучения, связанные с опорой на групповые взаимодействия, сотрудничество, совместную деятельность по решению образовательных задач. Они ориентированы на обучение через деятельность, опираясь на мышление и воображение 1.

В соответсвии с этим многие исследователи связывают инновации в образовании с интерактивными методами обучения, по которыми понимаются «…все виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и обеспечивают условия для раскрытия каждого ученика 2, с. 144.

Использование новых информационных технологий в преподавании биологии является одним из важнейших актуальных аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать уроки интересными и запоминающимися. В педагогике сложилась отдельная отрасль — мультимедийная дидактика как конструктор обучения в информационно-образовательной среде 3.

Работа учителя в компьютерной технологии включает функцию подготовки компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием учебного предмета, индивидуального наблюдения за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с учащимися, достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

В любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения, что говорит о диалоговом характере обучения. Оптимально сочетаются индивидуальная, групповая, фронтальная работа с учащимися, возможность организовать моментальную обратную связь «ученик-учитель», поддерживается у учащихся состояние психологического комфорта при общении с компьютером (интерактивной доской).

Успешность любой образовательной технологии зависит от того, насколько она оснащена технологическим инструментарием. Основательно продуманная дидактическая система не эффективна, если она не подкреплена соответствующим программным и техническим обеспечением, и наоборот.

Использование мультимедиа в качестве дидактического инструмента порождает новые формы мыслительной, мнемонической и творческой деятельности обучающихся. Стараюсь создать мультимедийную образовательную среду и активно вовлечь учащихся в учебный процесс, дать возможность практически «вживую» отработать необходимые навыки, реализуя активно-деятельностный подход в обучении. Эта среда оказывает существенное влияние на основные характеристики мышления: склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Все перечисленные характеристики обеспечивают познавательные процессы, связанные с творческой деятельностью и решением проблем. Инструментами для реализации интерактивной технологии выступают приёмы педагогической техники — приёмы медиадидактики.

Приведу несколько приёмов медиадидактики, которые применяю на своих уроках: инструментов, которые могут превратить обыкновенную авторскую разработку в осмысленный информационно-учебный модуль, направленный на достижение конкретных образовательных целей, на обеспечение активной познавательной деятельности учащихся.

  1. Интерактивная дидактическая игра

Данный приём характеризуется высокой степенью мотивации. Термин «игра» означает, что деятельность ученика посвящена достижению некоторой цели. Для этого он должен выполнять определенные действия, соответствующие условиям, устанавливаемым учителем в учебном задании.

Таким образом, создавая такие задания и рассматривая их как дидактическую единицу, учитель должен ясно представлять, какие учебные задачи он преследует данным заданием, какими средствами он добьётся их реализации. Задания в такой форме — гимнастика ума.

  1. Трафарет

Анимированный аналог трафарета в бумажном варианте. На большей части экрана размещаются варианты ответов. Для проверки — экран закрывает шаблон с вырезанными окошками, в которых остаются лишь правильные ответы.

Для ученика учебные цели должны превратиться в понятные ему учебные задачи, где присутствуют глаголы, предполагающие законченность учебного действия: напиши, перечисли, выдели, покажи, выбери, сравни и т. д. Причём хорошо, если учебные задачи не только устно озвучиваются учителем, но и прописываются на экране, тем самым мы сможем обеспечить равные условия аудиалам и визуалам.

Задания трафарет можно использовать в качестве самопроверки и взаимопроверки учащихся.

  1. Анимированные головоломки

Помогают усилить обучающий эффект. Решение ребуса приобретает большую осознанность, когда ученик может в динамике проследить «дешифровку» задания.

Головоломки помогают ученикам мыслить нестандартно, развивать интуицию, анализировать и конструировать собственные алгоритмы познавательного поиска. Использование анимированных аналогов позволяет разнообразить виды учебной и внеклассной деятельности, более эффективно подключить механизмы пространственно-образного мышления.

  1. Компьютерное тестирование

Эффективными будут тесты, в результате прохождения которых производится подсчёт баллов. Компьютерные технологии, позволяют обеспечить новый уровень обратной связи с учениками, прежде всего контроль за усвоением ими учебного материала.

Каждое из предложенных заданий может использоваться как самостоятельная интерактивная дидактическая единица, направленная на решение конкретного образовательного результата, соответствующего тем задачам, которые ставит учитель.

Успешным будет то занятие, где имеется постоянная обратная связь с учащимися, возможность гибкого и оперативного перестроения моделей учебных эпизодов. Обеспечивается эта связь прежде всего интерактивными приёмами и техниками.

Интерактивные средства позволяют превратить процесс учения в своеобразный технологический процесс с гарантированным результатом. Конечно, это произойдёт в том случае, если интерактивная образовательная среда представляет собой совокупность технологических процессов и конструкторско-проектных решений. Именно это объединение связывает между собой интерактивные средства и педагога, организует целостную образовательную систему, направленную на результативное обучение.

Применение разнообразных приёмов медиадидактики на всех основных этапах учебной деятельности позволяет говорить об усвоении нового знания: мотивации, целеполагании, изучении тематической наглядности, приобретении нового знания, первичных умений, контроле, повторении и обобщении.

Интерактивность в образовании — это педагогическое взаимодействие: реактивное, активное, обоюдное. Внедрение в учебный процесс современных информационных компьютерных технологий обеспечивает единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Использование этих технологий на уроках биологии позволяет мне, как учителю, быть в курсе последних тенденций развития педагогической науки, повысить свой профессиональный уровень.

Литература:

  1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. Наука и образование: научное издание МГТУ им. Н. Э. Баумана. — 2011. — № 4.
  2. Иоффе А. Н. Активная методика — залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 382 с.
  3. Аствацатуров Г. О., Кочегарова Л. В. Эффективный урок в мультимедийной образовательной среде (практическое пособие). — М.: Сентябрь, 2012–176 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, обратная связь, преподавание биологии, учащийся, возможность, задание, задача, мыслительная деятельность, средство, ученик.


Задать вопрос