В статье рассмотрены понятие и сущность кассово-аппаратной техники, предназначенной для формирования в электронной форме строгой отчетности. Обнаружена необходимость проведения онлайн-фискализации. Сделан вывод о практическом окончании введения реформы в отечественном законодательстве. О значении этой реформы для власти и граждан.
Ключевые слова: налог, контрольно-кассовая техника, ФЗ № 290, электронная касса
Контрольно-кассовая техника (ККТ) повсеместно используется практически в любой части мира. Ее используют для механизации и рационализации кассовых операций. Но прежде всего она предназначена для раскрытия бизнесом своих доходов перед государством. По данным ФНС и Росстата существует серьезное превышение расходов граждан над их доходом, и во многом это нам говорит о сокрытии доходов, с котором и должна бороться ККТ [5].
В соответствии с отечественным законодательством контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003.
Переход на новый порядок ККТ с 03.07.2016 осуществлялся на добровольной основе. С 1 февраля 2017 года зарегистрировать ККТ с ЭКЛЗ больше было нельзя. Регистрации, перерегистрации и постановке на учет подлежали только те ККТ, которые поддерживали онлайн кассу (ч. 6 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). Со временем использовать электронную отчетность также должны были организации и индивидуальные предприниматели, использующие ОСН и УСН, торговля на ЕНВД, ПСН, общепит.
В качестве целей законопроекта Александр Борисов называет: а) совершенствование государственного контроля за: налично-денежным обращением, путем обеспечения более строгого контроля за полнотой и своевременностью оприходования наличной выручки организациями и предприятиями всех форм собственности (в т. ч. индивидуальными предпринимателями), осуществляющими денежные расчеты с населением при реализации продукции, работ, услуг; движением товароматериальных ресурсов для их изъятия из нелегального оборота, предотвращения иных незаконных действий, в том числе сознательного занижения налогооблагаемой базы и уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней; 6) обеспечение прав потребителей [3, с. 10].
Заметна общая тенденция государства в проводимых реформах, рассчитанная на увеличение «прозрачности» бизнеса.
Но не все так хорошо, как предусматривалось властями, на момент издания законопроекта, обязывающего иметь онлайн-кассу в 2017 году, на «поверхности» показалось множество не предусмотренных трудностей.
Николай Химич в своей книге отмечает несколько проблем, с которыми столкнулись не только власти, но и простые граждане, кого затронул ФЗ-54:
— Высокая цена на новые аппараты и на установку касс «под ключ»
— Отсутствие аппаратов в свободной продаже и длительные сроки поставки (от 45 до 90 дней)
— Фактически изменения в законодательстве ввели новые требования к документам при оказании услуги воздушной перевозки. Авиакомпании производили взаиморасчеты через российскую Транспортную клиринговую палату и зарубежную систему взаиморасчетов (В5Р), разработанную Международной организацией воздушного транспорта (IАТА). Авиакомпании опасались, что ВЗР, на бланках которой продаются билеты, не будет дорабатывать собственный бланк под новые требования закона. Кроме того, доработка собственного бланка потребовала от авиакомпании серьезных затрат, поскольку требования к документам отличалась от норм и стандартов 1АТА, а бланки создавались только для российских Авиакомпаний.
— Затраты ОАО «РЖД» только по поездам дальнего следования могли превысить 2 млрд руб., постоянные затраты его дочерней Федеральной пассажирской компании (ФПК) — 500 млн руб. в год на оформление билетов и более 900 млн руб. требовалось на ежегодные субсидии [4, с. 15].
Через призму проблематики начала проведения реформы мы можем взглянуть как обстоит ситуация на 2021 год. Начнем с регистрации ККТ.
Регистрация ККТ проходит в несколько шагов:
— Подбор оператора фискальных данных (ОФД). ОФД получает разрешение на обработку данных у ФНС, тем самым найти организацию можно на сайте ФНС, где есть список разрешенных операторов.
— Заполнение формы заявления (Приказ ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7–20/484@ (ред. от 07.09.2018) «Об утверждении форм заявлений о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники и снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, карточки регистрации контрольно-кассовой техники и карточки о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета, а также порядка заполнения форм указанных документов и порядка направления и получения указанных документов на бумажном носителе»
— Получение электронной подписи (ЭП). ФЗ-54 не содержит прямых требований наличия ЭП, но некоторые статьи диктуют обмен именно электронными данными с ФНС.
— Получение решения налогового органа
После успешной регистрации вы можете начинать торговать, но неправильное применение ККТ может грозить не только штрафом, но и приостановкой деятельности:
— Неиспользование новой ККТ предпринимателем может грозить штрафом на 25–50 % от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10000 руб. 75–100 %, но не меньше 30000 руб. для организаций.
— Использование ККТ, не соответствующей требованиям законодательства, грозит ИП штрафом до 3000 руб., а компании до 10000 руб. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.
— Фиктивные чеки ККТ
— Неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременная передача фискальных данных
— Возможность блокирования работы касс в присутствии двух понятых или с видеозаписью, если касса использовалась при нарушении.
Но и регистрация может не потребоваться, если:
— Продажа газет, журналов на бумаге и сопутствующих товаров. Общее условие для освобождения от ККТ– доля газет и журналов в продажах больше 50 % товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ. Кроме того, торговую выручку от продажи газет, журналов необходимо учитывать раздельно от сопутствующих товаров.
— Продажа ценных бумаг
— Обеспечение питанием учащихся и сотрудников образовательных организаций во время учебных занятий Только если эти организации работают по общим основным образовательным программам. То есть организации дошкольного образования и начального, основного и среднего общего образования
— Любая деятельность при безналичных расчетах между организациями или ИП, за исключением расчетов с предъявлением электронного средства платежа
Список случаев, когда можно не применять ККТ огромен, законодательно он регулируется ФЗ-54, ФЗ-171, ФЗ-192, Письма ФНС и Минфина.
Таким образом, исследование реформы законодательства ККТ, внедрения онлайн-касс и возникновение проблем, вытекающих напрямую из реформы, позволяет сделать некоторые выводы. Государство вполне успешно заканчивает внедрение нового формата ККТ во все ниши российского бизнеса. Уже 1 июля 2021 года закончится отсрочка для ИП без работников. Сейчас можно увидеть положительные результаты в виде увеличения прозрачности и прироста налогов в бюджет. Но не обошлось и без отрицательных моментов. Это моменты обусловлены характером издания реформ отечественного законодательства. Малые сроки для подготовки бизнеса к реформе не только заставили появиться дефициту на рынке касс, но и создали искусственный застой, когда торговать нельзя из-за отсутствия ККТ. Но к нынешнему году большинство проблем уже было решено, в том числе и с помощью государства в виде тех же отсрочек и возможности налогового вычета на приобретение ККТ.
Обобщив все выше сказанное можно сказать, что реформа прошла почти «бескровно» и подходит к своему логическому концу, да, еще есть место для доработки, но основы заложены.
Литература:
- Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» от 22.05.2003 N 54-ФЗ
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.07.2016 N 290-ФЗ
- Александр, Борисов Комментарий к Федеральному закону от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» / Борисов Александр. —: ЛитРес, 21 декабря 2019 г. — 395 c. — Текст: непосредственный.
- Николай, Химич Онлайн-кассы. Революция в применении кассовой техники / Химич Николай. —: ООО «Сервис-ККМ», 5 сентября 2017 г.. — 285 c. — Текст: непосредственный.
- О соотношении денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации в III квартале 2020 года. — Текст: электронный // Росстат: [сайт]. — URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/12.htm (дата обращения: 24.03.2021).