Внедрение нового порядка применения ККМ в РК, это масштабная акция, которая затрагивает интересы большого числа субъектов рынка от простых покупателей, до операторов связи и предприятий сервисного обслуживания и обеспечения.
Ключевые слова: Контрольно-Кассовая машина, налогоплательщик, оператор фискальных данных, модернизация
С целью модернизации существующей системы применения контрольно-кассовых машин в Республике Казахстан, а так же улучшения мониторинга и анализа налично-денежных операций планируется реализация проекта по внедрению кассовой техники с функцией передачи данных.
Новая система позволит собирать, систематизировать, накапливать и хранить в неизменном виде информацию о наличных денежных расчетах с фискальным признаком с каждой контрольно-кассовой машины.
В связи с тем, что данный проект носит технологический характер, для его реализации планируется привлечение Оператора фискальных данных, который на своей транспортной сети связи осуществит подключение кассовых машин, сбор и хранение фискальных данных в специализированном data-центре, позволяющем гарантировать сохранность данных, исключив изменение, обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение фискальных данных и информации о наличных денежных расчетах.
Система получения данных с ККМ в режиме онлайн зарекомендовала себя положительно и благотворно влияет на собираемость налогов.
Необходимо отметить, что только в Республике Корея существует система онлайн подтверждения возможности совершения сделки путем присвоения уникального кода каждому чеку третьей стороной (оператором), что минимизирует возможность получения ложного чека покупателем [1].
В Республике Корея создан институт операторов фискальных данных в связи со значительным количеством ККМ, которых насчитывается более 3 млн. шт., а также со значительными финансовыми затратами на создание такой системы (штат, помещение, серверное оборудование, программное обеспечение, резервный центр и т. д.).
Создание инфраструктуры сбора данных в режиме реального времени с контрольно-кассовой машины требует значительных бюджетных расходов и расширения штата налогового комитета. Так же, создание инфраструктуры оператора фискальных данных для обработки большего объема информации от миллионов ККМ в режиме реального времени требует значительных вложений, которые сравнимы с созданием процессинговых центров платежных карт. Принимая во внимание ограниченность республиканского бюджета, институт операторов фискальных данных может реализовать новый порядок без дополнительных бюджетных затрат.
Банки и телекоммуникационные компании обладают необходимыми решениями и инфраструктурой и, следовательно, могут выступить в качестве операторов фискальных данных. Многие банки имеют опыт работы с платежными картами в режиме реального времени, поэтому расширение инфраструктуры для обработки фискальных данных не будет иметь значительных трудностей.
Одним из ключевых факторов при внедрении нового порядка является привлечение покупателей для общественного контроля порядка применения контрольно-кассовой техники. Необходимо мотивировать покупателей сообщать о потенциальных нарушениях применения ККТ и это возможно реализовать, например, через стимулирующие лотереи или же посредством возврата покупателю части штрафа нарушителя. Конечно же, реализовать такую мотивационную программу непосредственно от органа государственной власти очень трудно, так как это потребует изменения законодательства, а так же решения множества сложных организационных и технических вопросов. Поэтому, институт операторов фискальных данных сможет это реализовать без всяких затруднений, так как он заинтересован в росте количества организаций и индивидуальных предпринимателей, правильно использующих ККМ.
Помимо инфраструктуры обработки фискальных данных, необходимо плотно работать с производителями ККМ. Чтобы обеспечить рынок инновационными и недорогими моделями необходимо проводить через операторов фискальных данных.
В настоящее время, помимо Республики Корея система получения данных с ККМ в режиме онлайн используется и в других странах, таких как Бельгия, Болгария, Грузия, Сербия, Черногория, Эфиопия, Китай и Армения [4].
Так же в настоящее время Государственная налоговая служба Кыргызской Республики начала внедрять систему контроля по учету денежных средств через фискализацию контрольно-кассовых машин с функцией передачи данных в режиме онлайн на сервер Налоговой службы. Как отмечает заместитель главы ГНС, фискализация ККМ даст возможность эффективно контролировать правильность и полноту производимых расчетов и уплату налогов, администрировать налоги за счет контроля через фискальные устройства в режиме онлайн передачи информации в базу данных налоговой службы. Внедрение нового механизма принесет ощутимые выгоды не только государству, но и добросовестным налогоплательщикам. Увеличатся налоговые сборы за счет легализации денежного оборота, будет создана прозрачная фискальная система, благоприятная конкурентная среда для налогоплательщиков, а также сократятся различные формы контроля (рейдовые и хронометражные проверки) в отношении добросовестных субъектов. Также новый механизм позволит обеспечить реализацию нормы законов в части повышения защиты прав потребителей [5].
Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан совместно с международными экспертами в рамках совместного с Всемирным банком проекта по реформированию налогового администрирования проведен анализ международного опыта внедрения в эксплуатацию современных моделей ККМ [3].
Система Южной Кореи в настоящее время является наиболее действенной и жизнеспособной, она не позволяет корректировать данные ККМ и предоставляет возможность расширения электронных услуг.
Функции оператора заключаются в приеме в режиме «on-line» наличной оплаты и регистрации каждого платежа с присвоением уникального номера, а так же в направлении в адрес налоговой службы информации о платежах (как правило один раз в сутки). Так же предусматривается ответственность продавца, который отказал в выдачи чека.
Необходимо отметить, что налоговая система Республики Корея предоставляет физическим лицам доступ к информации обо всех осуществленных ими покупках через личный кабинет.
При такой системе нет необходимости выезда на место установки ККМ. Так же нет необходимости обязательно иметь технические устройства, с целью записи и хранения информации о проведенных наличных денежных расчетах. Передача данных онлайн позволяет не хранить данные об операциях на ККМ.
Анализируя опыт Республики Корея, можно сделать вывод, что система получения данных с ККМ в режиме онлайн зарекомендовала себя положительно и благотворно влияет на собираемость налогов.
Необходимо отметить, что только в Республике Корея существует система онлайн подтверждения возможности совершения сделки путем присвоения уникального кода каждому чеку третьей стороной (оператором), что минимизирует возможность получения ложного чека покупателем.
Преимущества, предоставляемые новым законом покупателям, очевидны. Чеки теперь перестанут теряться, а сделки, совершенные через интернет с помощью платежных карт, будут подтверждаться в общем порядке [2].
Внедрение нового порядка применения ККМ в РК, это масштабная акция, которая затрагивает интересы большого числа субъектов рынка от простых покупателей, до операторов связи и предприятий сервисного обслуживания и обеспечения.
Переход на новый порядок применения ККМ в РК проходил постепенно, в несколько этапов. В настоящее время в РК сложилась практика применения ККМ основанная на применении фискальной памяти. Для обеспечения неизменяемости данных со стороны недобросовестного налогоплательщика применяются ККМ специальной конструкции занесенные в Государственный Реестр ККМ. Налоговый комитет ведет государственный реестр ККМ.
Анализируя мировой опыт, можно выделить ряд стран, которые используют технологию приема данных с ККТ в режиме онлайн, это Республика Корея, Бельгия, Болгария, Грузия, Сербия, Черногория, Эфиопия, Китай и Армения. Страны, не использующие технологию приема данных с ККТ в режиме онлайн, это Канада, США, Великобритания и Ирландия и др.
В Канаде орган, наделенный полномочиями по осуществлению контроля за оборотом наличных денежных средств — налоговая служба Квебека (Revenue Quebec). Все предприятия ресторанного бизнеса, на которые распространяется обязанность по обязательному выставлению счетов, с 1 сентября 2010 года должны постоянно и незамедлительно подавать счета клиентам предоставлять счета каждому клиенту; хранить бумажные или электронные копии счетов в течение шести лет с момента истечения текущего года; хранить реестр или копии всех меню в течение шести лет с момента истечения текущего года; хранить все документы, подтверждающие изменение или отмену сделок.
Великобритания относится к числу тех стран, где нет требования об обязательном использовании ККТ при расчетах с населением за наличные при оплате товаров и услуг. Основные положения о бухгалтерском учете операций изложены в Информационном бюллетене № 727 службы по доходам Великобритании. В этом документе сказано, что все схемы для розничной торговли требуют ведения учета стоимости розничных продаж, т. е. ежедневной общей выручки. В том же документе (раздел 4.5 «Как вести учет ежедневной общей выручки?») говорится, что, как правило, регистрация ежедневной общей выручки осуществляется на ленте кассового аппарата или в виде копий кассовых чеков. Налоговая служба подчеркивает, что именно эти данные, а не имеющаяся в кассе наличность, составляют ежедневную общую выручку налогоплательщика. В другом разделе этого же документа (раздел 3.4 «Как работает схема для определения ставки НДС в момент продажи?») речь идет о точном и своевременном расчете налогов от операций с продажами и сказано, что, как правило, этот расчет осуществляется с использованием кассового аппарата, который «способен идентифицировать товары, проданные с различной ставкой НДС». При этом налоговая служба допускает раздельный учет продаж, «используя различные кассовые аппараты для товаров с различными ставками НДС».
Сегодня механизм контроля применения ККМ не выполняет своей основной функции, так как существует возможность манипуляции с данными ККМ (например: не пробитие чека, занижение выручки), то есть, не обеспечиваются полнота учета выручки субъекта от реализации товаров, услуг при расчетах с населением, не защищены права потребителей. Ложится излишняя административная нагрузка на добросовестный бизнес. Увеличиваются риски коррупционной составляющей. Ежегодно регистрируется факты нарушения применения ККМ или факты неприменения кассовых аппаратов [5].
Литература:
- «Концепция Проекта Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) по вопросам расширения сферы применения контрольно-кассовых машин при переходе на новый порядок применения контрольно-кассовых машин в Республике Казахстан». Письмо Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 12 июня 2014 года № НК-06/4836-И: http://vitaminka.kz/Legislation/low/1763
- Н. Рахимгалиев. Переход отдельных категорий налогоплательщиков на применение контрольно-кассовых машин с передачей данных в оперативном режиме. Департамент юстиции города Астаны: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32067156
- О применении ККМ с ФФПД в 2017 году (23 декабря 2016 г.) http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37432872#pos=0;0
- Онлайн-ККТ — опыт внедрения в Казахстане. TaxCom: http://taxcom.ru/about/news/kaz_kkt
- В Кыргызстане началась кампания по фискализации контрольно-кассовых машин. ГНС: http://www.sti.gov.kg/news/2016/07/15/v-kyrgyzstane-nachalas-kampaniya-po-fiskalizacii-kontrolno-kassovyh-mashin