Ключевые слова: финансовый мониторинг, государственный финансовый контроль, противодействие легализации денег, полученных преступным путем, противодействие финансирования терроризма, проблемы финансового мониторинга.
Актуальность анализа проблем финансового мониторинга в РФ (Российской Федерации) обусловлена следующим: на данный момент одной из наиболее обсуждаемых тем экономического характера на государственном уровне является оптимизация системы финансового мониторинга во всех областях финансовой системы РФ и решение недостатков данной системы. Именно эффективность финансового мониторинга является одним из значимых факторов финансово-экономической устойчивости и социальной стабильности государства, его экономической безопасности, а также благополучия граждан.
Первостепенно финансовый мониторинг направлен на противодействие легализации финансовых доходов, полученных преступным путем и на противодействие финансирования терроризма. Если брать во внимание ситуацию, которая происходит в РФ, а именно возрастание угрозы терроризма, вопрос успешного осуществления финансового мониторинга становится еще актуальнее.
В данной статье будут затронуты проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации, и разобраны пути решения выделенных проблем.
Целью статьи является проведение анализа финансового мониторинга в РФ с выделением существующих проблем в его осуществлении и предложение вариантов их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Определение понятия финансового мониторинга и его целей.
- Выявление и анализ проблем, которые актуальны в нынешнее время в финансовом мониторинге в РФ.
- Возможные предложения по решению выделенных проблем и повышению эффективности финансового мониторинга в РФ.
Финансовый мониторинг — это комплекс мер, направленных на создание системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и осуществление контроля за финансовыми операциями посредством идентификации и верификации клиентов [4].
Целью финансового мониторинга являются контроль денежных операций физический и юридических лиц, определение среди них сомнительных и их дальнейшее расследование.
Государственный финансовый контроль в системе финансового мониторинга обладает несколькими проблемами, которые так или иначе оказывают плохое влияние не только на качество финансового мониторинга, но и на его эффективность.
Первостепенной и наиболее актуальной проблемой современного мира является совершенствование технологий, а также появление новых способов отмывания денежных средств, полученных преступными путями.
Второй проблемой можно выделить недостаточно совершенную нормативную базу, по которой осуществляется финансовый контроль. Данные нормативные документы не полностью соответствуют целям и задачам государственных органов финансового контроля, для которых создавались соответствующие документы.
В качестве третьей проблемы финансового мониторинга отметим закрытость контрольными органами, которые осуществляют необходимый контроль, информации, которая могла бы быть полезной для некоторых субъектов РФ.
В настоящий момент предоставление актуальной и своевременной информации играет важную роль в механизме осуществления финансового контроля. В ее достоверности заинтересованы все участники финансовых отношений, т. е. и контрольные органы, и хозяйствующие субъекты. В связи с этим не теряет свою актуальность проблема реализации прав на получение информации субъектами финансовых отношений, которую затрагивает в своих работах С. Е. Прокофьев, заместитель руководителя Федерального казначейства. В частности, им указывается, что в части развития системы контроля в своей работе Казначейство России считает очень важным упорядочение системы предоставления информации.
Но проблема формирования единого интегрированного в масштабе публично-правового образования информационного ресурса для более эффективной реализации функций и полномочий контрольных органов государства, по мнению С. Е. Прокофьева, пока еще не решена. Автор предлагает предпринять попытки к созданию Государственной информационной системы с условным названием «Госконтроль», где по аналогии с другими успешно функционирующими информационными ресурсами, его пользователям будет обеспечен доступ к необходимому массиву данных для совместного ее использования не только контрольно-надзорными органами, но и иными структурами власти и управления. Публичными также должны стать, как процессы планирования контрольных мероприятий, так и, в значительной мере, их результаты [2, с. 57–65].
Данная точка зрения близка многим членам современного общества, по причине того, что все мы живем в современном правовом государстве, где существует большое информационное пространство, открытость которого играет важнейшую роль обеспечения прав и свобод людей во всех сферах жизни, в том числе и финансовой.
Четвертой проблемой можно назвать элемент коррупции, который присущ всем сферам жизни общества, в том числе и процессу финансового мониторинга.
Так, за 2019 год было зафиксировано почти 40 тысяч преступлений коррупционной направленности, это на 1,6 % больше, чем в 2018 году. В 2019 году были наказаны по закону РФ 15,5 тысяч человек, а в 2018 году эта цифра достигала 15,9 тысяч человек. Ущерб, нанесенный коррупционной деятельностью, за 2019 год, составил 50,1 миллиардов рублей [3].
Исходя из слов О. Г. Геймур можно сделать вывод, что система финансового контроля, которая существует в настоящее время недостаточно качественно и эффективно может обеспечить целевое использование средств из бюджета. Это следствие он объясняет достаточно высокой коррупцией, которую можно наблюдать в стране и по сей день. Она считает, что уже очень давно появилась серьезная необходимость усовершенствовать систему финансового контроля в РФ, а также говорит о том, что ее нужно постоянно развивать.
Так, исходя из множества ее предложений можно выделить основные:
— максимизировать штрафы, которые будут уплачивать организации, в особенности их руководители (которые непосредственно причастны к принятию противозаконного решения) за использование средств, выделенных им бюджетом, нецелевым образом;
— на постоянной основе (а не временно, как это происходит) запретить лицам, которые были замечены и привлечены к ответственности перед законом за использование денежных средств бюджета нецелевым образом, занимать пост руководителя бюджетного учреждения или бюджетной организации [1, с. 22–24].
Пятой проблемой является недостаточное взаимодействие контрольных органов государственной власти с правоохранительными. Необходимо повышение их взаимодействий путем организации мероприятий, в которых могли бы принять участие как правоохранительные, так и контрольные органы, направленных на нейтрализацию преступности в сфере финансов в государстве.
И последней, шестой проблемой можно назвать недостаточно пристальное внимание за процессом подготовки кадров в органы финансового контроля как для работы в центральных офисах, так и для выездных проверок. Это обуславливается постоянно меняющейся нормативно правовой базой, из-за этого возникает постоянная потребность повышения квалификации и профессионализма сотрудников государственных контрольных органов.
Исходя из вышесказанного можно подытожить следующее: анализируемая тема о существовании проблем в финансовом мониторинге в РФ актуальна. Существует множество «недоделок» в данной области, которые необходимо устранить для осуществления более эффективной работы государственных органов в сфере финансового мониторинга. Законодательство РФ в системе финансового мониторинга необходимо дорабатывать, потому что это создает сложности, с которыми могут столкнуться как должностные лица, в процессе финансового мониторинга, так и обычные граждане. Возможно, решением выделенных в статье проблем поспособствует усовершенствованная нормативно правовая база, а также внедрение новых методов контроля легализации денежных средств, полученных преступным путем и противодействию терроризма.
Литература:
- Решеткина М. А. Основные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации // Тенденции развития науки и образования. 2017. С. 22–24.
- Сафонова Е. А., Геймур О. Г. Проблемы правового регулирования финансового контроля // Актуальные вопросы юриспруденции и экономики. Материалы межвузовской научно-практической конференции. АНОО ВО «Уральский финансово-юридический институт». 2017. С. 57–65.
- Генеральная прокуратура РФ [Электронный ресурс] URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1817130/ (дата обращения 21.11.2020).
- Финансовый мониторинг [Электронный ресурс] URL: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/problemy_i_perspektivy_razvitiya_finansovogo_monitoringa_v_rossii/ (дата обращения 21.11.2020).