В статье рассмотрены вопросы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни через организацию активного досуга детей средствами лазертага. Статья содержит выдержки из программы по лазертагу для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в возрасте от 7 до 17 лет, которая предполагает ознакомление детей с лазертагом с применением специальных упражнений и ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности.
Ключевые слова: лазертаг, дети-сироты, здоровый образ жизни.
В России лазертаг появился относительно недавно, и долгое время был одним из видов активного отдыха, развлечением. Игровая форма, разнообразные сценарии и современные технологии, применяемые в лазертаге, довольно быстро сделали его популярным среди детей и молодежи. Как следствие, во многих регионах нашей страны были открыты не только коммерческие клубы, но и детские секции по лазертагу. Не удивительно, что сегодня этот вид активного отдыха претендует на звание спорта.
Так же, как и другие активные виды спорта, лазертаг способствует развитию:
– физических данных — сила, выносливость, скорость, координация;
– личностных качеств — целеустремленность, уверенность, смелость;
– через игру мотивирует детей на формирование здорового образа жизни.
Занятия лазертагом являются прекрасной альтернативой виртуальным играм, т. к. в основе многих сценариев лежат сюжеты популярных компьютерных игр, что позволяет детям стать героем любимой игры и проявить свои физические и морально-волевые качества в реальности. В отличие от активных видов спорта и смежных дисциплин лезертаг — бесконтактная игра, что сводит к минимуму возможность получения травм во время игры. Лазертаг — не только динамичная, но и высокотехнологичная командная игра, благодаря чему дети быстро включаются в совместную деятельность. Стремление к достижению общей цели, необходимость следовать определенным правилам, умение быстро ориентироваться в меняющейся обстановке и принимать решения, быть частью команды — всему этому дети учатся в игре и в последствие проецируют в жизнь.
Таким образом, занятия лазертагом являются хорошей школой физической культуры.
С целью сохранения и укрепления здоровья, а также формирования культуры здорового образа жизни воспитанников социальных учреждений (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации), в Белгородской области реализуется проект «Маленькими шагами к большой победе!», в рамках которого была разработана краткосрочная программа по лазертагу.
Данная программа знакомит детей с базовыми элементами техники и тактики ведения игры с применением специальных упражнений на развитие координационных способностей, силы, силовой выносливости, беговой выносливости, скорости в беге, ориентируется на развитие природных качеств личности, помогает учесть ее возможности.
Целью программы является сохранение и укрепление здоровья детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации средствами лазертага.
Задачи программы:
– формирование стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой, спортом и спортивным лазертагом в частности;
– укрепление здоровья и закаливание организма воспитанников;
– обеспечение разносторонней физической подготовки и формирование специальных качеств;
– усвоение мер безопасности и правил поведения в местах проведения занятий;
– изучение и усвоение основных элементов техники, соединений их в единое целое;
– приобретение черт характера, соответствующих нормам высокой морали, спортивных и гражданской этик;
– борьба с вредными привычками (табакокурение, алкоголизм, наркомания) посредством привлечения воспитанников к занятиям лазертагом.
При проведении занятий инструктор опирается на следующие приоритетные принципы:
– принцип пропедевтики и концентричности;
– принцип деятельностного подхода;
– принцип гуманизации и индивидуализации;
– принцип последовательности и систематичности;
– принцип сознательности и активности.
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются следующие методы:
– наглядный — показ, демонстрация;
– словесный — объяснение, разбор, анализ;
– практический — применение полученных знаний на практике;
– эмоциональный — служит основой для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников;
– индивидуальный подход.
В структуру содержания программы включены 6 занятий, результаты освоения, а также методические рекомендации для инструкторов, содержащие описание сценариев и рекомендуемую методическую литературу.
1 Занятие (вводное).
- Организационный момент:
– построение;
– приветствие.
- Основная часть:
– Беседа «Физическая культура и спорт, их значение в жизни человека».
Знакомство с лазертагом. Лазертаг-оборудование. Тагер и головная повязка. Их характеристика, основные элементы и их назначение, взаимодействие.
– Разминка: выполнение комплекса ОРУ.
– Инструктаж:
Правила безопасности на занятии, общие правила поведения на территории спортивного объекта, меры безопасного обращения с лазертаг-оборудованием.
Тагер и головная повязка. Перезарядка, возрождение.
Объяснение правил сценарной игры.
– практическая деятельность «Захват и удержание контрольной точки»
- Заключительная часть
– Рефлексия.
2 Занятие.
- Организационный момент:
– построение;
– приветствие.
- Основная часть:
– Беседа «Здоровый образ жизни и его значение».
Повторение теоретических знаний, полученных на предыдущем занятии о лазертаг-оборудовании. Тагер и головная повязка. Их характеристика, основные элементы и их назначение, взаимодействие.
– Разминка: выполнение комплекса ОРУ, направленного на профилактику осанки.
– Инструктаж:
Правила безопасности на занятии, общие правила поведения на территории спортивного объекта, меры безопасного обращения с лазертаг-оборудованием.
Тагер и головная повязка. Перезарядка, возрождение.
Объяснение правил новой сценарной игры.
– практическая деятельность «Захват и удержание контрольной точки», «Линия фронта»
- Заключительная часть
– Рефлексия.
3 Занятие.
- Организационный момент:
– построение;
– приветствие.
- Основная часть:
– Беседа «Вредные привычки».
Повторение теоретических знаний, полученных на предыдущем занятии.
– Разминка: выполнение комплекса ОРУ, направленного на развитие координационных способностей.
– Инструктаж:
Правила безопасности на занятии, общие правила поведения на территории спортивного объекта, меры безопасного обращения с лазертаг-оборудованием.
Объяснение правил новой сценарной игры.
– практическая деятельность «Линия фронта», «Deathmatch».
- Заключительная часть
– Рефлексия.
4 Занятие.
- Организационный момент:
– построение;
– приветствие.
- Основная часть:
– Беседа «Здоровое питание».
Повторение теоретических знаний, полученных на предыдущем занятии.
– Разминка: выполнение комплекса ОРУ, направленного на развитие выносливости.
– Инструктаж:
Правила безопасности на занятии, общие правила поведения на территории спортивного объекта, меры безопасного обращения с лазертаг-оборудованием.
Объяснение правил новой сценарной игры.
– практическая деятельность «Deathmatch», «Захват флага».
- Заключительная часть
– Рефлексия.
5 Занятие.
- Организационный момент:
– построение;
– приветствие.
- Основная часть:
– Беседа «Правила личной гигиены».
Повторение теоретических знаний, полученных на предыдущем занятии.
– Разминка: выполнение комплекса ОРУ, направленного на развитие скоростно-силовых качеств.
– Инструктаж:
Правила безопасности на занятии, общие правила поведения на территории спортивного объекта, меры безопасного обращения с лазертаг-оборудованием.
Объяснение правил сценарной игры.
– практическая деятельность «Захват и удержание контрольной точки», «Deathmatch».
- Заключительная часть
– Рефлексия.
6 Занятие (итоговое).
- Организационный момент:
– построение;
– приветствие.
- Основная часть:
– Заключительная беседа «Мой образ жизни».
– Разминка: выполнение комплекса ОРУ.
– Инструктаж:
Правила безопасности на занятии, общие правила поведения на территории спортивного объекта, меры безопасного обращения с лазертаг-оборудованием.
Объяснение правил сценарной игры.
– практическая деятельность — сценарные игры по выбору воспитанников.
- Заключительная часть
– Рефлексия.
– Подведение итогов занятий.
Основным результатом проведенных занятий является не только привлечение детей к регулярным занятиям спортом, но и мотивирование их на ведение здорового образа жизни.
Как следует из данных, опубликованных Росстатом за 2019 год, всего лишь 12 % россиян ведут здоровый образ жизни. Безусловно, что в масштабах страны эта цифра катастрофична. В 2020 году пандемия коронавируса лишь усугубила ситуацию. Секции и кружки, которые воспитанники социальных учреждений посещали ранее, были вынуждены перейти на дистанционный режим работы, а некоторые и вовсе прекратили свою работу. Это привело к тому, что многие дети не вернулись в секции, т. к. потеряли интерес не только к систематическим занятиям физкультурой, но и к выбранному виду спорта.
Таким образом, поиск новых форм организации активного досуга с целью сохранения и укрепления здоровья детей и вовлечение их в регулярные занятия физической культурой становится особенно актуальным, и лазертаг является одной из наиболее эффективных и современных форм.