Контрольно-счетные органы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №13 (355) март 2021 г.

Дата публикации: 27.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Сафонова, Т. В. Контрольно-счетные органы / Т. В. Сафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 13 (355). — С. 189-191. — URL: https://moluch.ru/archive/355/79180/ (дата обращения: 22.04.2021).



В настоящее время деятельность контрольно-счетных органов имеет большое значение для государственного управления. Потребность в обеспечении эффективной деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований обусловлена тем, что с их помощью законодательные (представительные) органы обеспечивают эффективное функционирование системы внешнего государственного финансового контроля в РФ.

На сегодняшний день вопрос об определении понятия контрольно-счетного органа остается открытым в научной среде. Так, С. В. Степашин определяет их как государственные органы, входящие в систему государственного финансового контроля и осуществляющие внешний контроль деятельности исполнительной власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом, руководствуясь только общегосударственными интересами и действуя от имени общества [1, 351].

И. Б. Лагутин под контрольно-счетным органом субъекта РФ понимает постоянно действующий в организационно-обособленной форме орган, подотчетный законодательному органу субъекта РФ, имеющий свою структуру, штат сотрудников, обладающий особыми полномочиями по проверке правильности движения бюджетных средств и пользованию публичным имуществом.

В свою очередь, Д. А. Королев предлагает следующее определение: «Контрольно-счетные органы — это постоянно действующие органы публичного финансового контроля, имеющие ярко выраженный представительный характер (за счет формирования либо представительным органом, либо путем выборов).

Анализируя данные определения, важно обратить внимание на то, что определение, предлагаемое С. В. Степашиным, отображает конституционный принцип народовластия. А подчеркнутый Д. А. Королевым представительный характер контрольно-счетных органов на сегодняшний день уже не является ярко выраженным (ввиду исключения возможности формирования контрольно-счетного органа на муниципальных выборах).

На наш взгляд, более правильным представляется следующее определение контрольно-счетного органа: это образованный представительным органом субъекта согласно уставу субъекта орган местного самоуправления, включенный в структуру органов местного самоуправления, постоянно действующий орган внешнего государственного финансового контроля.

Контрольно-счетный орган может именоваться по-разному. В Красноярском крае им является Счетная палата. В своей деятельности Счетная палата руководствуется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, Уставом края, Уставным законом, законами и иными нормативными правовыми актами края.

Структура Счетной палаты Красноярского края

Рис. 1. Структура Счетной палаты Красноярского края

На федеральном уровне деятельность контрольно-счетных органов регулируется ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [1]. Целью данного закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно и наделяются правом юридического лица.

Организационная независимость означает самостоятельное формирование контрольно-счетным органом своей структуры, установление штатного расписания. Для полноценного обеспечения данного принципа, согласно ст. 8 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», контрольно-счетный орган субъекта РФ обладает правами юридического лица.

Функциональная независимость органа внешнего муниципального финансового контроля заключается в том, что он самостоятельно разрешает внутренние проблемы своей работы, распределяет обязанности между аудиторами, устанавливает порядок подготовки и осуществления контрольных мероприятий.

Самостоятельность контрольно-счетного органа выражена в том, что он самостоятельно проводит контрольные мероприятия, составляет и утверждает годовые и текущие планы их проведения, устанавливает сроки, порядок, способы осуществления намеченных фактических и документарных проверок.

Значение контрольно-счетных органов состоит в том, что от эффективности их деятельности зависит стабильность развития государства.

Однако, в настоящее время существует ряд проблем, связанных с функционированием контрольно-счетных органов субъекта. Одной из них является существенное различие в количестве сотрудников, работающих в контрольно-счетных органах субъектов РФ [2, c. 97].

В этой связи следует отметить, что по нашему мнению, законодатель необоснованно исключил положение о том, что штатная численность контрольно-счетного органа субъекта устанавливается нормативным правовым актом законодательного (представительного) органа субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, не только согласно закону региона, нормативно-правовому акту представительного органа муниципального образования, но и с учетом численности населения, постоянно проживающего на территории региона, муниципального образования, доли субъекта в консолидированном бюджете РФ и количестве муниципальных образований, входящих в состав субъекта.

Следует заметить, что по данным 2020 года, многие контрольно-счетные органы субъектов обладают достаточно низкой штатной численностью. Так, исследования показывают, что примерно у четверти контрольно-счетных органов субъектов штатная численность составляет до 20 человек, чего недостаточно для эффективного выполнения полномочий по аудиту региона [4]. При этом минимальная штатная численность законодательством не предусмотрена.

В данном случае представляется полезной разработка рекомендаций по численному составу контрольно-счетного органа субъекта с целью обеспечить возможность исполнения в полном объеме полномочий, возложенных на него федеральным и региональным законодательством. Данная обязанность может быть возложена на Счетную палату РФ.

Обращает на себя внимание и то, что в большинстве субъектов РФ председателями контрольно-счетных органов будут назначаться кандидатуры из числа руководителей высших исполнительных органов государственной власти регионов, глав муниципальных образований [3], что, на наш взгляд, не отвечает конституционному принципу разделения властей.

Кроме того, следует отметить, что большая часть контрольно-счетных органов субъектов не заинтересована в работе с жителями. Это заключается в несвоевременной публикации отчетов о контрольных мероприятиях, отсутствии обновлений актуальной информации на сайтах, и в целом — в плохо адаптированных для пользователей интерфейсе сайтов [4].

На наш взгляд, данная проблема также нуждается в решении. Следует на законодательном уровне обязать контрольно-счетные органы субъектов своевременно и открыто предоставлять гражданам актуальную информацию и отчеты о своей деятельности, что существенно повысит уровень доверия граждан к контрольно-счетным органам субъектов.

В заключение необходимо сказать о том, что несмотря на все недостатки, ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» является надежным фундаментом для создания системы независимых контрольно-счетных органов в РФ и при должной оптимизации способен значительно укрепить роль контрольно-счетных органов во многих субъектах РФ.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» от 07.02.2011 N 6-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110266/ (дата обращения 06.02.2021).
  2. Гаджиев, Н. Г. Основные аспекты организации деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации на региональном уровне / Н. Г. Гаджиев, С. А. Коноваленко // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. — 2019. — № 4. — С. 95–103.
  3. Евсеев, В. И. О некоторых проблемах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации / В. И. Евсеев, В. Н. Галузо // Аграрное и земельное право. — 2015. — URL: http://naukarus.com/o-nekotoryh-problemah-organizatsii-i-deyatelnosti-kontrolno-schetnyh-organov-v-subektah-rossiyskoy-federatsii (дата обращения 04.02.2021).
  4. Контрольно-счетные органы субъектов РФ. — URL: https://audit.help/kontrolno-schetnye-organy-subektov-rf-2020/ (дата обращения 04.02.2021).
  5. Королев, Д. А. Контрольные органы муниципальных образований в Российской Федерации: место в системе и правовой статус: автореферат дисс.канд.юрид.наук / Д. А. Королев. — Москва, 2008. — 27 с.
  6. Лагутин, И. Б. Новеллы регионального финансового контроля в России: научно-практический комментарий / И. Б. Лагутин // Вестник ВГУ. Серия: Право. — 2015. — № 2. — С. 350–359.
  7. Степашин, С. В. Государственный финансовый контроль. Учебник для вузов / С. В. Степашин. — Санкт-Петербург, 2015. — 557 с.
Основные термины (генерируются автоматически): контрольно-счетный орган субъектов, контрольно-счетный орган, орган, общий принцип организации, Российская Федерация, контрольно-счетный орган субъекта, муниципальное образование, представительный орган, Счетная палата, штатная численность.


Задать вопрос