Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с органами государственной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 23.05.2021

Статья просмотрена: 983 раза

Библиографическое описание:

Дирун, Т. М. Взаимодействие Счетной палаты Российской Федерации с органами государственной власти / Т. М. Дирун. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 191-194. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81400/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье рассматривается положение Счетной палаты Российской Федерации в системе государственного управления в Российской Федерации

Ключевые слова: Счетная палата, Российская Федерация, взаимодействие, внешний государственный аудит, стратегический партнер, государственная власть

Согласно одному из тезисов современного управления, умение управленцев работать с человеком является главным фактором повышения эффективности работы любой организации, как коммерческой, так и государственной или общественной.

Счетная палата в рамках своих компетенций взаимодействует с парламентом, исполнительной властью, правоохранительными органами, общественными организациями и гражданами, а также с международными организациями. В этом взаимодействии, в соответствии со своей стратегией развития на 2018–2024 годы, ведомство стремится выступать в качестве стратегического партнера, который помогает формировать перспективную картину социально-экономического состояния страны и комплексное понимание рисков недостижения целей развития [5]. В этой связи со всеми органами государственной власти, находящимися в поле взаимного сотрудничества со Счетной палатой РФ, заключены соглашения, или существуют специальные положения, регулирующие их взаимодействие.

Взаимодействие с палатами Федерального Собрания. Счетная палата как высший орган внешнего государственного аудита взаимодействует с комитетами и комиссиями Государственной Думы и Совета Федерации, с фракциями Государственной Думы. Взаимодействие с палатами Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется по следующим традиционным направлениям:

1) подготовка информации по запросам членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;

2) подготовка заключений Счетной палаты на внесенные в Государственную Думу проекты федеральных законов;

3) представление результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также заключений на проекты государственных и федеральных целевых программ;

4) представление на пленарных заседаниях и заседаниях комитетов Государственной Думы и Совета Федерации позиции Счетной палаты по законопроектам и федеральным законам с выступлениями Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов.

Важным направлением взаимодействия с палатами Федерального Собрания является участие руководства и аудиторов Счетной палаты в «правительственных часах», на которых члены Правительства Российской Федерации представляют парламентариям информацию по наиболее актуальным вопросам, а представители контрольного органа информируют о результатах проведенных проверок и дают рекомендации по совершенствованию законодательства и устранению выявленных недостатков.

Взаимодействие с межведомственными структурами, созданными при Контрольном управлении Президента Российской Федерации. Особое внимание уделено взаимодействию с межведомственными структурами, созданными при Контрольном управлении Президента Российской Федерации. В апреле 2014 года был подписан Протокол о взаимодействии с Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан. В сентябре 2014 года подписано Соглашение о сотрудничестве с Управлением Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции [7]. В рамках данного взаимодействия Счетная палата на постоянной основе участвует в работе трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, межведомственной рабочей группы при Контрольном управлении Президента Российской Федерации, рабочей группы по безопасности, межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере. Подобный формат межведомственных отношений позволил:

— поднять на качественно новый уровень координацию деятельности Счетной палаты и федеральных органов исполнительной власти при планировании, организации и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, информационном обеспечении контрольных полномочий и их результатов;

— создать необходимые условия для обеспечения единых методических подходов к осуществлению контрольных мероприятий;

— привлекать специалистов в целях проведения экспертиз и консультаций.

— более эффективно использовать результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий при решении поставленных государством задач социально-экономического развития Российской Федерации.

Взаимодействие с Правительством Российской Федерации. С целью дальнейшего изучения вопроса о роли федеральных органов власти в области финансового контроля, стоит также обратить внимание на взаимодействие Счетной палаты с Правительством РФ. В соответствии с законом [2], высший исполнительный орган осуществляет реализацию на всей территории страны единой денежно-кассовой политики, а также предоставляет парламенту доклад о реализации бюджета. С учетом этого Основной закон [1] предусмотрел иной путь, а именно возможность учреждения конституционного органа — Счетную палату РФ. Важное замечание заключается в том, что контроль, осуществляемый данным органом, «носит исключительно непосредственный характер». Также стоит отметить, что Счетная палата проводит систематический ежегодный аудит деятельности Правительства РФ, анализирует государственные программы в рамках заключения на отчет Правительства об исполнении федерального бюджета и ежегодно отмечает системные проблемы формирования и реализации госпрограмм.

Правительство Российской Федерации очень конструктивно настроено на диалог по всем вопросам, которые поднимает Счетная палата по итогам проверок. Таким образом, успешно реализуется предложенный в Стратегии развития принцип, согласно которому Счетная палата как высший орган аудита является не только контролером, но и стратегическим партнером для проверяемых объектов [5].

Взаимодействие с правоохранительными органами и органами государственной безопасности. Нельзя не отметить взаимодействие Счетной палаты с правоохранительными органами и органами государственной безопасности, основной направленностью которого являлось пресечение и предупреждение правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также обеспечение исполнения требований законодательства в процессе использования федеральной собственности.

Практика непосредственного взаимодействия инспекторов Счетной палаты и следователей при проведении контрольного мероприятия, а также на стадии рассмотрения его результатов органом предварительного следствия изучается с целью возможного развития ее форм и стандартизации. Например, с Генеральной прокуратурой РФ была сформирована ведомственная нормативная база по организации взаимодействия. Кроме того, дополнительно было принято решение образования общей коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Счетной палаты «О состоянии взаимодействия органов прокуратуры и Счетной палаты Российской Федерации» и издан соответствующий совместный приказ.

Получается, что во взаимодействии Счетной палаты и правоохранительных органов заложен большой потенциал. Во-первых, оно позволяет соединить основные звенья борьбы с правонарушениями в финансовой сфере — от профилактики и выявления фактов незаконного использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов до пресечения их и наказания виновных; во-вторых, организовывать и проводить совместные проверки объектов, представляющих взаимный интерес, что несет в себе синергетический эффект, который положительно влияет на результативность инспектирования, обеспечивает оперативный межведомственный обмен представляющей взаимный интерес информацией, обмен положительным опытом по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в финансовой сфере.

Взаимодействие с контрольно-счетными органами. Также нельзя не отметить тот факт, что Счетная палата Российской Федерации всегда имела законодательно закрепленное право взаимодействовать с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Это абсолютно понятно, логично и необходимо, учитывая огромное количество и диверсифицированный характер государственных средств, перемещающихся между звеньями бюджетной системы [6].

Одной из функций Счетной палаты прямо определено взаимодействие с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в рамках выполнения своих задач, в том числе по вопросам внешнего государственного аудита (контроля), заключение с ними соглашений о сотрудничестве [3]. Положительным фактором является то, что Счетная палата имеет право оказывать контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, содействовать им в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников.

2020 год определил новое видение взаимодействия Счетной палаты и контрольно-счетных органов (КСО). Председателем Счетной палаты была утверждена Концепция взаимодействия Счетной палаты и контрольно-счетных органов. Цель инициативы — дать дополнительный импульс развитию партнерства, укрепить функциональные связи и совместно выработать новые пути совершенствования внешнего государственного аудита в Российской Федерации.

В рамках формирования единой цифровой среды после масштабной модернизации был перезапущен Портал КСО. Проведена работа по расширению его функциональности, что позволило повысить качество и оперативность обмена информацией и документами, сформировать базу данных, проводить их аналитическую обработку и визуализацию. Создана возможность для использования Портала КСО как платформы для организации обучения сотрудников контрольно-счетных органов.

По итогам всех состоявшихся мероприятий были определены приоритеты Счетной палаты в сотрудничестве с контрольно-счетными органами:

— совершенствование законодательства;

— повышение качества совместных документов Счетной палаты и контрольно-счетных органов по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

— развитие профессиональных компетенций сотрудников контрольно-счетных органов;

— формирование единой цифровой среды Счетной палаты и контрольно-счетных органов.

Анализируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что взаимодействие высшего органа внешнего государственного аудита с органами государственной власти осуществляется в ходе мероприятий Счетной палаты и после их завершения, где Счетная палата как стратегический партнер стремится отметить как лучшие, так и недостаточно эффективные практики государственного управления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020, № 31, ст. 4398.
  2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020, № 45, Ст.7061
  3. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013, № 14, Ст.1649
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, № 7, ст. 903.
  5. Стратегия развития Счетной палаты на 2018–2024 годы// «Российская газета» — Федеральный выпуск № 170
  6. Шохин, С. Ю. Счетные палаты — нужна ли властная вертикаль// Ж-л «Юридический мир», 2018, № 2. — С. 19–22
  7. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.ach.gov.ru (дата обращения 13.05.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): Счетная палата, Российская Федерация, взаимодействие, орган, внешний государственный аудит, Государственная Дума, стратегический партнер, государственная власть, Контрольное управление Президента, Федеральное Собрание.


Похожие статьи

Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового...

Такие нарушения совершаются органами государственно власти и их должностными лицами и затрагивают права граждан как налогоплательщиков в бюджеты всех уровней. Следовательно, в случае выявления фактов таких нарушений материалы проверок Счетной палаты РФ должны быть опубликованы в полном объеме при минимальном учете фактора секретности и необходимости защиты государственной тайны.

Согласно действующему законодательству, Счетная палата представляет собой постоянно действующий орган финансового контроля, который, ко всему прочему, обеспечивает содействие законодателю в исполнении федерального бюджета. Основные полномочия Счетной палаты Российской Федерации отражены в Конституции Российской Федерации.

Современные проблемы государственного аудита в Российской...

Счетная палата Российской Федерации занимает особое место в системе государственного аудита, данный орган относится к постоянно действующему высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости которого достигается подотчетностью перед Федеральным Собранием Российской Федерации. В то же время определение «внешний государственный аудит (контроль)» сопрягается с «общественным контролем за расходами национальных ресурсов», что гораздо шире в применении инструментов аудита к долгосрочным стратегическим программам и результатам социальных-экономического развитие государства. Именно Счетная палата РФ и Контрольно-счетные палаты регионов являются теми органами, на которые возложено решение задач стратегического аудита. Это можно объяснить тем, что в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый контроль.

Механизм осуществления государственного финансового контроля рассмотрим на примере деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015 гг. Счетная палата РФ является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, осуществляющий от имени общества контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

Основные тенденции усиления контрольной деятельности КСО...

Ключевые слова: Счетная палата РФ, противодействие коррупции, принципы аудита ИССАИ, государственный аудит, информатизация антикоррупционной деятельности. Счетная палата в определённом смысле уникальный орган в системе власти России. Он административно не зависит от Президента и органов исполнительной власти, так как финансируется непосредственно из федерального бюджета.

Учитывая положительный опыт взаимодействия Счётной Палаты Российской Федерации со многими профильными международными организациями высших контрольных органов государственного аудита, а также наличия положительных результатов, связанных с применением профессиональных рекомендаций, в частности ИССАИ, считаем возможным применять принципы государственного аудита ИССАИ в текущей и перспективной работе Счётной Палаты РФ (см...

Общие принципы парламентского контроля в Российской...

- осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным действующим законодательством; - осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; - заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению; - направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций

Правовое положение органов, осуществляющих финансовую...

Такими органами являются Президент Российской Федерации, федеральное собрание, правительство РФ, высшее представительство исполнительных органов субъектов РФ и представители исполнительных органов местного самоуправления.

Президент обращается с ежегодными посланиями о положениях в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики федеральному собранию. Участие представительных и законодательных органов, в том числе и федерального собрания, в первую очередь, заключается в его нормотворческой деятельности.

Следует отметить, что государственной думой назначается в своей должности председатель счетной палаты, председатель ЦБ, а также назначается на должность 6 из 12 аудиторов счетной палаты, остальные — советом федерации.

Контрольно-счетные органы | Статья в журнале «Молодой...»

На федеральном уровне деятельность контрольно-счетных органов регулируется ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [1]. Целью данного закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно и наделяются правом юридического лица. Организационная независимость означает самостоятельное формирование контрольно-счетным органом своей структуры, установление штатного расписания.

Программа повышения эффективности управления...

Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля в их нынешнем виде были определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации с июля 2013 года[8], однако на момент принятия этих поправок деятельность ключевого органа финансового контроля – Счетной палаты – регулировалась законом, принятым еще в 1995 году, не отражавшим в полной мере новые полномочия этого учреждения как органа внешнего государственного финансового контроля. Таким образом, Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» был окончательно определен ее статус как постоянно действующего высшего органа внешнего государственного контроля (аудита). В марте 2014 года при Счетной палате, не располагающей, к слову, филиальной сетью, что сильно затрудняло ее работу в регионах, был создан Совет контрольно-счетных органов...

Тенденции развития внешнего государственного финансового...

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти, наделенные соответствующими контрольными полномочиями и обладающие необходимой организационной и функциональной независимостью. К числу факторов повышения результативности возможно отнести решение существующих проблем в сфере стандартизации контроля, усиление действенности финансовых санкций, внедрение и активное использование информационных технологий, а также отдельных типов ГФК, таких как аудит эффективности и стратегический аудит.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

Похожие статьи

Финансовый контроль: Счетная палата как субъект финансового...

Такие нарушения совершаются органами государственно власти и их должностными лицами и затрагивают права граждан как налогоплательщиков в бюджеты всех уровней. Следовательно, в случае выявления фактов таких нарушений материалы проверок Счетной палаты РФ должны быть опубликованы в полном объеме при минимальном учете фактора секретности и необходимости защиты государственной тайны.

Согласно действующему законодательству, Счетная палата представляет собой постоянно действующий орган финансового контроля, который, ко всему прочему, обеспечивает содействие законодателю в исполнении федерального бюджета. Основные полномочия Счетной палаты Российской Федерации отражены в Конституции Российской Федерации.

Современные проблемы государственного аудита в Российской...

Счетная палата Российской Федерации занимает особое место в системе государственного аудита, данный орган относится к постоянно действующему высшему органу внешнего государственного аудита (контроля), статус независимости которого достигается подотчетностью перед Федеральным Собранием Российской Федерации. В то же время определение «внешний государственный аудит (контроль)» сопрягается с «общественным контролем за расходами национальных ресурсов», что гораздо шире в применении инструментов аудита к долгосрочным стратегическим программам и результатам социальных-экономического развитие государства. Именно Счетная палата РФ и Контрольно-счетные палаты регионов являются теми органами, на которые возложено решение задач стратегического аудита. Это можно объяснить тем, что в рамках стратегического аудита можно обеспечивать надежную...

Государственный финансовый контроль в России: проблемы...

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовый контроль, финансовая политика, бюджет, Счетная палата РФ. В настоящее время одним из важных аспектов осуществления финансовой и правовой политики является государственный финансовый контроль.

Механизм осуществления государственного финансового контроля рассмотрим на примере деятельности Счетной палаты РФ за 2014–2015 гг. Счетная палата РФ является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, осуществляющий от имени общества контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

Основные тенденции усиления контрольной деятельности КСО...

Ключевые слова: Счетная палата РФ, противодействие коррупции, принципы аудита ИССАИ, государственный аудит, информатизация антикоррупционной деятельности. Счетная палата в определённом смысле уникальный орган в системе власти России. Он административно не зависит от Президента и органов исполнительной власти, так как финансируется непосредственно из федерального бюджета.

Учитывая положительный опыт взаимодействия Счётной Палаты Российской Федерации со многими профильными международными организациями высших контрольных органов государственного аудита, а также наличия положительных результатов, связанных с применением профессиональных рекомендаций, в частности ИССАИ, считаем возможным применять принципы государственного аудита ИССАИ в текущей и перспективной работе Счётной Палаты РФ (см...

Общие принципы парламентского контроля в Российской...

- осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным действующим законодательством; - осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; - заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению; - направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций

Правовое положение органов, осуществляющих финансовую...

Такими органами являются Президент Российской Федерации, федеральное собрание, правительство РФ, высшее представительство исполнительных органов субъектов РФ и представители исполнительных органов местного самоуправления.

Президент обращается с ежегодными посланиями о положениях в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики федеральному собранию. Участие представительных и законодательных органов, в том числе и федерального собрания, в первую очередь, заключается в его нормотворческой деятельности.

Следует отметить, что государственной думой назначается в своей должности председатель счетной палаты, председатель ЦБ, а также назначается на должность 6 из 12 аудиторов счетной палаты, остальные — советом федерации.

Контрольно-счетные органы | Статья в журнале «Молодой...»

На федеральном уровне деятельность контрольно-счетных органов регулируется ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» [1]. Целью данного закона является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации обладают организационной и функциональной независимостью, осуществляют свою деятельность самостоятельно и наделяются правом юридического лица. Организационная независимость означает самостоятельное формирование контрольно-счетным органом своей структуры, установление штатного расписания.

Программа повышения эффективности управления...

Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля в их нынешнем виде были определены в Бюджетном кодексе Российской Федерации с июля 2013 года[8], однако на момент принятия этих поправок деятельность ключевого органа финансового контроля – Счетной палаты – регулировалась законом, принятым еще в 1995 году, не отражавшим в полной мере новые полномочия этого учреждения как органа внешнего государственного финансового контроля. Таким образом, Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» был окончательно определен ее статус как постоянно действующего высшего органа внешнего государственного контроля (аудита). В марте 2014 года при Счетной палате, не располагающей, к слову, филиальной сетью, что сильно затрудняло ее работу в регионах, был создан Совет контрольно-счетных органов...

Тенденции развития внешнего государственного финансового...

Таким образом, внешний государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют органы ГФК в системе законодательной (представительной) власти, наделенные соответствующими контрольными полномочиями и обладающие необходимой организационной и функциональной независимостью. К числу факторов повышения результативности возможно отнести решение существующих проблем в сфере стандартизации контроля, усиление действенности финансовых санкций, внедрение и активное использование информационных технологий, а также отдельных типов ГФК, таких как аудит эффективности и стратегический аудит.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный орган финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок деятельности которого определены отдельным законом.

Задать вопрос