Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 августа, печатный экземпляр отправим 24 августа.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 20.03.2021

Статья просмотрена: 1723 раза

Библиографическое описание:

Антонова, Е. В. Влияние социокультурной среды на развитие личности ребенка / Е. В. Антонова, Е. А. Литвинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 231-233. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79366/ (дата обращения: 07.08.2022).



В статье авторы рассматривают вопросы влияния социокультурной среды на развитие личности ребенка, ее воспитательный потенциал.

Ключевые слова: социокультурная среда, развитие, воспитание.

Социальные процессы, происходящие в российском обществе XXI века, не могут не повлиять на развитие личности ребенка. Развитие личности — сложный процесс, включающий в себя этапы эволюционного развития (появление нового по сравнению с предыдущим этапом — новообразования возрастных периодов), инволюционные изменения (утрата ранее сформированных психических свойств и качеств, имевших место ранее), особенности гетерохромного развития (проявление психических качеств в различное время: одни функции опережают в развитии другие функции), особенности биологического развития (наследственные и врожденные факторы), социального развития (под влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности и других факторов), а также специального развития (развитие психических функций, процессов, свойств личности в рамках профессиональной подготовки) [1].

Мы можем отметить, что социальные процессы оказывают существенное влияние на развитие личности ребенка, а также на уровень его социальной адаптации. Это связано с тем, что человек является важнейшей составляющей социокультурной среды: под влиянием деятельности человека изменяются окружающая среда, создается социокультурная среда, соответствующая определенному периоду в развитии общества, отдельного человека. Социокультурная среда как совокупность макро- и микро- условий, по мнению Б. П. Черника, выступает как конкретное непосредственно данное каждому ребенку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества [4, с.18].

Современное социальное пространство в условиях развития информационного общества — общества XXI века, это пространство, в котором под воздействием процессов информатизации и компьютеризации происходит постоянное изменение социокультурной среды, изменение условий социализации людей, в том числе и детей. Особенностью развития системы российского образования последних лет, связанной с совершенствованием современных технологий, информатизацией, компьютеризацией и развитием цифрового общества, является то, что социализация личности ребенка происходит в условиях постоянных социальных изменений. Например, появление и технологизация современных гаджетов как устройств, предназначенных для облегчения и совершенствования жизни людей в различных сферах общества (медицины, образования, авиации и т. д.) становится неотъемлемым атрибутом социализации ребенка, его развития, воспитания и личностного становления. Социокультурные изменения, происходящие в современном социальном пространстве под воздействием процессов информатизации, порождают исследования, связанные со становлением личности человека с целью формирования новых культурных потребностей и интересов, активизации его адаптационных механизмов, расширения поиска адекватных коммуникативных практик.

Проблемы развития социокультурной среды изучаются представителями различных наук: социологами, философами, этнологами, педагогами, психологами и др. Множественность определения «социокультурная среда» объясняется именно этим. Мы будем придерживаться понимания того, что социокультурная среда — это совокупность общепринятых норм, ценностей, правил, законов, технологий и научной информации, которая имеется у социума и человека как части социума для активного взаимодействия с жизненной средой.

Современная образовательная среда как субсистема, важная составляющая социокультурной среды, должна способствовать развитию ребенка, воспитанию у него личностных качеств, формированию определенных черт личности. Но всегда ли изменения, происходящие в обществе, связанные с изменением технологий и технологических процессов, в том числе в системе образования, несут в себе воспитательный потенциал, способствуют эффективному развитию ребенка?

Проведенные в сентябре 2020 года Фондом общественного мнения социологические исследования на тему изучения опыта дистанционного обучения школьников, приобретенного в период пандемии — как одного из вызовов современной социокультурной среды российского общества, — наглядно демонстрируют общественный взгляд на проблему готовности отечественной системы образования к подобным изменениям в обществе [3].

Респондентам, в чьих семьях есть дети школьного возраста, были заданы вопросы, связанные с их отношением к процессу дистанционного обучения школьников в период пандемии. Так, на вопрос «На ваш взгляд, в целом учителя справились с преподаванием в дистанционном формате скорее успешно или скорее неуспешно?» 43 % ответили, что скорее успешно, 36 % — скорее неуспешно, 21 % затруднялись ответить или давали другой ответ.

Следующий вопрос «Как вы считаете, по каким причинам учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате?», задавался тем респондентам, кто участвовал ранее в опросе, и кто считал, что учителя не справились с преподаванием в дистанционном формате (36 % из числа опрошенных ранее). Из данного числа респондентов 7 % считает, что плохо, недостаточно объяснялся материал, у школьников возникла необходимость обучаться самостоятельно, 6 % ответили, что к новому формату обучения учителя не были готовы, 4 % отметили отсутствие непосредственного общения с обучающимися, 4 % высказались о неотработанной системе преподавания, по 3 % респондентов обратили внимание на затрудненное восприятие материала детьми и их, как следствие, невысокие результаты обучения, проблемы с интернетом, отрицательное отношение к дистанционному обучению, низкую обеспеченностью школьников компьютерами, ослабление самоконтроля детей и их мотивации к учебе в домашних условиях, недостаточное владение компьютерами детьми и учителями, 2 % отметили недостаточный контроль со стороны учителей, по 1 % респондентов отметили увеличение нагрузки на родителей в период дистанционного обучения, неготовность к такому формату обучения всех субъектов образовательного процесса (детей, родителей и учителей), трудности при осуществлении образовательного процесса в дистанционном режиме и др.

Проведенные исследования наглядно демонстрируют, что, по мнению большинства опрошенных, в современных социокультурных условиях, связанных с использованием дистанционных образовательных технологий в системе общеобразовательной школы существуют проблемы во взаимодействии с детьми: отсутствует непосредственное общение педагогов с детьми, затруднено восприятие учебного материала детьми, в домашних условиях у детей ослабевает самоконтроль, мотивация к учебе, отсутствует действенный контроль со стороны родителей и учителей.

Таким образом, можно заметить, что варианты ответов респондентов сводятся к тому, что ни дети, ни сами учителя не готовы к продолжительному по времени взаимодействию посредством использования только дистанционных образовательных технологий, взаимодействия детей и учителей посредством только в виртуальной информационной среды.

Обращаясь к трудам отечественного педагога И. Ф. Харламова, следует отметить, что воспитание — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями [3, с. 275].

Наши наблюдения позволяют нам сделать вывод, что в условиях пандемии посредством виртуального общения педагога и воспитанников организовать активную деятельность детей по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями и отношениями, становится крайне проблематично в связи с тем, что, как мы отмечали ранее, в домашних условиях у детей ослабевает интерес к учению, ослабевают регулятивные функции (самоконтроль, саморегулирование), мотивация как средство познания нового и т. д.

Таким образом, становится очевидным вопрос об использовании в новых социокультурных условиях таких методов и форм воспитательного воздействия на обучающихся, которые бы способствовали повышению степени взаимодействия участников воспитательного процесса, достижению наивысшей степени взаимодействия — сотрудничества, устанавливали бы такой порядок конкретных действий, процедур, которые бы были направлены на решение воспитательных, развивающих и образовательных задач.

Например, использование учителями в системе преподавания начальной школы в условиях дистанционного обучения образовательных платформ, созданных на базе научного, системного, деятельностного подходов, элементов игрофикации, исследовательских, творческих методов обучения, существенным образом будет способствовать проявлению интереса детей к тому, что они изучают, повышению их мотивации к учебной деятельности, и как следствие — пробуждению ослабленных регулятивных функций.

Исследуя проблему влияния социокультурной среды на воспитание личности ребенка, мы можем сделать вывод, что социокультурная среда с ее общепринятыми нормами, правилами, технологиями и др. непременно несет в себе воспитательный потенциал, способствует включению ребенка в различные социальные процессы и его взаимодействию с социальной средой. Вовлечение детей в современную социокультурную среду как активных членов существующего социального пространства, требует от учителей и родителей новых подходов к построению образовательного пространства, использования новых форм и методов работы с детьми.

Литература:

  1. Антонова Е. В. Особенности воспитания и социализации молодежи в современной профессиональной школе /Е. В. Антонова, Ю. В. Брыкин, И. З. Сковородкина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015.– № 21 (101). — С.761–764. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22893/ (дата обращения: 10.03.2021).
  2. Педагогика: учебник для студ.учреждений сред. проф. Образования / И. З. Сковородкина, С. А. Герасимов. — М.:Издательский центр «Академия», 2018. — 640 с.
  3. Престиж профессии учителя. — Текст: электронный // ФОМ: [сайт]. — URL: Престиж профессии учителя / ФОМ (fom.ru) (дата обращения: 10.03.2021).
  4. Черник, Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках / Б. П. Черник. — Новосибирск, 2001. — 132 c.
Основные термины (генерируются автоматически): социокультурная среда, воспитательный потенциал, дистанционный формат, развитие личности ребенка, ребенок, воздействие процессов, дистанционное обучение школьников, духовный опыт, современная социокультурная среда, современное социальное пространство.


Похожие статьи

Создание единого социокультурного образовательного...

Социокультурная среда, в которой осуществляется процесс образования, создает все необходимые условия для процесса понимания любого изучаемого явления. Очевидно, что успешность всякой человеческой деятельности и коммуникации предполагает в качестве...

Современная образовательная среда, как фактор...

социально-воспитательных институтов других отраслей социальной сферы

Школа как пространство социального развития ребенка наиболее полно исследована

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности...

Влияние цифровизации на развитие личности современных...

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие.

Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей.

Cоциокультурное развитие детей: категорийно-понятийный...

Соколова, Т. Б. Cоциокультурное развитие детей: категорийно-понятийный подход / Т. Б. Соколова.

По мнению многих исследователей, на современном этапе происходит поиск нового типа взаимоотношений между людьми, нового статуса человека в окружающем его мире.

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях...

Развитие у детей личностных качеств, необходимых для успешной жизни в современном

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития...

Социализация личности учащихся основной школы в условиях...

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если.

В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с

– ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении

Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с...

Цифровая социализация детей в условиях современного ДОО

В статье представлены результаты исследования современных аспектов социализации дошкольника в сложившихся социокультурных условиях развития информационно-цифрового общества, что определяет актуальность его цели  поиск оптимальных решений «цифровой...

Построение образовательной среды современной школы

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных...

Похожие статьи

Создание единого социокультурного образовательного...

Социокультурная среда, в которой осуществляется процесс образования, создает все необходимые условия для процесса понимания любого изучаемого явления. Очевидно, что успешность всякой человеческой деятельности и коммуникации предполагает в качестве...

Современная образовательная среда, как фактор...

социально-воспитательных институтов других отраслей социальной сферы

Школа как пространство социального развития ребенка наиболее полно исследована

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности...

Влияние цифровизации на развитие личности современных...

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на эмоционально-личностное и психическое развитие.

Дети с самого рождения погружаются в цифровое пространство. Параллельно со всеобщей цифровизацией идёт развитие детей.

Cоциокультурное развитие детей: категорийно-понятийный...

Соколова, Т. Б. Cоциокультурное развитие детей: категорийно-понятийный подход / Т. Б. Соколова.

По мнению многих исследователей, на современном этапе происходит поиск нового типа взаимоотношений между людьми, нового статуса человека в окружающем его мире.

Опыт создания развивающей образовательной среды в условиях...

Развитие у детей личностных качеств, необходимых для успешной жизни в современном

образовательная среда, родитель, школа, среда обитания, учебно-воспитательный

Педагогические условия создания культурно-образовательной среды в процессе развития...

Социализация личности учащихся основной школы в условиях...

Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если.

В самом широком контексте образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с...

Воспитательная работа на дистанционном обучении

Дистанционное обучение — уже не новая для большинства педагогов форма работы с

– ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении

Также дистанционный формат актуален для профориентационной работы: можно связаться с...

Цифровая социализация детей в условиях современного ДОО

В статье представлены результаты исследования современных аспектов социализации дошкольника в сложившихся социокультурных условиях развития информационно-цифрового общества, что определяет актуальность его цели  поиск оптимальных решений «цифровой...

Построение образовательной среды современной школы

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка. Создание условий для развития нравственных...

Задать вопрос