Финансовый контроль в системе мер противодействия коррупции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 17.03.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Табалов, А. В. Финансовый контроль в системе мер противодействия коррупции / А. В. Табалов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79310/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье рассматривается финансовый контроль в контексте мер по противодействию коррупции.

Ключевые слова: финансовый контроль, коррупция, противодействие коррупции.

Задача противодействия коррупции имеет важное общегосударственное значение как в деятельности органов публичной власти на всех её уровнях, так и в обществе в целом. И обусловлена эта задача негативными тенденциями, связанными с ростом коррупции в современной России: подрывом авторитета власти, ослаблением экономической безопасности страны, невозможностью обеспечить стабильный экономический рост, усилением социального неравенства среди граждан и др. Всё это требует своевременной и адекватной реакции со стороны государства.

Несмотря на частые политические декларации государственных чиновников о разработке и применении многочисленных и разнообразных мер по противодействию коррупции и показательные уголовные дела, коррупция в стране только набирает обороты. Так, например, глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в интервью «РИА Новости» завил, что ущерб от коррупции в России может измеряться триллионами рублей [3]. По словам чиновника, он пока не наблюдает снижения уровня коррупции в стране, что подтверждают исследования надзорного ведомства.

Укрепляет слова Кудрина и свежий рейтинг наименее коррумпированных стран, который ежегодно составляет международная авторитетная неправительственная организация Transparency International. В рейтинге 180 наименее коррумпированных государств мира в 2019 году Россия заняла 137 место [5]. Набрав 28 баллов из 100, наша страна поднялась на одно место вверх, разделив «успех» с Доминиканской Республикой, Кенией, Либерией, Ливаном, Мавританией, Папуа — Новой Гвинеей, Парагваем и Угандой.

По мнению директора центра «Трансперенси Интернешнл — Р» Антона Поминова, у российских властей отсутствует политическая воля для проведения системных изменений, а все ныне осуществляемые антикоррупционные меры носят точечный характер. Эксперт полагает, что для эффективного противодействия коррупции следует построить систему, которая «не позволит власти принимать необдуманные решения в интересах узкой группы лиц» [5].

К деятельности по противодействию коррупции относится широкий диапазон мер: профилактика коррупционных правонарушений, борьба с ними, минимизация и ликвидация их последствий и др. Осуществление этой деятельности в пределах своих полномочий возложено законом на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица [4].

Одним из главных направлений антикоррупционной деятельности является финансовый контроль, методы и способы которого способствуют выявлению так называемых «коррупционных» отклонений в ходе осуществления финансовых операций и финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов [1].

И хотя Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в явном виде не содержит и не использует понятие финансового контроля, его элементы присутствуют в нём в той трактовке, какая дана в статье 9 «Меры финансового контроля» модельного закона «О борьбе с коррупцией», принятого Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 3 апреля 1999 г. № 13–4.

Проблема коррупции и меры по борьбе с ней получили широкое освещение в научных работах. Среди зарубежных авторов можно выделить Д. Бейли, Р. Вишни, А. Кейса, М. Олсона, Д. Саймона и др. Из российских исследователей значительный вклад в разработку изучаемой проблемы внесли О. А. Борисов, В. В. Колесников, М. И. Левин, С. В. Максимов, Р. А. Сабитов, Г. А. Сатаров и др.

Роли и значению субъектов финансового контроля в обеспечении экономической безопасности государства посвящены работы А. Н Литвиненко, А. П. Опальского, П. Ф. Щетинина и др. Проблемы государственного финансового контроля в рамках теоретических подходов рассматривались в работах В. А. Артамонова, В. В. Бурцева, А. А. Васильева, И. А. Дьяченко и др. Вопросы развития мер государственного финансового контроля наши своё отражение в трудах М. В. Васильева, Х. Н. Замбаева, В. Е. Кузнечиковой, С. В. Степашина и других.

По мнению ряда исследователей, финансовый контроль и финансовый мониторинг являются одними из наиболее эффективных средств предупреждения и выявления коррупционных преступлений [6]. И здесь особая роль отводится государственному финансовому контролю, который, пронизывая все уровни системы государственного управления и являясь по сути частью финансовой системы, оказывает непосредственное влияние на антикоррупционную политику.

Как отмечают А. А. Кобозев и В. П. Шамета, в России до сих пор нет ни единой системы государственного финансового контроля, ни единой концепции его формирования [2]. Ориентируясь на обеспечение законности и эффективности при использовании бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов и собственности, государственный финансовый контроль преимущественно стремится выявлять нарушения финансового законодательства. Однако зарубежная практика свидетельствует о том, что наиболее перспективным и целесообразным является концентрация усилий государственного финансового контроля не на точечном выявлении нарушений, а на их профилактике. Именно предупреждение возможных нарушений должно приводить в итоге к повышению эффективности и рациональности использования государственных средств, к недопущению их незаконного оборота и коррупции.

Опыт показывает, что коррупция преимущественно связана с финансово-экономическими отношениями и сферой государственного и муниципального управления. Как правило, самые серьезные и масштабные экономические преступления, связанные с коррупцией, осуществляются с казенными деньгами.

Главенствующее место в системе государственного финансового контроля отводится Счётной палате Российской Федерации, выполняющей конституционную задачу по защите государственных ресурсов от хищений, нецелевого и неэффективного использования. Фактически это универсальный публичный государственный аудитор, работающий в тесной связке с исполнительной властью и с правоохранительными органами, который собирает, консолидирует и распространяет информацию о госрасходах.

Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы закрепляет противодействие коррупции как одну из первостепенных задач. Приоритетными направлениями в этой работе провозглашены:

1) совершенствование системы ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции и повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

2) совершенствование информационного обмена с органами исполнительной власти, контролирующими органами и правоохранительными органами в целях разработки и внедрения новых комплексных инструментов противодействия коррупции;

3) содействие созданию единой системы обеспечения прозрачности государственной антикоррупционной политики, в том числе раскрытию информации о лицах, уличенных в злоупотреблениях;

4) поддержка культуры нулевой терпимости к коррупции через следование принципам независимости, честности и ответственности в своей деятельности [7].

В 2018 году Счётная палата РФ по результатам своих проверок выявила 9235 нарушений на общую сумму 772,7 млрд руб. И хотя по итогам 2019 года общее число выявленных нарушений сократилось почти вдвое — до 4443, их объем в денежном эквиваленте увеличился до 884,6 млрд рублей.

Почти одну треть этой суммы — 316,1 млрд рублей — составили нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета и некорректным составлением иной финансовой отчетности. И хотя, по мнению Счетной палаты, эти нарушения не являются критическими, поскольку исправляются по ходу проверок, но само количество выявленных нарушений говорит о «недостаточно качественном управлении бюджетными средствами, выделенными на достижение государственных целей» [8]. Кроме того, ошибки бухгалтерского учета в связи с некорректной постановкой на учет имущества привели к нарушениям в сфере управления и распоряжения государственной собственностью на сумму в 106,2 млн рублей.

Как показывают проверки, одной из наиболее коррупционных сфер по-прежнему остаются государственные закупки. На них в 2019 году приходится еще почти треть выявленных нарушений на сумму 237,3 млрд рублей. В результате выборочных проверок было обнаружено 906 фактов таких нарушений.

Ещё 1725 нарушений на сумму около 217,5 млрд рублей было выявлено при проверке формирования и исполнения бюджета, из них 1409 нарушений на сумму 178,3 млрд рублей относится непосредственно к исполнению бюджета.

Несмотря на глубокую степень проработки отдельных вопросов противодействия коррупции вопрос применения мер финансового контроля с точки зрения научно-практического и правового подхода не до конца исследован. Отсутствует и комплексная охватывающая все аспекты изучаемой проблемы концепция. Правовое регулирование вопроса содержит достаточное количество «белых пятен», чтобы давать пищу для новых научных исследований.

Одной из значительных проблем на пути эффективности финансового контроля как важного элемента противодействия коррупции является дезорганизация его нормативно-правовой базы, отсутствие единой методологии осуществления, дезориентация и раскоординированность различных органов, уполномоченных на проведения финансового контроля.

Литература:

  1. Гафарова, Г. Р. Финансовый контроль в борьбе с коррупцией / Г. Р. Гафарова. — Текст: непосредственный // Диалектика противодействия коррупции: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. — С. 52–55.
  2. Кобозев, А. А. Роль ведомственного финансового контроля и внутреннего финансового аудита в противодействии коррупции / А. А. Кобозев, В. П. Шамета. — Текст: непосредственный // Государственный аудит. Право. Экономика. — 2017. — № 1. — С. 114–120.
  3. Кудрин оценил объемы коррупции в России в триллионы рублей. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e1d5d369a7947250a98b7c0 (дата обращения: 16.03.2021).
  4. О противодействии коррупции: Федерал. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2008. — № 52 (часть 1). — Ст. 6228. — Текст: непосредственный.
  5. Россия и Кения поделили 137-е место в индексе восприятия коррупции. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/society/23/01/2020/5e2912d69a794750adc67abc (дата обращения: 16.03.2021).
  6. Сабитов, Р. А. Противодействие коррупции и коррупционным правонарушениям в России: учеб. пособие / Р. А. Сабитов. — М.: Юрлитинформ, 2018. — 520 c. — Текст: непосредственный.
  7. Стратегия развития Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы // Российская газета. — 2018. — 5 августа. — Текст: непосредственный.
  8. Счетная палата в 2019 году выявила нарушения на 890 млрд рублей. — Текст: электронный // Интерфакс: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/society/23/01/2020/5e2912d69a794750adc67abc (дата обращения: 16.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): финансовый контроль, государственный финансовый контроль, противодействие коррупции, млрд рублей, нарушение, коррупция, орган, Российская Федерация, Россия, Счетная палата.


Задать вопрос