Честь и достоинство в контексте аксиологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.

Дата публикации: 19.03.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Новикова, О. Б. Честь и достоинство в контексте аксиологии / О. Б. Новикова, Л. М. Абдразякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 134-135. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79279/ (дата обращения: 21.04.2021).



В данной статье авторами были рассмотрены понятия честь и достоинство, а также их зависимость друг от друга внутри научного контекста и вне его. Также была предпринята попытка изучить феномен усложнения данных категорий на современном этапе развития науки.

Ключевые слова: аксиологический смысл, честь, достоинство, этические категории.

Для того, чтобы дать определение таким понятиям как честь и достоинство, необходимо сразу обозначить их комплиментарность. Сегодня научное сообщество сталкивается со сложностями в работе внутри данных категорий. Данные понятия, на первый взгляд, кажутся интуитивно понятными и простыми для понимания, но при этом до сих пор нет их единой трактовки. В первую очередь это связно с тем, что честь и достоинство одновременно едины, но при это принципиально отличаются друг от друга.

Если неразрывность категорий чести и достоинства, вне зависимости от того внутри какой науки они рассматриваются, объясняется актуальностью их изучения в паре, то изучения каждого из понятий отдельно, вне контекста другого, весьма непопулярно и затруднительно. Примеры таких сложностей мы можем наблюдать даже в толковых словарях, которые дают общие определения, зачастую используемые в междисциплинарном контексте. В словаре Владимира Ивановича Даля не дается прямой трактовки понятию достоинства, автор определяет достоинство, используя такую категорию как честь. «Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть…» [3, с. 904]. Как мы можем видеть, Владимир Иванович Даль отождествляет понятия чести и достоинства. Обратимся к более современным толковым словарям, например, возьмем словарь Дмитрия Николаевича Ушакова. Достоинство определяется автором как «Необходимые моральные качества, моральная ценность человека. Человеческое достоинство» [5], в свою очередь чести дается следующее определение «Моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих)» [5]. Как можно наблюдать, время не сыграло принципиальной роли в дифференциации данных понятий, они остаются тождественными и в более современных словарях. Тенденция определения одной категории через другую сохранилась, на сегодняшний день многие ученые также игнорируют специфику и коннотации данных понятий.

Для дальнейшего изучения вопроса нам необходимо разграничить данные понятия, попробуем сделать это самостоятельно. Исходя из определений, которые мы рассмотрели выше, а также тех определений, которые используются в философской и юридической науках, дадим следующие определения каждому из понятий. Честь — внешняя категория, описываемая в первую очередь через общественное признание человека, его авторитет, заслуги; можно сказать, что честь — феномен, который внутренне присущ личности. Достоинство — внутренняя категория, определяемая через уверенность в собственной ценности, чувстве самоуважения, которые проявляются в сопротивлении любым попыткам посягательства на индивидуальность и независимость. Общественное признание для достоинства является вторичным.

Как можно наблюдать из полученными нами определений, данные категории имеют принципиальное различие в своей направленности. Специфика категории чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Другими словами, честь — то, чего должен добиваться человек, то, к чему должен стремиться. Понятие чести тесно связано с социальным положением человека, сюда мы можем отнести его социальный статус, ролевой набор, соответствие требованиям и ожиданиям, имеющимся в обществе. В свою очередь, механизм проявления достоинства работает в другом направлении, от мира духовного к общественному признанию. Само по себе понятие достоинства является более глобальным, оно подчеркивает значимость любой личности. Поэтому внутри данного понятия социальная принадлежность не играет принципиальной роли, другими словами достоинство представляется как объективная человеческая ценность, независящая от социального контекста.

Делая заключение по данным определениям, а также последующим рассуждениям на тему их общего и различного, важно отметить, что честь — категория, существующая внутри социального контекста, именно социальная группа дает оценку чести человека; достоинство — внутренняя категория, человек обладает достоинством по умолчанию, данное понятие основывается в первую очередь на принципе морального равенства людей. Как можно заметить, понятия чести и достоинства во многом схожи, но не тождественны, необходимо знать и отличать специфику каждого из них, несмотря на ту науку, внутри которой они используются.

Другой интересующей нас стороной вопроса является постепенное усложнение данных понятий в науке и вне ее контекста. Многослойность и неоднозначность в определениях, которые существуют сегодня, во многом определяются такими факторами как смена философских парадигм, усложнением структуры общества, изменениями в трактовке юридических догм. Например, Ф. Шиллер, философ немецкого происхождения, в своем сочинении «О грации и достоинстве» дает определение достоинству через понятие свободы духа. По мнению философа, свобода духа есть «господство моральной силы над инстинктами» [5, с. 115]. Другим примером усложнения трактовки понятий чести и достоинства можно считать представления английского философа Т. Гоббса, он в своих трудах использует способности и добродетели человека для определения человеческого достоинства, как было отмечено классиком: «Достоинство человека — вещь, отличная от его стоимости или ценности, а также от его заслуг, и состоит в специальном даровании или способности к тому, достойным чего его считают» [2, с. 731]. Честь, как категория, также прошла процесс своего усложнения и сегодня ее трактовки стали еще более абстрактными и сложными для понимания. Например, А. Шопенгауэр отходит от привычных определений чести, а также от традиционных категорий через которые данное понятие определяется. По мнению немецкого философа, честь завязана на мнении других о нашей цене, а если быть точнее «честь представляет наш страх перед этим мнением других» [6, c.640]. Как можно заметить, данные варианты трактовок более глубокие, их абстрактность в первую очередь является причиной сложностей и неоднозначностей данных категорий.

Нельзя проигнорировать и цивилистов современности для того, чтобы проследить аналогичные тенденции в юридическом контексте. Можем привести в пример мнение А. М. Эрделевского, касательно определения чести. Ученый определял честь как «сопровождающееся положительной оценкой общества отражение качества лиц в общественном сознании» [8, c. 19]. Приведем определение другого современника, А. Л. Анисимова, чтобы показать неоднозначность трактовки данных категорий. А. Л. Анисимов в своей трактовки различал уже два аспекта чести — объективный и субъективный. Автор определял честь, как и общественную оценку, и стремление поддержать человеком собственную репутацию [2, c.8].

Подводя итог нашим рассуждениям, касательно категорий чести и достоинства, прежде всего нужно отметить их контекстозависимость. Оба данных понятий могу менять привычные трактовки и определения в зависимости от той сферы, где они применяются. Не менее актуальным вопросом является вопрос их тождества, которого, безусловно, быть не может. Сегодня наблюдается тенденция игнорирования данной принципиальной разницы между понятием чести и достоинства, если быть точнее, данные понятия не воспринимаются по отдельности, а описывают целый ряд характеристик. Как нам удалось установить — разница есть, причем довольно значительная, проявляется она также вне контекста используемой науки. Изучение данных категорий также столкнулось с проблемой усложнения, понятия стали более абстрактными и глубокими, а вариация их интерпретации стала куда шире, что также затрудняет процесс их изучения.

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Недвижимые и движимые вещи. Ценные бумаги. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Охрана частной жизни. Постатейный комментарий к главам 6–8; Статут — М., 2014.
  2. Анисимов А. Л. Честь, достоинство, деловая репутация: гражданско-правовая защита. М., 1994.
  3. Гоббс Т. Сочинения в 2 томах. Т.2. М.: Мысль, 1991.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1912.
  5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Ушакова. М., 1935–1940.
  6. Шиллер Ф. О грации и достоинстве. // Шиллер Ф. Собр. Соч. в 6-ти томах. — М.: Художественная литература. 1957. Т.6.
  7. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М., изд. Экспо, 2015.
  8. Эрделевский А. М. Компенсация морального вреда. М., 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): достоинство, честь, данные, категория, внутренняя категория, общественное признание, принципиальная роль, свобода духа, социальный контекст, человеческое достоинство.


Ключевые слова

достоинство, честь, аксиологический смысл, этические категории
Задать вопрос