Библиографическое описание:

Яценко Е. В., Барсукова В. Н. Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой репутации: понятие и общая характеристика [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 77-81. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/223/11150/ (дата обращения: 14.12.2017).



Каждому человеку присущи такие блага, как честь, достоинство и деловая репутация, а юридическому лицу — деловая репутация.

Согласно ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени [1].

В соответствии с ч.1 и ч. 2 ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом [2].

Также честь, достоинство и деловая репутация защищаются Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 5.13, 5.61), Уголовным кодексом РФ (глава 17), Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Федеральный закон от 27.05.1998 года № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О статусе военнослужащих» и другими законами.

Честь — это общественная оценка личности, определенная мера духовных, социальных качеств гражданина и является таким же благом человека, как его жизнь, здоровье и свобода [5, с. 9]. Человек, который дорожит своей честью, соизмеряет ее со своим добрым именем и совестью.

Достоинство — самооценка собственных качеств, способностей, мировоззрения, своего поведения, общественного значения.

Деловая репутация гражданина определяется уровнем его квалификации и характеристикой профессиональной деятельности, а юридического лица — оценкой производственной или иной деятельности в соответствии с его правовым статусом в условиях предпринимательских и рыночных отношений [5, с. 9].

Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности.

Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе. Они могут пониматься как в сфере нравственного сознания (как чувства и как понятия), так и в сферах этики (как категории морали) и права (как защищаемые законом социальные блага).

В философской литературе под достоинством понимают моральное сознание, выражающее представление о ценности личности; категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду. Сознание собственного достоинства является формой самоконтроля личности, на которой основывается требовательность индивида к себе. В этом отношении требования, которые идут от общества, принимают форму специфически личных (поступать так, чтобы не унизить своего достоинства). Таким образом, достоинство — один из способов осознания человеком своего долга и ответственности перед обществом [6, с. 170].

У современных российских правоведов свой взгляд на понимание категории «достоинство». Их можно разделить на несколько концепций: теория объективной оценки и теория субъективной оценки.

Сторонниками теории субъективной оценки являются такие авторы, как Осмонов А. К. и Шахманаев К. А. В их понятии достоинство есть понимание самим человеком и окружающими факта обладания нравственными и интеллектуальными качествами. Достоинство личности определяется не только самооценкой субъекта, но и совокупностью объективных качеств человека, характеризующих его репутацию в обществе (благоразумие, нравственные установки, уровень знаний, обладание социально полезными навыками, достойный образ жизни и т. п.) [7, с. 9].

В данной концепции достоинство личности понимается как внутренняя оценка личность себя и своего положения в обществе и не учитывает оценку со стороны.

Сторонником объективной теории является Колесников Д. В. Он считал, что категория «достоинство» в своем общем значении предполагает отражение в индивидуальном, групповом и общественном сознании ценности субъекта социальных отношений. Человеческое достоинство как этическая категория — это отражение в общественном и индивидуальном сознании абсолютной, безусловной и равной ценности любого человека в единстве его биологической и социальной сущности [8, с. 5–6]. Данная концепция интерпретирует понятие достоинства как высшее качество личности, независимая ценность.

Также существует объективно-субъективная оценка понятия «достоинство». Данная концепция наиболее распространена в современное время. К числу ее многочисленных сторонников относятся Анисимов А. Л., Беспалов А. В., Рудинский Ф. М. и т. д. Так, Анисимов А. Л. утверждает, что в наиболее общем виде достоинство представляет собой своеобразную совокупность положительных качеств индивида, его моральную ценность. Оно может рассматриваться как социальная значимость того или иного лица, обусловленная его общественно полезными свойствами [5, с. 15]. Т. е. он подразумевает под понятием «достоинство» самооценку личности, которая основывается на его оценке в обществе.

Достоинство любого человека выражается в его духовных и физических качествах. Вместе эти личные качества образуют личное достоинство. Его социальный характер заключается в том, что достоинство как общественно значимая моральная ценность определяется общественными отношениями и в большинстве случаев не зависит от человека.

При любых обстоятельствах, государства и общество должны заботиться об охране прав и свобод человека, включая и достоинство личности. Следует отметить, что все граждане Российской Федерации как отдельные личности равны, пользуются правом на свою неприкосновенность, на индивидуальную свободу, невмешательство в личную жизнь, самовыражение и т. д. Отсюда достоинство человеческой личности признается в равной мере за всеми членами общества.

В неразрывной связи с определением человеческого достоинства находится понятие «честь».

Понятия и представления о чести складывались и формировались в процессе нравственной практики того или иного общества, общения людей между собой, поэтому содержание понятия «честь» является социальным [5, с. 10]. При этом общественная опенка личности не зависит от воли и желания самого оцениваемого лица, поскольку вся его деятельность проходит под контролем общества и именно оно формирует оценку нравственных качеств каждого конкретного человека.

В словаре Ожегова С.И [9, с. 882] даны следующие определение чести:

  1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
  2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.
  3. Целомудрие, непорочность.
  4. Почет, уважение.

У человека сознание и чувство чести и достоинства как бы органически слиты вместе, но их нельзя сравнивать. Как известно, сознание следует за чувством, но человек, как существо разумное, в своем поведении не просто поддается чувствам, а занимает определенную позицию по отношению к ним: один — воспринимает, другой — отвергает, исключает, подавляет.

В определении понятия «честь» различают два подхода: объективный и субъективный. Какая-либо оценка деятельности индивида обществом, коллективом, признание его положительных качеств и заслуг воспринимается им как нечто объективное, выступает как этическое благо, как оценочная категория, направленная от общества к личности. Субъективная, личная сторона понятия «честь» заключается в способности человека оценивать свои поступки, подавлять в себе эгоизм, безнравственные стремления и намерения, действовать в нравственной жизни в соответствии с принятыми в этом обществе моральными нормами, правилами и требованиями. Субъективная сторона понятия «честь» всегда неразрывна с объективной, подчиняется и обусловливается последней и оказывает на нее огромное воздействие.

Нельзя обойти и тот момент как относится человек к факту оценки себя другими. Ведь честь является известным нематериальным благом и ею дорожат даже те, кто считает себя независимым от общественного мнения. С презрением к чести чаще всего относятся аморальные люди, не обладающие самостоятельным, волевым характером.

Любой гражданин пользуется внешней честью, которая исходит от государства. Предметом уважения со стороны государства выступает гражданин в целом. Именно поэтому все граждане равны перед суждением со стороны государства, никто не пользуется преимуществом, имея какие-либо индивидуальные особенности.

Степень уважения граждан со стороны государства описывается в основном законе страны — конституции. Степень уважения различна как в каждой стране, так и в разные исторические периоды ее развития. Оценивая степень уважения можно составить понятие об отношении государства к своему народу.

Гражданская честь (уважение государства) адекватна в отличие от обыкновенной внешней чести, поскольку государство интересуют лишь те поступки, которые затрагивают права людей. В уважении между людьми существует много различных вариантов оценки и суждений. В уважении государства существует только одна гражданская честь, оказываемая в равной степени каждому индивиду. Также гражданской чести могут лишить в случае уголовного наказания.

Честь и достоинство находится в неразрывной связи между собой, т. к. в их основе лежит единый определенный нравственный критерий. Данные понятия не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Однако, несмотря на неразрывную связь, между ними существуют и различия:

1) честь, прежде всего, связана с социальным статусом личности в обществе, в то время как достоинство является неотъемлемым качеством человека, которое составляет основу признания и уважения всех его прав и свобод и которое принадлежит независимо от того, как окружающие оценивают его как личность;

2) честь имеет внешнюю форму проявления в виде различных наград, грамот и т. д., в то время как достоинство не нуждается во внешнем выражении.

Честь выражается оценке со стороны общества, а главное в достоинстве — это самооценка личности. Каждый человека должен осознавать свою общественную значимость и ценность. Отсюда можно сделать вывод, что достоинство определенно зависит от внутреннего духовного мира человека, его воспитания, особенности психики и наконец — от способности оценивать человеком мнение со стороны окружающих о себе.

В тесной связи с честью и достоинством находится также такое понятие, как «репутация». Данные термины близки, но не равны по значению.

В словаре Ожегова С. И. можно найти следующее определение репутации: это приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь [9, с. 677].

Репутация складывается на основе поведения человека и его отношения к интересам других людей, на оценке поведения человека обществом, что может стать источником важной информации как о его вкусах и привычках, так и о внутренней сущности.

В отличие от чести, которая всегда рассматривается с положительной стороны личности, репутация может быть или положительной, или отрицательной и иметь подвижный характер в зависимости от того, на какой информации она базируется. Так, Молочков Ю. В. считает, что репутация имеет подвижный характер и складывается на основе как соответствующей, так и не соответствующей действительности информации о конкретном лице. Положительная репутация — это такое сложившееся мнение о качествах, достоинствах и недостатках субъектов, в котором доминирует его положительная с точки зрения данного общества характеристика, а мнение о недостатках — уравнено. Отрицательная репутация представляет собой противоположность положительной репутации [10, с. 3]. Также, честь оценивает моральные качества человека, а репутация — любые качества, в т. ч. деловые.

Деловая репутация является разновидностью понятия «репутация». На сегодняшний день данный термин используется в гражданском законодательстве. В российском законодательстве он появился недавно, в отличие от понятий «честь» и «достоинство». Это объясняется с темпами развития экономики в стране. В России до 90-х гг. XX в. у хозяйствующих субъектов не было полноценной самостоятельности. И только в 90-х гг. во время перехода от плановой экономики к рыночной, в связи с развитием предпринимательской деятельности (т. к. предпринимательские отношения возникают только при наличии у субъектов права на защиту своей репутации и при соблюдении правил деловой этики), понятие «деловая репутация» вошло в обиход.

Существуют различные подходы к определению понятия «деловая репутация». Так, Молочков Ю. В. считает, что деловая репутация, как частный случай репутации вообще, — это сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) организации, предприятия, коллектива, конкретного физического лица в сфере делового оборота (в том числе и в области предпринимательской деятельности) [10, с.3]. По словам М. Н. Малеиной, под деловой репутацией юристы-исследователи понимают совокупность качеств и оценок, «с которыми их носитель ассоциируется в глазах своих контрагентов, клиентов, потребителей, коллег по работе, поклонников (для шоу-бизнеса), избирателей (для выборных должностей) и персонифицируется среди других профессионалов в этой области» [11, с. 18]. Под деловой репутацией следует понимать и те ассоциации, которые вызывает деятельность отдельного гражданина-предпринимателя, группы лиц или юридического лица у широкой общественности, у других юридических лиц в данном государстве и за его пределами.

На сегодняшний день актуальным остается вопрос о соотношении понятий «деловая репутация» и «честь». О соотношении понятий «деловая репутация» и «достоинство» ученые высказывают однозначное мнение, что данные категории являются различными, поскольку достоинство выражается в самооценке личности, а деловая репутация — во внешней оценке чьих-либо качеств. А в случае соотношения понятий «деловая репутация» и «честь» единое мнение отсутствует, поскольку оба понятия характеризуются общественной оценкой.

Деловая репутация подразумевает под собой внешнюю оценку качеств и поведение субъект, складывается на основе информации об общественно полезных качествах субъекта, о его деловом потенциале (например, наличие постоянной клиентуры, престиж товара, признание общественностью), в то время как честь складывается на основе информации о моральных качествах личности, социально-нравственной значимости и ценности субъекта (трудолюбие, дисциплинированность, добросовестность).

Честь может принадлежать только физическому лицу. Деловая репутация, согласно ст. 152 Гражданского кодекса РФ, может принадлежать как физическому (индивидуальный предприниматель), так и юридическому лицу (коммерческая организация). Например, неработающие пенсионеры, инвалиды, не имеющие физические возможности для занятия каким-либо делом, домохозяйки деловой репутацией не обладают, но при этом честь является их неотъемлемым благом. Также деловая репутация принадлежит публично-правовым организациям (в лице органов государственной власти): Российской Федерации, ее субъектам и муниципальным образованиям.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что такими благами как честь, достоинство и деловая репутация может принадлежать только физическому лицу; остальные субъекты могут обладать только деловой репутацией.

Итак, честь, достоинство и деловая репутация являются важнейшими ценностями нематериальными благами в жизни любого гражданина. Положительная оценка данных качеств со стороны общества повышает самооценку личности, дает силы для дальнейшего развития и совершенствования. Поэтому для каждого человека существенно важно как его принимает общество.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 года № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016).
  3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 года № 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016).
  5. Анисимов А. Л. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации по законодательству Российской Федерации: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  6. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд., перераб. и доп. –М.: Республика, 2001.
  7. Шахманаев К. А. «Уголовно-правовая защита чести и достоинства личности (уголовно-правовой и криминологический анализ)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва 2009.
  8. Колесников Д. В. «Уголовно-правовая охрана чести и достоинства военнослужащих»: автореферат диссертации на на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Москва — 2008.
  9. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова.– 4-е изд., дополненное.– М.: Азбуковник, 1999.
  10. Молочков Ю. В. «Защита чести и достоинства в гражданском процессе»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург, 1993.
  11. Малеина М. Н. Защита чести, достоинства и деловой репутации предпринимателя // Законодательство и экономика. 1993. № 24.
Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, деловая репутация, Деловая репутация, достоинство личности, «деловая репутация», понятия «честь», понятий «деловая репутация», деловой репутацией, Конституции Российской Федерации, ученой степени кандидата, соискание ученой степени, степени кандидата юридических, деловой репутации, кандидата юридических наук, кодекс Российской Федерации, концепции достоинство личности, достоинство человеческой личности, Деловая репутация гражданина, моральные качества человека, сторона понятия «честь».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос