Эффективность и результативность являются многоаспектными категориями, выступающими в качестве итоговых показателей любой деятельности. В данной статьи происходит разграничения понятий «эффективность» и «результативность», выявляется предположение о том, что методы оценки результативности те же, что и методы оценки эффективности.
Ключевые слова: политическая реклама, результативность, эффективность, избирательные кампании, панельный метод, экспертное мнение.
Если затрагивать проблему результативности политической рекламы, сперва необходимо разобраться в понятии и сути результативности и эффективности, но кроме того развести понятия результативности и производительности.
«Эффективность» и «результативность» считаются разноаспектными категориями, выступающими в качестве итоговых показателей каждой деятельности, они дают обязательную характеристику, но кроме того считаются основой для улучшения. Но в настоящее время в данном направлении существует несколько взаимосвязанных проблем. Довольно просто что-то определить и назвать это эффективностью или результативностью. Сложнее понять эти понятия и определить более оптимальные способы их определения.
Результативность — это степень достижения заявленных целей политики, которая демонстрирует, в какой степени результаты приблизились к задекларированным целям.
Эффективность — это соответствие между расходами на осуществление политики и достигнутыми результатами, которое может измеряться как в натуральных показателях, так и в стоимостных — если есть возможность дать денежную оценку абсолютно всем затратам и итогам [3].
Так, под эффективностью подразумевают соответствие между достигнутым результатом и использованными ресурсами, а под результативностью уровень осуществлении задуманной деятельности и достижения задуманных результатов [1, с. 62].
Хотя результативность и эффективность разные понятия, но они взаимодополняют друг друга, живут в определённом симбиозе, иными словами без эффективности нет результативности, а без результативности нет эффективности. Это показано на практике, если реклама эффективна, то она достигнет ожидаемого результата. Но результат будет, достигнут в любом случае, а при высокой эффективности это будет сделано в наилучшей степени.
Таким образом, можно предполагать, то что методы оценки результативности политической рекламы те же, что и у методов балла эффективности политической рекламы и их можно рассматривать, с одной стороны.
Так, методы, по которым определяется эффективность и результативность политической рекламы базируется на окончательных итогах самой избирательной кампании и на мнениях местного населения и специалистов [2].
Один из способов для определения эффективности и результативности рекламы выделяют панельный метод, который состоит в выборочном опросе людей из одной целевой группы до и после выхода рекламы. Помимо панельного метода выделяют и метод волнового выборочного опроса, который заключается в выборочном опросе людей из различных целевых аудиторий до и после выхода рекламы.
Еще могут быть полезны предварительные тесты, так как дают возможность подкорректировать погрешность и обнаружить идею рекламы и повысить ее эффективность. Однако всё-таки проблема подготовительных тестов считается сама конкретизация характеристик рекламы, которые обладают принципиальным смыслом: способность рекламы к внушению и представление ее информации.
Помимо таких методов, организаторы избирательных кампаний имеют все шансы использовать лингвистические и семиотические механизмы расчёта эффективности рекламы. Во Франции используют характеристики Гааса, для того чтобы определить первоначальное “динамичное” соотношение глаголов, а также существительных в тексте маркетинговой информации. Эксперты во Франции отталкиваются от того, что преимущество глаголов в тексте общественно-политической рекламы формирует у избирателя чувство перемещения, воздействия. Уже после этого вводится пропорциональное соответствие среди писательских и маркетинговых слов, для того чтобы использовать слова, обладающих наиболее большой смысловой перегрузки. В США используют характеристики Флэша, включающие коэффициент воздушного чтения, что гарантирует наибольший интерес к объявлению, кроме того показатель людской заинтересованности — является, то что чем больше наличие разговорных компонентов, тем больше заинтересованность людей.
Западные эксперты кроме того выделяют формулу трёх “У”: узнаваемость, убедительность и усвояемость. Для определения действенности любого из данных пунктов имеются различные технологии и методы. Узнаваемость — это главная гарантия преуспевания рекламной кампании. Наиболее известный способ заключается в проверке рекламного сообщения на запоминаемость через день после знакомства с тестируемыми образцами. В подобных случаях листовка либо телевизионный блок содержит в себе целую серию рекламных сообщений, из числа которых только лишь третья часть — тестируемая.
И так, уровень результативности политической рекламы производится на базе рассмотрения итоговых результатов избирательной кампании, но кроме того оценок социальным и экспертным мнением.
Таким образом, можно сказать, что связь между этими понятиями очень тесная. Результативность — это достижение конкретного результата, а эффективность — это соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Так же эффективность и результативность являются многоаспектными категориями, без которых невозможно оценить выборы, они являются итоговыми показателями любой деятельности. И на основе всего сказанного можно предположить, что методы оценки результативности политической рекламы равны методам оценки эффективности политической рекламы, а уровень эффективности и результативности политической рекламы производится на основе анализа итоговых результатов избирательной кампании, а также оценок общественным и экспертным мнением.
Литература:
- Глебова Е.В, Максимова В. В. Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере оценки системы менеджмента качества / Е. В. Глебова, В. В. Максимова // Экономика и бизнес. — 2018.– С. 61–66 [Электронный ресурс] — Режим доступа URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyatiy-effektivnost-i-rezultativnost-na-primere-otsenki-sistemy-menedzhmenta-kachestva/viewer (дата обращения: 04.03.2021)
- Жумагалиева М. А. Политическая реклама: методы оценки эффективности / М. А. Жумагалиева // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. VII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7. [Электронный курс] — Режим доступа URL: https://sibac.info//archive/social/7.pdf (Дата обращения: 04.03.2021)
- Эффективность и результативность в рамках концепции эффективности в государственном управлении: вопрос терминологии — [Электронный ресурс] — Режим доступа URL:https://expert.ru/2015/08/4/effektivnost-i-rezultativnost-v-ramkah-kontseptsii-effektivnosti-v-gosudarstvennom-upravlenii-vopros-terminologii/ (Дата обращения: 04.03.2021)