Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 12.03.2021

Статья просмотрена: 97 раз

Библиографическое описание:

Береснева, Т. Г. Прокурорский надзор за деятельностью органов внутренних дел Российской Федерации / Т. Г. Береснева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79146/ (дата обращения: 12.11.2024).



Наибольшая часть инструментов в пресечении нарушений прав детей представлена в Федеральном Законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее- Закон № 120-ФЗ).

Особое внимание необходимо уделить деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, а именно подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Согласно ст. 21 Закона № 120-ФЗ «подразделения по делам несовершеннолетних ОВД обязаны проводить индивидуальные профилактические работы в отношении детей, а также их родителей, выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, рассматривать заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, принимать участие в помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, кроме того, уведомлять родителей несовершеннолетних о доставлении детей в подразделения ОВД в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, а также взаимодействовать и сотрудничество с другими субъектами системы профилактики». [1]

Вместе с тем, как показывает практика, прокуроры выявляют нарушения в данной сфере.

Так, например, согласно данным статистики прокуратуры Нижегородской области всего в 2020 году органами прокуратуры области при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи выявлено 9 204 нарушения.

Порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации регламентируется приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту — Инструкция).

Исходя из анализа прокурорской практики можно выделить следующие типичные нарушения в деятельности ПДН ОВД.

По словам Прохоренко Г. И., «индивидуальная профилактическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, должна проводиться с учетом личностных особенностей ребенка, его окружения, характера правонарушений, которые он совершил, а также условий семейного воспитания». [2]

Однако, сотрудники ПДН ОВД в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями не выясняют вышеуказанные характеристики на несовершеннолетнего.

В некоторых случаях, справки, которые приобщаются к учетно-профилактическим карточкам или учетно-профилактическим делам на несовершеннолетних, носят формальный характер, то есть все лишь фиксируется в документах, без выхода к месту жительства, месту обучения несовершеннолетнего.

Сотрудники ПДН ОВД подготавливают материалы для рассмотрения возможности помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Зарипова Е. С. писала, что «при исследовании и изучении постановлений ПДН ОВД о помещении несовершеннолетних в ЦВСНЛП типичным нарушением является неправильное составление таких постановлений. Работники ПДН ОВД указывают срок помещения несовершеннолетних «30 суток», а не «до 30 суток», в результате чего, федеральные судьи во всех аналогичных случаях отклоняют данные ходатайства или указывают на их некорректность. Нарушение порядка доставления в подразделения ОВД подростков, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных детей. Согласно законодательству, вышеуказанные несовершеннолетние могут содержаться в органах внутренних дел не более 3 часов. Тем не менее, эти сроки также часто нарушаются, и дети содержатся в ОВД по различным причинам более 3 часов. Ведение учетно-профилактических карточек на несовершеннолетних регулируется Приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Исследовав такие учетные карточки в ОМВД России по г. Нижний Новгород установлено, что такие правила систематически нарушаются и носят формальный характер. Проблема отсутствия сотрудничества и взаимодействия между всеми органами профилактики. Например, медицинские учреждения часто забывают проинформировать правоохранительные органы о выявленных случаях обращения детей в учреждения здравоохранения, речь идет, например, об обращении несовершеннолетних девочках, которые обращаются в женские консультации с целью постановки на учет по беременности и родам». [3]

Кроме того, необходимо отметить, что у работников ПДН ОВД отсутствует эффективное взаимодействие с иными субъектами профилактики. Так, например, не все образовательные учреждения информируют ПДН и другие органы профилактики о постановке на внутришкольный учет учеников, что и подчеркивает отсутствие взаимодействия субъектов системы профилактики между собой.

По словам Винокурова А. Ю., «можно сделать вывод о том, что часто в работе субъектов системы профилактики отсутствует согласованность и взаимное сотрудничество, в результате чего необходимая помощь замедляется либо вовсе не приходит, а принимаемые меры малоэффективны и не способствуют устранению причин и условий, формирующих детскую безнадзорность и беспризорность». [4]

Нарушения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей сотрудниками ПДН и, как следствие, не отвечает решению задач по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий со стороны несовершеннолетних.

Эффективность мер прокурорского реагирования состоит в том, чтобы ПДН ОВД своевременно и в полном объеме подготавливали документы о применении мер воздействия к родителям, а также к самим несовершеннолетним.

Проверка будет результативной только в том случае, если прокурор, действительно, принимает меры к фактическому устранению нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий, а также к восстановлению и защите нарушенных прав детей, их родителей или законных представителей.

Литература:

  1. Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  2. Прохоренко Г. И. Некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Евразийский научный журнал. 2017. — № 10. — С. 12.
  3. Зарипова Е. С. Прокурорский надзор за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел// ЖУРНАЛ E-Scio. 2019. С.21–24
  4. Винокуров А. Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: Избранные статьи. — М., 2012. — С. 52–53
Основные термины (генерируются автоматически): дело, Российская Федерация, организация деятельности подразделений, индивидуальная профилактическая работа, орган, орган профилактики, основа системы профилактики безнадзорности, Приказ МВД России, утверждение Инструкции, формальный характер.


Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание в Вооруженных Силах Российской Федерации

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Похожие статьи

Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания

Содержание и функции прокурорского надзора в деятельности правоохранительных органов

Прокурорский надзор за нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Прокурорский надзор за органами предварительного следствия

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий

Прокурорский надзор за деятельностью уголовно-исполнительной инспекции. Общая характеристика и методика проведения проверок

Соблюдение прав человека в Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации

Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание в Вооруженных Силах Российской Федерации

Особенности прохождения государственной службы в органах прокуратуры Российской Федерации

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Задать вопрос