Наибольшая часть инструментов в пресечении нарушений прав детей представлена в Федеральном Законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее- Закон № 120-ФЗ).
Особое внимание необходимо уделить деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, а именно подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Согласно ст. 21 Закона № 120-ФЗ «подразделения по делам несовершеннолетних ОВД обязаны проводить индивидуальные профилактические работы в отношении детей, а также их родителей, выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления, рассматривать заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, принимать участие в помещении их в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, кроме того, уведомлять родителей несовершеннолетних о доставлении детей в подразделения ОВД в связи с их безнадзорностью, беспризорностью, а также взаимодействовать и сотрудничество с другими субъектами системы профилактики». [1]
Вместе с тем, как показывает практика, прокуроры выявляют нарушения в данной сфере.
Так, например, согласно данным статистики прокуратуры Нижегородской области всего в 2020 году органами прокуратуры области при осуществлении надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи выявлено 9 204 нарушения.
Порядок деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации регламентируется приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» (далее по тексту — Инструкция).
Исходя из анализа прокурорской практики можно выделить следующие типичные нарушения в деятельности ПДН ОВД.
По словам Прохоренко Г. И., «индивидуальная профилактическая работа с детьми, находящимися в социально опасном положении, должна проводиться с учетом личностных особенностей ребенка, его окружения, характера правонарушений, которые он совершил, а также условий семейного воспитания». [2]
Однако, сотрудники ПДН ОВД в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями не выясняют вышеуказанные характеристики на несовершеннолетнего.
В некоторых случаях, справки, которые приобщаются к учетно-профилактическим карточкам или учетно-профилактическим делам на несовершеннолетних, носят формальный характер, то есть все лишь фиксируется в документах, без выхода к месту жительства, месту обучения несовершеннолетнего.
Сотрудники ПДН ОВД подготавливают материалы для рассмотрения возможности помещения в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.
Зарипова Е. С. писала, что «при исследовании и изучении постановлений ПДН ОВД о помещении несовершеннолетних в ЦВСНЛП типичным нарушением является неправильное составление таких постановлений. Работники ПДН ОВД указывают срок помещения несовершеннолетних «30 суток», а не «до 30 суток», в результате чего, федеральные судьи во всех аналогичных случаях отклоняют данные ходатайства или указывают на их некорректность. Нарушение порядка доставления в подразделения ОВД подростков, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных детей. Согласно законодательству, вышеуказанные несовершеннолетние могут содержаться в органах внутренних дел не более 3 часов. Тем не менее, эти сроки также часто нарушаются, и дети содержатся в ОВД по различным причинам более 3 часов. Ведение учетно-профилактических карточек на несовершеннолетних регулируется Приказом МВД России от 15.10.2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации». Исследовав такие учетные карточки в ОМВД России по г. Нижний Новгород установлено, что такие правила систематически нарушаются и носят формальный характер. Проблема отсутствия сотрудничества и взаимодействия между всеми органами профилактики. Например, медицинские учреждения часто забывают проинформировать правоохранительные органы о выявленных случаях обращения детей в учреждения здравоохранения, речь идет, например, об обращении несовершеннолетних девочках, которые обращаются в женские консультации с целью постановки на учет по беременности и родам». [3]
Кроме того, необходимо отметить, что у работников ПДН ОВД отсутствует эффективное взаимодействие с иными субъектами профилактики. Так, например, не все образовательные учреждения информируют ПДН и другие органы профилактики о постановке на внутришкольный учет учеников, что и подчеркивает отсутствие взаимодействия субъектов системы профилактики между собой.
По словам Винокурова А. Ю., «можно сделать вывод о том, что часто в работе субъектов системы профилактики отсутствует согласованность и взаимное сотрудничество, в результате чего необходимая помощь замедляется либо вовсе не приходит, а принимаемые меры малоэффективны и не способствуют устранению причин и условий, формирующих детскую безнадзорность и беспризорность». [4]
Нарушения законодательства об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей сотрудниками ПДН и, как следствие, не отвечает решению задач по предупреждению правонарушений и антиобщественных действий со стороны несовершеннолетних.
Эффективность мер прокурорского реагирования состоит в том, чтобы ПДН ОВД своевременно и в полном объеме подготавливали документы о применении мер воздействия к родителям, а также к самим несовершеннолетним.
Проверка будет результативной только в том случае, если прокурор, действительно, принимает меры к фактическому устранению нарушений законов, причин нарушений и способствующих им условий, а также к восстановлению и защите нарушенных прав детей, их родителей или законных представителей.
Литература:
- Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Прохоренко Г. И. Некоторые особенности прокурорского надзора за исполнением федерального закона от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Евразийский научный журнал. 2017. — № 10. — С. 12.
- Зарипова Е. С. Прокурорский надзор за исполнением законов подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел// ЖУРНАЛ E-Scio. 2019. С.21–24
- Винокуров А. Ю. Актуальные вопросы организации и деятельности прокуратуры: Избранные статьи. — М., 2012. — С. 52–53