В статье автор рассказывает о существующих диагностических признаках и их характере.
Ключевые слова: НТТС, автомобили, диагностика.
Для существующих видов НТТС существует необходимость в определении диагностических признаков. В процессе работы мы имеет ряд диагностических признаков делящиеся на параметры (линейные и угловые перемещения, температура, давление в системе смазки, расход жидкости и газа) и характеристики (динамика изменения давления впрыска топлива, виброакустические сигналы, характеристика разгона и выбега).
Все диагностические признаки делятся на частные и обобщённые. Частные дают характеристику отдельных элементов механизмов и систем НТТС. Обобщенные показывают общее состояние. К ним относятся эффективная мощность и экономичность для двигателя, виброакустические сигналы, давление в магистралях ТНВД.
Диагностические признаки должны удовлетворять следующим требованиям:
- Чувствительность. Данный диагностический признак должен своевременно реагировать на изменение дефекта.
- Однозначность. Одному состоянию объекта должно соответствовать одно значение характеристики.
- Достаточно малое время измерения и доступность по цене.
- Информативность. Диагностический признак должен давать всю возможную информацию о состоянии объекта.
Почти все диагностические параметры, отображающие состояние НТТС, являются неэлектрическими величинами: расход газов и жидкости, угловая скорость и ускорение, частота вращения коленчатого вала, температура и. т.д.
Вид параметра |
Параметры |
Электрический |
Ток, напряжение, индуктивность, сопротивление |
Статический и динамический |
Масса, плотность, мощность, момент инерции, массовый расход |
Кинематический |
Скорость, ускорение, время, угловая скорость |
Геометрический |
Объем, длина, зазор, площадь |
Акустический |
Громкость звука, Интенсивность звука, звуковое давление |
Тепловой |
Теплоемкость, температура, коэффициент теплопередачи |
В основном выделяют три группы диагностических параметров
– Структурные параметры, определяющие состояние узлов деталей по величине зазора и свободного хода
– Параметры попутных процессов работы
– Параметры свойств при эксплуатации
Из вышеперечисленного следует, что параметры первой группы показывают состояние сопряженных деталей, параметры второй- состояние некоторых узлов, параметры третьей- состояние главных систем НТТС.
К примеру, состояние топливной системы можно оценить диагностическими параметрами второй группы
– Количество распыляемого топлива
– Вибрация топливной магистрали
– Прорыв топлива из магистрали
Информация о состоянии узлов и деталей НТТС находится в диагностических характеристиках. К примеру, виброакустические сигналы генерируемы вследствие засорения топливной магистрали, несут информацию о состоянии внутренностей этой магистрали, а подтеки топлива говорят нам о нарушении герметизации системы.
Основным параметром виброакустического процесса является перемещение элемента конструкции, частота колебаний, скорость вибрации и относительный уровень вибрации.
Представленная сверху информация, дает нам понять, что для качественного диагностирования НТТС необходимо оперировать большим количеством диагностических признаков, требующих соответствующих им методов и средств измерения.
Литература:
- В. П. Калявин. Надежность и Диагностика автомототранспортых средств ─ «Наука» 2014.
- К. А. Ачкасов. Ремонт машин ─ «Агропромиздат» 1992.