Неосмотрительность сторон при заключении концессионных соглашений без проведения конкурса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №10 (352) март 2021 г.

Дата публикации: 07.03.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Коробейников, К. Ю. Неосмотрительность сторон при заключении концессионных соглашений без проведения конкурса / К. Ю. Коробейников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 98-101. — URL: https://moluch.ru/archive/352/79034/ (дата обращения: 20.04.2021).



Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем заключения концессионных соглашений без проведения конкурса. На основании проведенного эмпирического исследования был выявлен проблемный момент в Федеральном законе от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в части не закрепления обязанности концедента удостоверения обеспечения исполнения обязательств концессионера.

Ключевые слова: концессионное соглашение, неосмотрительность, без проведения конкурса, обеспечение исполнения обязательств.

Цель представленной научной работы: исследование механизма заключения концессионного соглашения, а именно заключения концессионного соглашения с лицами, выступающими с соответствующей инициативой, анализ п.11 ст.23 и п.6.1 ст.25 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», разработка по возможности предложений и рекомендаций по минимизации аналогичных споров, рассмотренных в настоящей статье.

Научная новизна заключается в проведенном анализе нормативных актов, регламентирующих порядок заключения концессионных соглашений, а также возможных проблем, возникающих в судебной практике, разобранных на личном примере, предложении совершении действующего законодательства.

В соответствии с п.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

На основании п.4.1. ст.37 Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2–4.10 и 4.12 настоящей статьи.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением (п.4.2. ст.37 Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях») [1].

Статья 10 Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определяет перечень существенных условий, включающихся в концессионное соглашение.

Необходимо акцентировать внимание на п.6.1 вышеуказанной статьи: «способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется».

Статья 23 Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» указывает содержание конкурсной документации. Однако нам бы хотелось акцентировать внимание на п.11 вышеуказанной статьи: «указание на способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, а в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, требование о предоставлении победителем конкурса в целях обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению безотзывной банковской гарантии в соответствии с требованиями, установленными частью 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, но не менее чем в определенном конкурсной документацией размере».

Пункт 3 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определяет функции конкурсной комиссии. Одной из функций конкурсной комиссии является проверка документов и материалов, представленных заявителями, участниками конкурса в соответствии с требованиями, установленными конкурсной документацией на основании пункта 5 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, и достоверность сведений, содержащихся в этих документах и материалах.

В соответствии с пп.4 п.4.11. ст.37 Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать требованиям наличия средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения) [2].

На рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения в соответствии с действующим законодательством «будущему» концеденту отводится 30 календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения.

Фактически, в среднем концедент будет иметь 20 рабочих дней на проверку документов. Однако в настоящий момент законодательно не закреплена обязанность концедента по установлению достоверности документов концессионера в части обеспечения исполнения обязательств.

В связи с данной проблемой возникла ситуация на практике, в которой удалось поучаствовать автору настоящей статьи.

29.12.2020 г. Арбитражным судом Свердловской области было вынесено решение в рамках рассмотрения дела № А60–15923/2020 [3].

Суть дела сводилась к следующему, концессионер представил концеденту подложные документы (недействительную банковскую гарантию) при заключении инициативного концессионного соглашения.

В данном случае банковская гарантия не являлась составной частью конкурсной документации, ее главная функция выражалась в возможности обеспечения исполнения обязательств по концессионному соглашению концессионером.

Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, априори гарантирует как добросовестность своих намерений, как субъект гражданского оборота, так и достоверность предоставляемых документов.

Мы полагаем, что в связи с предполагаемой добросовестностью лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения, в настоящий момент отсутствует явно выраженное закрепление в части проверки достоверности представленных документов. Суть проверки в основном сводится к сверке наличия документов, указанных в конкурсной документации.

При подготовке к судебному заседанию нами был изучен довольно объемный массив практики по аналогичным спорам. Однако, 95 % таких дел относились к разрешению споров по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Но одно дело все-таки удалось найти — это решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2019 г. по делу № А19–10753/2019 [4].

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент аналогичных решений в судебной практике мало.

Одним из главных доводов оппонирующей стороны является ссылка на обязанность удостовериться в представленных заявителем документах. Хотя, как было отмечено выше, данная обязанность концедента при заключении с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, отсутствует.

Неосмотрительность концедента не была установлена ни решением Арбитражного суда Свердловской области (дело № А60–15923/2020), ни решением Арбитражного суда Иркутской области (дело № № А19–10753/2019).

Следовательно, концедент был обязан лишь удостовериться в наличии возможности заявителя обеспечить исполнения обязательств по будущему концессионному соглашению.

Заключение

На основании проведенного в настоящей работе исследования можно сформулировать следующие выводы:

  1. При заключении концессионного соглашения с лицами, выступающими с инициативой заключения концессионного соглашения, не удостоверяясь в действительности способа обеспечения исполнения обязательств (банковской гарантии), концедент подпадает под определенные будущие риски, однако не нарушает положения Федерального закона от 21.07.2015 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  2. В настоящий момент отсутствует законодательное закрепление обязанности концедента проверки достоверности документов заявителя в части обеспечения исполнения обязательств по инициативному концессионному соглашению.

Таким образом, нам видится целесообразным, во-первых, увеличить срок рассмотрения предложения о заключении концессионного соглашения до 30 рабочих дней, во-вторых, закрепить обязанность концедента проверки достоверности документов заявителя в части обеспечения исполнения обязательств по инициативному концессионному соглашению во избежание будущих судебных споров.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О концессионных соглашениях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020).
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2020 по делу № А60–15923/2020. — Текст: электронный // Картотека арбитражных дел: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/151ec585-cff2–4ddc-b686–6906c1e97f23/93c4c9a3–603e-4dce-a559-d71c34b64519/A60–15923–2020_20201229_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 04.03.2021).
  4. Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09.10.2019 по делу № А19–10753/2019. — Текст: электронный // Картотека арбитражных дел: [сайт]. — URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/9857f8da-0fa2–4d81–92e9-c8fd0f9ab3a4/8e8ed7e9–1498–45c6–9519-f8b5b1fc55ee/A19–10753–2019_20191009_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 04.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): концессионное соглашение, инициатива заключения, конкурсная документация, Арбитражный суд, соглашение, заключение, инициативное концессионное соглашение, часть обеспечения исполнения обязательств, Иркутская область, Российская Федерация.


Ключевые слова

концессионное соглашение, обеспечение исполнения обязательств, неосмотрительность, без проведения конкурса
Задать вопрос