В статье рассматривается игровая форма обучения на уроке английского языка. Описываются функции игровой деятельности, а также требования к проведению игры на уроке. Приведены примеры языковых грамматических игр на уроке английского языка.
Ключевые слова: игра, познавательный интерес, активность, общение, личностные качества, общеучебные умения, языковая игра.
Использование игровых форм обучения на уроке английского языка позволяет облегчить сложный процесс учения, усилить познавательный интерес учащихся. Игра дает возможность самовыражения и саморазвития для обучаемых.
Игра должна учитывать ряд требований [1, c. 217]:
- снимать напряжение урока и стимулировать активность учащихся;
- быть экономной по времени и направленной на решение определенных учебных задач;
- быть «управляемой», не сбивать заданный ритм учебной работы на уроке;
- не оставлять учеников пассивными.
Игра в процессе обучения выполняет следующие функции [2, c. 43–45]:
- Обучающую функцию. В процессе игры развиваются память, внимание, общеучебные умения и навыки.
- Воспитательную функцию. У учащихся развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки.
- Развлекательную функцию. Урок превращается в увлекательное, интересное приключение.
- Коммуникативную функцию. На уроке создается атмосфера иноязычного общения.
- Релаксационную функцию. Игра помогает снять эмоциональное напряжение на уроке.
- Психологическую функцию. В процессе игры происходит психокоррекция различных проявлений личности в игровых моделях.
- Развивающую функцию. Игра помогает развивать личностные качества учащихся.
Рассмотрим примеры языковых грамматических игр на уроке английского языка.
- Find someone who …
Учитель предлагает учащимся найти ученика, который выполнил действие, о котором идет речь в предлагаемых учителем карточках. Обучаемые, используя настоящее совершенное время, рассказывают о своем опыте. Приведем в качестве примера перечень заданий [3, c. 237].
- Find someone who has had a car accident.
Name:
- Find someone who has written a letter to a newspaper.
Name:
- Find someone who has eaten a frog.
Name:
- Find someone who has slept in a cave.
Name:
- Find someone who has been to Disneyland.
Name:
- Find someone who has spoken to a famous person.
Name:
- Find someone who has read “A Tale of two cities”.
Name:
- Find someone who has driven a tractor
Name:
- Find someone who has done all their homework this term.
Name:
- Find someone who has spent more than a month in a hospital.
Name:
- Oh!
Учитель предлагает учащимся перечень восклицаний и просит их описать события, которые произошли и побудили говорящего произнести эти фразы. Например:
- Oh!
- Damn!
- What on earth?!
- My God!
- Stop it!
- Well?
- Welcome!
- Thank goodness!
- Good luck!
- Congratulations!
- Cheers!
- No!
- Touch wood!
- Bad luck!
- What’s my line?
Учащиеся пытаются угадать профессию друг друга. С этой целью они задают друг другу вопросы, используя настоящее неопределенное время.
Перечень возможных профессий:
- policeman
- teacher
- actor
- farmer
- pilot
- computer programmer
- hairdresser
- secretary
- Proverbs
Учитель предлагает учащимся прокомментировать пословицы. Используя настоящее неопределенное время, учащиеся соглашаются либо не соглашаются с ними, предлагая свой вариант [3, c. 262].
Proverbs in the present simple
- A rolling stone gathers no moss.
- Too many cooks spoil the broth.
- A bad workman blames his tools.
- Dreams go by contraries.
- It’s an ill wind that blows nobody any good.
- Bad news travels fast.
- Nothing succeeds like success.
- God helps them that help themselves.
- Two wrongs don’t make a right.
- The early bird catches the worm.
- A hard day
Для отработки оборота “there is, there are” учитель предлагает учащимся карточки, на которых написано по одной строчке стихотворения. Ученики должны написать строчки стихотворения в правильной последовательности [4, c. 117].
A hard day
- There is nowhere at all to park,
And it is rather cold and dark.
There is nothing in the street,
There’s absolutely no one to meet.
- It’s a hard day to save,
We don’t know how to behave.
Is there a market today?
I don’t know. It’s Friday.
Таким образом, использование игровых упражнений при работе с грамматическим материалом на уроке английского языка стимулирует активность учащихся, позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс. — М., 2008. — 272 с.
- Конышева А. В. Английский язык. Современные методы обучения. — М., 2007. — 352 с.
- Penny Ur Grammar practice activities. — Cambridge, 1988. — 290 p.
- Конышева А. В. Игра в обучении иностранному языку: теория и практика. — Мн., 2008. — 288 с.