Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 27.02.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Дениско, Л. С. Формирование понятия «социально-психологическая адаптация» на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы в современной психологии / Л. С. Дениско. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 171-173. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78842/ (дата обращения: 21.04.2021).



В статье автор анализирует основу для возникновения современного понятия «социально-психологическая адаптация».

Ключевые слова: адаптация, воздействие, изменение.

Впервые термин «адаптация» ввел немецкий физиолог Hermann Rudolph Aubert в 1865 году. Он провел несколько экспериментов, связанных с феноменом адаптации к темноте, а именно со способностью глаза восстанавливать свою чувствительность в темноте после воздействия яркого света [11]. H. R. Aubert определил под адаптацией способность органа, в данном случае чувств, приспосабливаться к внешнему раздражителю. Так настоящее понятие закрепилось в биологии.

Чарльз Дарвин (1809–1882) в своей концепции эволюции указывал на то, что эволюция как процесс направляемого все большего приспособлением; данный процесс обеспечивает выживание организма в условиях измененной среды. Следуя и развивая идею Чарльза Дарвина, Клод Бернар ввел понятие «внутренняя среда организма» [10]. Акцентируя внимание на протяженности процесса взаимоотношений внутренних реакций и внешних факторов, непосредственном влиянии окружающей среды на благополучие организма и важность стабильности внутренней среды для здоровья индивидуума.

В свое время Зигмунд Фрейд (1856–1939) объяснил процесс приспособления человека к окружающему миру через психоанализ. Внутреннее Я наблюдает за внешним миром и выбирает момент для безвредного удовлетворения своих потребностей либо отказывается, компенсируя удовлетворением других потребностей [5].

В своей работе Ж. Пиаже (1896–1980) рассматривает адаптацию в совокупности с биологической и психологической точек зрения как совокупный процесс ассимиляции и аккомодации, баланса и равновесия между обоюдным воздействием окружающей среды, и организма.

Аналогичного мнения придерживался и Г. Селье (1907–1982) в своей концепции общего адаптационного синдрома, рассматривая адаптацию с позиции психофизиологии — научной дисциплины, которая возникла на стыке физиологии и психологии. Адаптация представляет собой физиологическую реакцию организма, а именно «гормональные сдвиги, увеличение коры надпочечников в сочетании с их усиленной секрецией, нарушение обмена веществ с превалированием процесса распада» [8].

Из чего можно заключить, в зарубежной психологии под адаптацией понимают физиологическое и психологическое приспособление человека к окружающему миру; удовлетворение своих потребностей посредством достижения стабильных взаимоотношений между личностью и окружением.

В отечественной науке реформирование устоявшегося взгляда на адаптацию как на биологический феномен стало происходить в середине 70–80 гг. XX века, обусловленное веянием времени. В. П. Казначеев начал развивать принцип системного подхода к проблеме адаптации человека. Нехватка знаний в этой области вела к задержке развития многих наук о человеке [3]. В. П. Казначеев считал человека своего времени не готовым к воздействию постоянных неадекватных воздействий окружающей среды. Наука и развитие промышленности того времени развивались столь стремительно, что проблема адаптации стала одной из острых проблем. В это же время другой изыскатель, немецкий философ, О. Марквад отмечает проблему динамизации отживания предыдущего опыта [2]. Скорость перемен окружающей среды возрастает, естественные возможности их осмысления и принятия, не успевающие за изменениями, диктуют необходимость выработки механизмов адаптации к ним. Э. Тоффлер изложил эту мысль в виде задачи: «Для того чтобы выжить, чтобы предотвратить то, что мы назвали шоком будущего, индивид должен стать бесконечно более адаптируемым и знающим, чем когда-либо раньше. Он должен искать абсолютно новые способы бросить якорь, ибо все старые корни — религия, нация, общность, семья, или профессия — уже шатаются под ураганным натиском силы ускорения» [9]. С. Д. Артемов отечественный учёный рассматривал процесс адаптации рабочих к условиям работы на социалистическом промышленном предприятии с психологической точки зрения. Адаптация по С. Д. Артемову как «…процесс активного усвоения молодой сменой рабочего класса исторически сложившихся материальных и духовных условий деятельности производственных коллективов» [1].

В свою очередь А. В. Петровский (1924–2006), Р. С. Немов (род. 1941), советские и российские специалисты в области психологии личности, обозначили адаптацию как изменение чувствительности органов чувств под воздействием стимулов с целью их наилучшего безопасного восприятия и избежание перегруженности [6], [7].

Отечественные ученые Л. С. Выготский (1896–1934), А. Н. Леонтьев (1903–1979), С. Л. Рубинштейн (1889–1960) и другие в своих трудах раскрывают процесс адаптации как единство человека и окружающей среды, которые взаимодействуют друг с другом посредством активного сотрудничества со стороны личности, направленного на познание мира и выработки определенных позиций в отношении меняющихся условий окружающего мира. Основываясь на исследованиях А. Н. Леонтьева, К. А. Абульхановой-Славской, В. Н. Мясищева об активности живости личности, В. А. Сластенин (1930–2010) рассматривает активность как основу, начальную точка процесса адаптации [4].

М. И. Скубий обрисовывает адаптацию как процесс, в течение которого у личности происходят качественные внутренние изменения, в дальнейшем проявляющиеся в отличном поведении конкретного человека [4]. Отсюда можно сделать вывод активность «внутренняя» необходимое условие и причина возникновения активности «внешней».

Таким образом, в отечественной психологии понятие адаптации рассматривается с точки зрения некоего конфликта, который разрешается посредством активной деятельности самой личности. В отличие от зарубежной психологии отечественные психологи делают акцент на усвоении социальных норм и условий, необходимых для успешной адаптации. Тогда как в зарубежной психологии адаптация — это обоюдный процесс приспособления как самой личности, так и социальной группы, окружения, в отечественной — делается упор на изменчивость непосредственно самой личности, ее приспособление к действительности.

Из чего следует заключить, однозначной трактовки термина «адаптация» нет. Адаптация — это изменение психики человека под воздействием факторов окружающей среды; способность организма приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

В зависимости от области применения можно обозначить такие виды адаптации как биологическая, физиологическая, социальная адаптация, адаптация персонала, профессиональная и другие.

Резюмируя вышеизложенное, понятие «адаптация» имеет междисциплинарный характер. Все вышеперечисленные виды адаптации можно условно разделить на две большие группы: биофизиологическую и социальную адаптации. Подвидом социальной адаптации является социально-психологическая адаптация.

Социально-психологическая адаптация — это процесс усвоения ролей при попадании в новые социальные условия, приобретения социально-психологического статуса. Это вид взаимодействия личности с социальной средой, в течение которого гармонизируются требования, ожидания, реакции, возможности участников и реальная действительность. Ведущую роль в социально-психологической адаптации занимает активность личности в процессе. Данный процесс представляет собой синтез аккомодации (приспособление личности к внешним условиям) и ассимиляции (процесс «интеграции» личности во внешнюю среду, отождествление себя).

Литература:

  1. Артемов, С. Д. Проблемы социальной адаптации молодого рабочего на социалистическом промышленном предприятии: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Артемов С. Д.; Уральский гос. ун-т им. А. М. Горького. — Свердловск, 1970. — 19 c.
  2. Гнатышина Е. А. Характеристика адаптационных процессов в ВУЗе в условиях социально-культурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов ВУЗа / Е. А. Гнатышина, Н. В. Уварина, А. В. Савченков. — Текст: непосредственный // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2018. — Т. 10. N 2.
  3. Казначеев В. П. Современные аспекты адаптации / В. П. Казначеев. — Текст: непосредственный //. — Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
  4. Константинов В. В. К вопросу о понятии «адаптация» / В. В. Константинов. — Текст: электронный // Psyjournals.ru: [сайт]. — URL: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30306_full.shtml (дата обращения 03.10.2020).
  5. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу / В. М. Лейбин. — М: АСТ Москва, 2010.
  6. Немов Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 688 с.
  7. Петровский А. В. Общая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., доп. и перераб. М.: 1976. — 479 с.
  8. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика. / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. — 479 с.
  9. Тоффлер Э. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М: Издательство ACT, 2002. — 557 с.
  10. Чабала Л. И. Экологическая безопасность человека / Л. И. Чабала А. В. Звягинцева, В. А. Чабала. — Текст: непосредственный // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2010.
  11. Hermann Rudolph Aubert. — Текст: электронный // Википедия-свободная энциклопедия: [сайт]. — URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Hermann_Rudolph_Aubert (дата обращения: 01.10.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, адаптация, зарубежная психология, самая личность, социальная адаптация, социально-психологическая адаптация, окружающий мир, процесс, процесс адаптации.


Задать вопрос