Актуальные проблемы реализации государственных и муниципальных услуг в электронной форме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (350) февраль 2021 г.

Дата публикации: 20.02.2021

Статья просмотрена: 644 раза

Библиографическое описание:

Рыженков, И. С. Актуальные проблемы реализации государственных и муниципальных услуг в электронной форме / И. С. Рыженков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/350/78741/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор дает краткую характеристику процессу предоставления государственных услуг населению и выделяет некоторые актуальные проблемы, препятствующие его развитию.

Ключевые слова: электронная услуга, государство, проблемы, Российская Федерация.

Электронные формы предоставления государственных и муниципальных услуг получили широкое распространение и признание граждан Российской Федерации. Возможность оценки качества их предоставления позволяет влиять на эффективность работы государственных и муниципальных органов исполнительной власти, тем не менее, это не снимает ряда проблем в процессе их оказания.

Особенностью современного этапа развития «сервисного государства» является то, что большинство предоставляемых государственных и муниципальных услуг населению осуществляются в электронной форме. Услуга, будучи специфическим видом продукта, как результат деятельности органов государственной исполнительной власти в этом случае не теряет своих качеств, более того эффективность процесса её предоставления в этом случае значительно повышается. Реализация услуг в электронной форме позволяет сохранять такие необходимые качества государственных и муниципальных услуг как:

бесперебойность;

рассредоточение по территории;

отсутствие ограничений доступа к услугам неограниченного числа потребителей;

увеличение объемов предоставляемых услуг не связано со снижением полезности услуг для каждого конкретного потребителя и т. п.

Значительную роль в процессе повышения качества предоставляемых государственными и муниципальными органами услуг сыграло внедрение регламентов, которые определяют порядок, объемы и сроки. Это не только позволило упорядочить деятельность в процессе предоставления услуг, но и сделало его понятным для потребителя.

Перевод процесса предоставления услуг в электронную форму дал гражданам целый ряд преимуществ: возможность обращения в органы прямо из дома или с рабочего места (этот аспект особенно актуален, если орган управления располагается на отдаленном от потребителя расстоянии), сокращение времени, затраченного на обращение, отсутствие необходимости стоять в живой очереди в процессе обращения за услугой. В учреждениях, предоставляющих услуги, так же отпала необходимость оборудовать места для граждан, ожидающих получения услуги, так как объем обращающихся непосредственно в органы значительно сократился.

Нельзя оставить без внимания и те преимущества, которые получили сами органы государственной и муниципальной исполнительной власти. В первую очередь, это возможность оценить удовлетворенность граждан качеством предоставляемых услуг и работать над её повышением. Контроль этого вопроса можно осуществлять как благодаря возможностям внутренних информационных систем, так и благодаря внешнему мониторингу. Так, например, «информационно аналитическая система мониторинга качества государственных услуг (ИАС МКГУ) позволяет, согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 1284 от 12 декабря 2012 г., проводить оценку гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг» [1]. Обратная связь с гражданами осуществляется посредством различных каналов — отзыв может быть оставлен в электронном терминале, установленном в учреждении, предоставляющем услугу, посредством смс-сообщения, интернет-портала и т. д.

Важен факт, что обратная связь имеет влияние на повышение качества предоставляемых услуг и степень удовлетворенности граждан. В качестве примера можно рассмотреть динамику оценки качества предоставляемых услуг Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области [2].

Таблица 1

Оценка гражданами качества предоставляемых услуг Управлением Федеральной службы судебных приставов по Самарской области

Год

Среднее значение оценки по пятибалльной шкале

% положительных оценок

2017

2,34

27,66

2018

4,37

84,07

2019

4,47

86,32

2020

4,82

96,12

Таким образом, электронная форма предоставления услуг и организация возможности их оценки увеличивает возможности взаимодействия граждан и государства в процессе развития его сервисных функций.

Однако следует отметить, что кроме преимуществ электронных форм предоставления услуг населению, есть ряд проблем, с которыми сталкиваются граждане и которые они вынуждены решать. Так, по данным на 2016 год, удельный вес населения, использующего сеть Интернет, в общей численности населения в возрасте 15–72 лет составил 80,8 %. То есть, пятая часть населения не охвачена сетью и для того, чтобы воспользоваться электронной формой услуг, вынуждена обращаться либо непосредственно в учреждения, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, либо в учреждения предоставляющие услуги интернет-связи, либо прибегать к помощи третьих лиц, что ставит под угрозу информацию о персональных данных и сопровождается ещё целым рядом проблем. Кроме того, сохраняет остроту вопрос информационной грамотности населения, особенно людей в возрасте старше 50 лет [3]. Таким образом, доступность услуг снижается.

Тем не менее, данные проблемы не уменьшают необходимости дальнейшего развития электронных форм предоставления услуг, а скорее ставят вопрос о необходимости усиления внимания к просвещению населения в области информационной компетентности.

Литература:

  1. О проекте «Ваш контроль» [Электронный ресурс] // Портал «Ваш контроль». 2012–2018. — URL: https://vashkontrol.ru/about (дата обращения: 08.02.2021).
  2. По материалам портала Ваш контроль [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://vashkontrol.ru/ratings (дата обращения: 08.02.2021).
  3. Информационное общество в Российской Федерации: статистический сборник / К. Э. Лайкам, Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, О. Ю. Дудорова и др.; ИИТМАРосстат, Нац. исслед. ун—т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2017. — 328 с.
Основные термины (генерируются автоматически): услуга, Российская Федерация, электронная форма, электронная форма предоставления услуг, исполнительная власть, обратная связь, ряд проблем, Самарская область, удовлетворенность граждан, Федеральная служба.


Ключевые слова

государство, проблемы, Российская Федерация, электронная услуга

Похожие статьи

Основные тенденции развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по настоящее время.

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового реализации права граждан на обращение в государственные органы. В заключение выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного института.

Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины

Статья посвящена вопросам правового регулирования сети интернет. Рассмотрены основные преступления и правонарушения, совершаемые с помощью глобальной информационной системы интернет, а также выделены основные причины, способствующие их распространени...

Ответственность за предоставление коммунальных услуг

В статье автор пытается проанализировать и выделить основные проблемы в сфере предоставления коммунальных услуг в Российской Федерации. Автор пытается разобраться в недостатках текущего законодательства и путях решения возникающих в связи с этим проб...

Реализация системы межведомственного электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

В статье рассмотрен процесс реализации межведомственного электронного запроса в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, выявлены основные проблемы и обозначены рекомендации по их устранению.

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли, а также актуализированы проблемные аспекты в данной области.

Проблемы и перспективы правового регулирования дистанционного формата работы в трудовом праве

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты правового регулирования дистанционной работы в РФ. Анализируются новации трудового законодательства в данной области, а также выделены основные проблемные вопросы дистанционного формата работы в РФ.

Похожие статьи

Основные тенденции развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде

В статье автор дает характеристику процессу предоставления государственных услуг в электронной форме и выделяет тенденции их развития с момента запуска по настоящее время.

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением

В статье автор раскрывает основные аспекты повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением и описывает механизмы реализации этой работы.

Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти

В статье рассмотрены некоторые проблемы правового реализации права граждан на обращение в государственные органы. В заключение выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования данного института.

Проблемы правового регулирования в сети интернет и их причины

Статья посвящена вопросам правового регулирования сети интернет. Рассмотрены основные преступления и правонарушения, совершаемые с помощью глобальной информационной системы интернет, а также выделены основные причины, способствующие их распространени...

Ответственность за предоставление коммунальных услуг

В статье автор пытается проанализировать и выделить основные проблемы в сфере предоставления коммунальных услуг в Российской Федерации. Автор пытается разобраться в недостатках текущего законодательства и путях решения возникающих в связи с этим проб...

Реализация системы межведомственного электронного взаимодействия в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

В статье рассмотрен процесс реализации межведомственного электронного запроса в системе предоставления государственных и муниципальных услуг, выявлены основные проблемы и обозначены рекомендации по их устранению.

Защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли по гражданскому законодательству Российской Федерации

В представленной статье автором сделана попытка разъяснить особенности защита прав потребителей в сфере дистанционной торговли, а также актуализированы проблемные аспекты в данной области.

Проблемы и перспективы правового регулирования дистанционного формата работы в трудовом праве

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты правового регулирования дистанционной работы в РФ. Анализируются новации трудового законодательства в данной области, а также выделены основные проблемные вопросы дистанционного формата работы в РФ.

Задать вопрос