Паспорт проекта
Руководитель проекта |
Воспитатели групп № 2, 4, 5 |
Участники проекта |
Дети, родители, воспитатели |
Возраст участника проекта |
Младший дошкольный возраст |
Тип проекта |
Творческо-информационный, групповой |
Продолжительность проекта |
Краткосрочный (две недели) |
Проблема проекта |
Как праздновали в старину праздники Вербное воскресенье и Пасху? Познакомить детей с праздниками Вербное воскресенье и Пасха, с историей, традициями празднования. Воспитывать интерес к истокам культуры своего народа, познакомить с обычаями и обрядами, связанными с этими праздниками. |
Актуальность |
В современной российской действительности сложилась ситуация слабого познавательного интереса к собственной народной культуре и традициям. Многовековой опыт общества показал всю важность приобщения детей к культуре своего народа, так как обращение к своим корням воспитывает в детях уважение и гордость к предкам. Знакомство дошкольников с народными праздниками Руси является крайне актуальным, потому что дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Ребенка нужно готовить к жизни во всех отношениях: он должен быть умственно развит, морально совершенен, эстетически выразителен, физически здоров. Эти требования можно удовлетворить, основываясь на определенных принципах, важнейшим из которых является принцип народности». |
Цели проекта |
Формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста к истории нашей родины, народным традициями и обычаями, духовным ценностям русского народа. |
Задачи проекта |
1. Познакомить детей с традициями и культурой народа, народными игрушками, с дымковской, филимоновской росписью 2. Познакомить с устным народным творчеством и авторскими произведениями, создать условия для реализации творческой деятельности 3. Познакомить детей в доступной форме с праздниками Вербное воскресенье и Пасха |
Методы |
Наглядный метод : — рассматривания книжных иллюстраций, репродукций; — наблюдение Словесно-образный метод : — чтение авторских и народных произведений воспитателем; — беседы с элементами диалога, рассказы воспитателя, обыгрывание ситуаций Игровой метод : — дидактические, подвижные игры. |
Предполагаемый результат |
У детей сформируются представления о традициях празднования Вербного воскресения и Пасхи в обществе и семье. Дошкольники и взрослые сплотятся вокруг единой цели. Сформируются представления о народных традициям и духовных ценностях русского народа. |
Этот проект рассчитан на работу во второй группе раннего возраста и младших группах ДОО. Необходимость такого проекта обусловлена снижением интереса к народной культуре и традициям нашей родины. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, на формирование общей культуры.
Реализация проекта:
I этап. Подготовительный
− Создание предметно-развивающей среды в группе
− Подбор литературы, демонстрационного материала, пособий, дидактических игр, создание картотек народных подвижных игр.
− Реализация проекта осуществляется в совместной и самостоятельной деятельности детей
II этап. Основной
Речевое развитие:
− Знакомство с устным народным творчеством (сказки, потешки)
− Знакомство с авторскими произведениями по теме
− Заучивание стихотворения к Вербному воскресенью и Пасхе
− Беседа о Пасхе и Вербном воскресенье, о пасхальных обычаях
− Чтение и обсуждение стихотворений о празднике Пасхи (К. Феофанов, С. Есенин), «Святое воскресенье» (Н. Григорьевой)
− «Составление рассказа по картине»
Художественно-эстетическое развитие:
− Рисование «Весенние ветки»
− Аппликация «Вербочка»
− Пластилинография «Яичко»
− Ручной труд «Яичко»
− Аппликация «Подбери матрешке сарафан»
− Рисование «Яичко»
Дидактические игры:
− «Разрезные картинки»
− «Трафареты»
− «Наряди куклы к празднику»
− «Кубики декоративной росписи»
Подвижные игры:
− «Ручеек»
− «Скворушки»
− Ложки-погремушки»
− «Разбуди мишку»
− «Наседку и цыплята»
− «Хозяин»
− «Великая суббота»
− «Великое воскресенье»
− «Катание на качелях»
Работа с родителями:
Создание фотовыставки «Семейные традиции празднования Пасхи»
Приложение
Беседа «Пасха»
— Какой праздник изобразил художник? Что вам подсказало, что это — Праздник Пасхи? Расскажите, что вы знаете об этом празднике. Как иначе можно назвать эту картину?
Рассказ взрослого
Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Это один из главных праздников в христианской религии, утвержденный в честь воскрешение Христа. Одним из символов праздника является яйцо, символ зарождающейся жизни. На Пасху готовили такие кушанья, которые в течение года больше не попробуешь. Ели их один раз в году: готовили куличи, пасхи, пирожки, запекали окорока. А вот рыбные блюда на стол не ставились!
В домах зажигали люстры, лампы, свечи.
Пасха — семейный праздник, но в гости ходили обязательно — христосоваться.
Это обычай всеобщего целования. Брали писанки и, приговаривая: «Христос воскрес! Воистину воскрес!», — обменялись яичками, целовались.
Обязательно одевались во все светлое, белое.
Давайте вспомним пасхальные приметы:
— Мороз в первый день Пасхи — обильному урожаю
— Если пойдет дождь, то весна дождливая будет!
— На Пасху умывались из золота, серебра, красного яичка — в надежде разбогатеть!
— Если на Пасху девица ударит локоть, значит, ее милый вспомнил
— На Пасху бросать и лить за окно нельзя: Христос под окнами ходит!
Чтение и обсуждение стихотворений о празднике Пасхи
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса,
Небо блещет, словно море,
Море — точно небеса
Сосны в бархате зеленом,
И душистая смола
По чешуйчатым колоннам
Янтарями потекла.
И в саду у нас сегодня
Я заметил, как тайком
Похристосовался ландыш
С белокрылым мотыльком.
(К. Феофанов)
***
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала,
Резвая, полна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
(С. Есенин)
Чтение рассказа и стихотворения Н. Григорьевой «Куличи»
«Я очень люблю праздник Пасхи. Больше всего мне нравится сама подготовка к празднику. Мама варит много яиц. Потом мы садимся и начинаем их разукрашивать. А потом определяем, кто сделает лучший узор.
А уж когда мама начинает возиться с тестом, то меня из кухни не прогонишь. Я беру небольшой кусочек теста, вдыхаю его аромат, пробую на вкус, выкатываю и в заранее подготовленную формочку осторожно укладываю его. В этом есть какое-то таинство.
Потом мы даем тесту в формах подняться и ставим в горячую духовку. Вкусный запах от выпечки не только в квартире, но и в коридоре. В других квартирах ведь тоже выпекают куличи.
Готовые куличи украшаем взбитыми белками с сахаром и посыпаем специальной присыпкой. Куличи готовы».
Пасхальные обычаи
Неделя, предшествующая Великому дню
Каждый день этой недели называется Великим. Люди купаются до восхода солнца. Пепел, выбранный из печи на протяжении этой недели, оберегает капусту от вредителей. А когда такой пепел вынести в курятник, то, говорят, что он влияет на несучесть кур. Хлеба, посеянные в Чистый четверг, будут чистыми, свободными от сорняков.
Великая пятница
Кладут ладан под плащаницу, а потом забирают домой, веря, что это охраняет от дома, бед и разных слабостей.
Великая суббота
Сеют овощи, пекут куличи, а скорлупу от яиц бросают на воду, чтобы поплыли далеко и дали знать миру, что у нас Пасха. А еще скорлупу вешают на деревьях, чтобы фрукты зародились. В это день красят яйца (крашенки).
Великое воскресенье
В этот день освящают куличи, яйца и колбасы. Христосаются. При церквях проводят весенние забавы, звонят в колокола. Старые люди бросают крошки со стола на огород и верят, что из этих крошек вырастет зелье маруна.
Катание на качелях
В день Пасхи катание на качелях было основным развлечением всего села. И возле качелей можно было встретить и молодежь, и людей солидных. Раскачиваясь на качелях, девушки пели.
Игры-забавы:
«Хозяин». Один мальчик становится хозяином. Он выбирает себе сторожа, другие дети курочки и петушки. Хозяин идет к себе, поручает птичник дежурному и приказывает ему, чтобы не лисичка, ни коршун не схватил курочку или петушка, а то будет беда. Только отошел хозяин, сторож прячет себе одну пару — курочку и петушка. Возвращается хозяин, замечает, что не хватает курочки и петушка, и спрашивает: «А где же желтенькая курочка и черненький петушок?». Сторож говорит: «Коршун схватил!» — хозяин снова уходит, а сторож прячет одну пару и так, пока всех не перепрячет. Хозяин сердито корит его за недосмотр, а сторож созывает всех птиц, которые сами с упреками, что он не давал им зерно, кидаются на хозяина, а он убегает.
«Катание яиц». Необходимо прокатить яйцо по желобку, старясь разбить крашенки партнеров. Выигрывает тот, чье яйцо осталось целым.
« Бои крашенок ». Чья крашенка при ударе яиц друг о друга не разобьётся, тот и выиграл.
« Верный расчет ». Крашенку кладут на землю. В десяти шагах от неё стоит тот, кто желает выиграть это яйцо. Ему завязывают глаза косынкой. С завязанными глазами играющий отсчитывает 10 шагов, развязывает глаза и пробует достать крашенку. Достает — значит, выиграл, недостанет — выбывает из игры ни с чем.
Чтение и обсуждение стихотворения Н. Григорьевич «Святое воскресенье»
В каждый дом с весною красной
К нам летит благая весть.
На душе светло и ясно:
В этот день Христос воскрес.
«Христос Воскрес, Христос Воскрес!»
Нам шепчут ангелы с небес.
И всюду свечи зажигают,
И паски в церкви освещают,
И наступает озаренье
В Христово это Воскресенье.
Святую паску кто вкушает,
Достаток и добро познает,
Познает счастье и любовь.
«Христос Воскрес!» — ликуем вновь.
В Христово это Воскресенье
Мы верим: будет возрожденье!
Земля от счастья расцветет,
Не будет горя и невзгод!
Поклонимся своей Отчизне
И пожелаем светлой жизни,
Безбедно в счастье процветать
И Бога щедро прославлять.
Пусть будет мир на всей планете,
Пусть радостно смеются дети,
И солнце пусть с небес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Погодные приметы на Вербное воскресенье
− Теплый и ясный день — к отличной погоде летом.
− Ветреная погода — лето будет ветреным, возможны бури.
− На Вербное воскресенье идет дождь — примета хорошего урожая.
− Ясная и теплая погода — к богатому урожаю фруктов.
− Мороз в этот день — к урожаю яровых.
− Если ночью подморозило, и на земле появился хрусткий лед, то уродятся огурцы и капуста.
− Верба дружно и пышно цветет — пахота в этом году будет удачной.
− Если перед Вербным воскресеньем появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным, плодородным и богатым на хорошие события.
− Кто постучит по телу веточкой вербы — тот будет здоровым целый год.
Беседа «Как на Руси праздновали Вербное воскресенье?»
Вербное воскресенье отмечается за неделю до Пасхи, в воскресенье. Накануне этого дня вечером в церкви освящаются зеленые веточки деревьев, чаще всего вербы. Священник раздает их всем, кто приходит в церковь, и все стоят в храме с зелеными ветками и зажженными свечами в руках.
В канун Вербного воскресенья полагалось срезать пучки ветвей вербы, покрытых пушистыми почками. В церкви ветки освящались. Считалось, что распустившиеся на них почки и золотистые сережки обладают особой магической силой. Почки срывали и запекали в особые маленькие хлебцы, числом не менее девяти.
В один из хлебцев клали серебряную монетку. Кому она достанется, для того будущий год будет благополучным. Если монетку находила девушка, то она вскоре должна выйти замуж.
Для защиты от болезней хлестали друг друга принесенными из церквей ветками. При этом произносили приговор: «Не я бью — верба бьет». Вербой также хлестали всех домашних животных и основную домашнюю утварь .