В данной публикации приведён теоретический анализ, основанный на процессе технологии строительного механизма античных арен.
Ключевые слова: технология и механизм строительства, оперные театры.
In the given publication the theoretical analysis based on process of technology of the building mechanism of antique arenas is resulted.
Keywords: technology and the building mechanism, opera theaters.
Безусловно, театр – одно из самых таинственных видов искусства. Этот жанр, - на грани двух миров нашего и потустороннего. Театр – это и средство пропаганды и воздействия на слушателей, которые, поглощают визуально и эмоционально спектакль-действо, подсознательно воспринимает то, что им [зрителям] хотят сказать автор, режиссер, актер. Ведь неслучайно П. Гиро в своей книге «Частная и общественная жизнь греков» помещает раздел «Драматические представления» в главу «Религия». Учёный пояснил: «драматургическое сценическое действо тесно связанное со служением Богу [иными словами связанное с потусторонним миром] и воздействием на большое количество поклонников театра» [2].
Театральная жизнь сейчас многообразна1. Мы можем утверждать, что почти весь современный театральный мир вырос из античного театра, существовавшего в Древней Греции много веков назад. В этой стране сложился устойчивый тип театрального сооружения характерный для всей эпохи античности. Театральные сооружения не были самостоятельными постройками, [типа городского здания или храма], а входили в какой-нибудь, архитектурный ансамбль2. Хор с песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке — «орхестре», вокруг которой и собирались зрители, но по мере усложнения драматургического представления возникла необходимость в усовершенствованиях в техническом направлении. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест. Разыгрывали действо у подножия холма, а зрители размещались по его склону /см.: иллюстрация 1/.
Иллюстрация 1. Мы видим, что на склоне холма или горы полукруглыми уступами друг над другом вырубались в скале и ставились скамейки для зрителей – «театрон». У подножия холма находилась – «орхестра» и «скена».
Театр [имеется в виду древнегреческий античный театр] имел три главные части. Это «орхестра», «театрон» (от глагола теаомай – «смотрю», иными словами места для зрителей), «скена» («палатка», а позже — деревянное затем каменное строение)3.
Развивая далее тему архитектурного построения театра классической эпохи, следует отметить, что размер театра определялся диаметром «орхестры» (11 – 30 м.). «Скена» располагалась по касательной к окружности орхестры Передняя стена «скены» — «проскений», [имевший обычно вид колоннады], — изображал фасад храма или дворца. К «скене» примыкали два боковых строения, которые назывались «параскении». «Параскении» служили местом для хранения декорации и другого театрального имущества. При необходимости «параскении» могли изображать фасад жилища или храма и обыгрываться по ходу действия драмы. Между «скеной» и местами для зрителей, [занимавшими несколько более половины круга], находились «проходы» — «пароды», через которые до начала спектакля в театр входили зрители. Вступали на «орхестру» хор и актеры, прибывшие по ходу действия [«из города», «из гавани», «из чужой страны»]. Греческие драматические актеры играли своих героев на «орхестре» перед «проскением».
В наше время до нас дошли руины эллинистических театров4. Эти театры сооружались из камня [хотя отдельные части строились иногда еще из дерева]. Проведённые раскопки помогли с большой точностью восстановить план и составные части.
Перед нижним этажом «скены» каменную пристройку, состоящую из столбов с помещенными спереди полуколоннами и снабженную плоской крышей. Эта пристройка в надписи Оропа называлось «проскением», а строительных документах Делоса — имело другое название «логейоном». Постановки комедии осуществлялись на плоской крыше, идущей от колонн «проскения» ко второму этажу «скены». Эту сценическую площадку называли «логейоном», а иногда и просто «проскением». Глубина «логейона» (2,5—3,5 м) при такой же примерно высоте. Помещение под «проскением» называлось «гипоскением». За «логейоном» возвышался второй этаж «скены» - «эпискений».
Фасад его, по мнению исследователей [Бете, Фихтер, Булле, М. Бибер], представлял собой солидную стену с дверями, перед которой и разыгрывалось действие. В стене, однако, были сделаны широкие проёмы и таким образом устроены выходы из «эпискения» на «логейон». Проёмы эти, называемые «фиромами», служили не только для появления актёров, но и для углубления сценической площадки. В них прятались актёры, которые по пьесе должны были укрыться или играть роль подслушивающего героя ход событий в сценическом действии /см.: иллюстрация 2/.
Иллюстрация 2. Из театров эллинистической эпохи известный театр в Эпидавре.
Развитие древнегреческой драматургии потребовало применения декораций. К примеру, «в ранних трагедиях Эсхила декорации представляли собой массивные деревянные сооружения [большой алтарь с кумирами двенадцати богов в «Умоляющих»; гробница царя Дария в «Персах»; скала в «Прометее Прикованном»]. При Софокле появились расписные декорации помогавшие превращать «проскений» в фасад дворца (храма), в переднюю стену палатки предводителя» [1, с. 16]. Между колоннами «проскения» устанавливались разрисованные доски или холсты «пинаки». Ещё пример, «в некоторых комедиях действие переносилось из одного месте в другое [из города в деревню, с земли в подземное царство], причём в театре они располагались рядом» [1, с. 16].
Сюжеты древнегреческих драм привели и к изобретению театральных механизмов, постановочной техники. Так, например, «божества взлетали вверх и спускались вниз с помощью блоков, причем от зрителей ничего не скрывалось, и всегда были видны веревка и крюк, которым зацепляли за пояс «парящего в воздухе» актера» [1, с. 16]. Существовало в древности латинское выражение Deus ex machina [бог из машины]. С помощью них на сцену являлось божество и легко разрешало чересчур усложнившиеся взаимоотношения действующих лиц. Наиболее употребительными были: «эккиклема» - выдвижная площадка на низких колёсах, показывавшая зрителям, что происходит или произошло внутри помещения (в трагедиях, обычно сцены убийства); «эорема» - приспособление, позволявшее богам и другим действующим лицам подниматься в воздух и опускаться. К примеру, в «Орестее» Эсхила на «эккиклеме» вывозили трупы Агамемнона и Кассандры, а затем - Эгисфа и Клитемнестры. «Механэ» [идентичное слово, что и «зорема»] представляла собой подъемник, с помощью которого герои оказывались наверху, например, попадая «на Олимп» (как действующий герой Тригей в комедии Аристофана «Мир»). Простота сценического оборудования была обусловлена отнюдь не слабым развитием античной техники. В театре классической поры внимание зрителей сосредоточивалось на развитии действия, на судьбе героев, а не на внешних эффектах. Ещё пример учёный Витрувий в своём трактате «Об архитектуре» (книга 5, глава 6, 8) упоминал о вращающихся вокруг своей оси трёхгранных призмах - «периактах», с помощью которых происходила смена декораций. Эти «периакты», вероятно, помещались в боковых фиромах. Во всех театрах эллинистической эпохи «орхестра» образует полный или почти полный круг. Её диаметр варьирует в зависимости от величины зданий приблизительно от 11 м. (0роп) до 30 м (Мегалополь). «Скена» обычно имеет повсюду форму удлиненного четырёхугольника, средняя глубина которого равна 4—7 м, а максимальная ширина 35—40 м5.
Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительных мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части «проскения» временно закрывались от зрителей. Так, например, античный театр в городе Эпидавр обладал уникальным акустическим свойством — зрители последних рядов слышат даже шепот актеров, так же хорошо, как и люди, сидящие прямо перед сценой. Ученые6 разгадали секрет идеальной акустики древнегреческого театра. Удалось выяснить, что такой эффект создают «изготовленные из известняка кресла для зрительного зала и расположение их рядов. Сиденья выступают в роли своеобразного фильтра, который «срезает» низкочастотные акустические колебания и глушит фоновый шум зрительского зала, а ряды кресел отражают высокочастотные акустические колебания в направлении аудитории и усиливают эффект.
Древнейшим из известных театральных зданий являлся театр Диониса в Афинах, расположенный в священной ограде Диониса на юго-восточном склоне Акрополя. По двум незначительным остаткам стены архитектор Дёрнфельд установил круглую «орхестру» террасу с диаметром 27 м. Расположен был театр на склоне Акрополя таким образом, что её северная часть вдавалась в гору, а южная — подпиралась стеной, поднимавшейся в самой южной части на 2-3 м над уровнем священной ограды Диониса. На западе сооружение вплотную соприкасалось со старым храмом /см.: иллюстрация 3/.
Иллюстрация 3. Зрители сидели на деревянных скамьях, а, может быть, на первых порах и просто стояли.
Византийский учёный Свида сообщал, что временные сидения обрушились, и что после этого афиняне соорудили «театрон», иными словами особые места для зрителей. Более поздние пьесы Эсхила и драмы Софокла уже требовали в качестве задника дворца (храма), и на касательной орхестры стали сооружать деревянное здание «скены», на фасаде которого вскоре появились три двери. В это же время входит в обиход и сценическая живопись, причём расписные доски могли расставляться между колоннами «проскении». При Перикле театр подвергся перестройке. «Орхестра» была отодвинута к северу. Таким образом, было достигнуто несколько большее пространство для представления актёров и для сценических приспособлений, требовавшихся развитием драмы Софокла и Еврипида. Южная граница террасы была полностью перестроена, и вместо старой кривой опорной стены была сооружена из крупных глыб конгломерата длинная [около 62 м.] прямая стена, поддерживавшая террасу. На расстоянии приблизительно 20,7 м. от западного конца стены выступает к «скене» примерно на 2,7 м. солидный фундамент, имеющий в длину около 7,9 м. Предполагают, что он служил опорой для машин, применявшихся в театре. Но сама «скена» была еще из дерева. Несколько южнее старого храма был построен новый храм Диониса, в котором была помещена статуя бога из золота и слоновой кости, изваянная Алкаменом. Опорные стены зрительских мест соприкасались с одеоном — зданием для музыкальных состязаний, постройка которого была закончена Периклом. Сидения в этом перестроенном театре были всё еще из дерева, за исключением, может быть, некоторых почётных мест. Имелись параскении. Здание «скены» при постановке, требовавшей изображения дворца или дома, было обычно двухэтажным, причём верхний этаж, возможно, несколько отступал назад и оставлял актёрам пространство спереди и с боков. Храм мог иметь остроконечный фронтон. Перикловская реконструкция была завершена сооружением стоп — большого зала, идущего вдоль всей длины новой опорной стены, с открытой колоннадой на его южной стороне.
Следующая существенная перестройка афинского театра связана с именем Ликурга [финансового магната] /см.: иллюстрация 4/.
Иллюстрация 4. План театра Ликурга.
Построена была постоянная каменная «скена». «Параскении» выступали приблизительно на 5 м. от фасада «скены». Фасад «скены» имел три двери. Вероятно, по фасаду и на своих внутренних сторонах «параскении» имели колонны. Некоторые учёные считают, что в каменном театре Ликурга существовал деревянный «проскений», несколько отступавший от здания «скены» и образовывавший портик [подобно тому, как это было позднее в эллинистическом театре]. Драматургические пьесы разыгрывались по-прежнему на уровне «орхестры», перед «скеной», фасад которой приспосабливался (с помощью подвижных ширм, перегородок и других приспособлении) для представления отдельных пьес. Зрительские места, [значительную часть которых можно видеть в Афинах до сих пор], были сооружены из камня. Для поддержки их была построена двойная опорная стена. В нижнем ярусе пространство мест для зрителей делилось радиально расположенными лестницами на 13 клиньев. В верхнем ярусе число лестниц удваивалось. Всего на склоне холма имелось 78 рядов. «Орхестра» была несколько отодвинута ещё дальше на север. Вокруг «орхестры» для стока дождевой воды был устроен канал. «Орхестра», имевшее преимущество по образцу древних театров этой эпохи высокую сцену, поддерживалось впереди колоннами «проскении» [фундамент, которого еще до сих пор можно различить]. «Параскении» были укорочены, выступая только на 1,8 м. от фасада колонн «проскения». Благодаря этому было выиграно пространство для устройства более широких «пародов» и облегчения доступа к зрительским местам.
Театр в Мегалополе был известен особым театром - приспособлением, которое позже римляне обозначали как «подвижную сцену» /scaena ductilis//см.: иллюстрация 5/.
Иллюстрация 5. План театра в Мегалополе.
В одном из «пародов» театра существовало помещение, обозначавшееся, согласно клеймам на кирпичах, как «скенотека». Архитектор Дерпфельд полагал, что это помещение служило для хранения «подвижной сцены», которую архитектор (Дерпфельд) определял как кулису, выдвигавшуюся в случае необходимости перед вестибюлем «терсилиона».
Однако, по мнению исследователей [Бете и Фихтер] «подвижная сцена» между «орхестрой» и «терсилионом» [заменявший «скену»] представляла собой подвижный деревянный помост. С построением в театре мраморного «проскений» представления шли на высокой сцене.
В древней Греции строились и крытые театры [«одеон»]. Актуальным прорывом в новацию в наше время является то, что посредством цифровых технологий виртуальной реальности7 был воссоздан «Одеон» Перикла8.
По словам Р. Бичема восстановленный виртуально интерьер древнего театра позволяет полнее ощутить сценографию и самые принципы античной драмы. Как оказалось, несмотря на прекрасную акустику древнегреческого театра, обзору сцены в нём сильно мешали опорные колонны. Археологические данные свидетельствуют о том, что большую сводчатую крышу «Одеона» поддерживала 81 колонна (девять рядов по девять в каждом) /см: иллюстрация 6/. Древнегреческому театру, построенному на южном склоне Акрополя приходилось встречаться с вечной проблемой неудобного места в зале. В действительности, 3D-реконструкция отчётливо продемонстрировала, что наилучшими зрительскими местами в «Одеоне» Перикла были кровельные балки.
Тип такой театра [«одеон»] получил развитие и в древнем Риме9. Места для зрителей в нем располагались пологим амфитеатром. Он представлял собой соединение двух «театронов», уступами поднимавшихся вверх, с «эллипсовидной» ареной в центре. Арену окружала высокая стена – «подий», за которой размещались ряды кресел для привилегированной публики [прообраз будущего театрального партера]. За «подием» поднимались вверх несколько открытых ярусов, завершавшихся колоннадой. Наверху размещались места для остальных зрителей. Амфитеатр10 не имел крыши, ее функцию выполнял «велум», натянутый на мачты. Места для зрителей поддерживались сложной системой столбов и арок, между которыми были расположены сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы. Под ареной помещались клетки для зверей и подъемные механизмы. К достоинствам амфитеатров относятся большая вместимость, хорошие оптические и акустические качества, равная возможность всех зрителей видеть и слышать представление.
По образцу закрытого античного театра строились первые европейские театры, которые появились в Италии в эпоху Возрождения11. Они развились из дворцовых - открытых театров с амфитеатром на земляном холме в парках дворцов и вилл. Зрительный зал ренессансного театра полукруглой формы состоял из амфитеатра, поднимавшегося дугообразными подковами-уступами вверх от сцены и завершавшегося полукруглой античной колоннадой12.
Опера потребовала от зрительного зала хорошей акустики, оптики и большей вместимости. Эту задачу выполняли ярусы из навесных балконов, они увеличивали количество зрительских мест при прежней площади зала и служили резонатором звука. В ранговом театре места стали делиться на партер [в котором зрители первоначально стояли], амфитеатр и балкон из ряда ярусов, позже поделенными перегородками на ложи [итальянский тип театра] или в виде сплошных галерей [французский тип]. Последний ярус театрального балкона отличался тем, что представлял собой амфитеатр, разделенный продольными и поперечными проходами13 /см.: иллюстрация 7/.
Иллюстрация 7. Амфитеатр сохранился и с возникновением нового типа ярусного (рангового) театра, предназначенного для постановок оперных спектаклей.
С дифференциацией театральных жанров на музыкальные и драматические появился секторальный, тип театрального зала Архитекторы берлинского Нового драматического театра /К.Ф.Шинкель и Г.Земпер/ пытались произвести реформу рангового театра и вернуться к античной форме театра (1821). Зрительный зал с неглубокой сценой и широким «просцениумом», состоял из небольшого полукруглого партера и античного амфитеатра с радиальными проходами, завершавшегося античной колоннадой.
В начале прошлого века в Европе возродились тип [амфитеатр с 1– 2 ярусами балконов] зала. С возникновением ярусного театра появилась глубокая сцена-коробка. В дальнейшем были попытки сделать ее плоской. Использовался также воплощённый вариант с выходящим в зрительный зал «просцениумом». Ещё такой воплощённый вариант от сцены полностью отказались и перенесли действие в зрительный зал14.
Во второй половине прошлого века в Европе строились театральные залы со сценой, окруженной амфитеатром с четырех сторон15. Использовался также воплощённый вариант с кольцевой сценой и вращающимся амфитеатром16.
В России зал в виде античного амфитеатра сохранился лишь в Эрмитажном театре старого Зимнего дворца /архитектор Дж. Кваренги, 1784/.
На сегодняшний день завершена реконструкция Концертного зала города Омска /архитектор Н.Эдварс17, 2011/. Задачей архитектора было создание нового внутреннего пространства в имеющейся «коробке». В то же время прямоугольная форма помещения открывала большие акустические возможности. Архитектор разработал концепцию филармонического зала – высокого и узкого, со специально построенной плоской звукоотражающей поверхностью. Архитектор предложил установить «по периметру опору, опоясав зал балконами. Сужающиеся кверху наклонные поверхности, облицованные мрамором, служат для отражения звука» [3, с. 2] /см.: иллюстрация 8/.
Иллюстрация № 8. Внутренний вид концертного зала Омской филармонии.
План концертного зала Омской филармонии построение – амфитеатром, и это можно сравнивать с древнегреческим театром. По мнению Н. Эдварса: «Это первый концертный зал в мире, имеющий трапециевидную форму. Боковые стены его немного наклонены. Форма родилась из тщательных исследований акустики с помощью компьютерных программ. Конечный результат – звук отражается от стен. В этой реконструкции использован инновационный подход, связанный с сохранением существующих стен, перекрытий и крыши. Сформирована новая геометрия стен с наклоном, обеспечивающая быстрое боковое отражение звука без его затухания» [3, с. 2].
Настоящая работа это лишь первый шаг в изучение процесса технологии строительства античных арен18. Автор статьи считает актуальным продолжить дальнейшее исследование темы.
Литература:
Барбич В.М. Плетнева Г.С. Зрелища древнего мира. с. 16
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. – Издание Т-ва О.Н. Поповой - СП б. 1913.
Омский феномен.//Газета «Музыкальное обозрение». 2011. № 4. с. 2.
1Примечания:
1Существуют театры одного актера; театры, где зрители сами принимают участие в постановке и являются персонажами пьесы; театры, где вообще нет актеров, а зритель наблюдает за движением различных предметов.
2Театр Диониса в г. Афины расположен на склепе Акрополя. Театральное сооружение в г. Эпидавре входил в ансамбль святилища бога-врачевателя Асклепия.
3Все эти термины в латинизированной форме вошли в большинство европейских языков: театр, сцена, оркестр.
4По своей архитектуре театр эллинистической эпохи отличается от театра классической эпохи.
5«Параскении» в эллинистическую эпоху постепенно отмирают, что объясняется появлением высокой сцены.
6Тайну раскрыли сотрудники Технологического института американского штата Джорджия.
7В школе театрального искусства в Уорикском университете (Великобритания) реконструирован был при помощи компьютерной программы. Подобные детальные реконструкции некогда существовавших зданий помогают лучше проникнуть в замысел их строителей, окунуться в атмосферу античного театра. Этого гораздо труднее добиться обычными лекциями с показом нескольких слайдов, на которых запечатлены развалины былого величия.
8Первый крытый театр в Афинах является прародителем всех современных концертных залов.
9Театр Марцелла в Риме.
10Амфитеатром в древнем Риме называли монументальное здание для зрелищ (боев гладиаторов, травли диких зверей, конных ристалищ, театрализованных представлений).
11Театр «Олимпико» в Виченце /архитектор Палладио, 1580/.
12Зрители театра «Олимпико» располагались не только в «амфитеатре», но и в «орхестре».
13Миланский «Ла Скала» /1776/; Лондонский «Ковент-Гарден» /1732/.
14Проект лидера архитектуры функционализма В.Гроппиуса и режиссера Э.Пискатора, Германия, 1920-е г.
15Арена Стейдж в Вашингтоне /1961/.
16Театр в Версале /1960/.
17Н.Эдварс [ведущий специалист компании «Acoustic Dimensions»]. Уникальность архитектуры в комплексном подходе к акустическому и визуальному решению дизайна объекта (внутреннее пространство, звук, свет).
18Статья является первой попыткой сделать пробный шаг в этом направлении. Размышления исследователя в дальнейшем может стать полезным для архитекторов, которые будут разрабатывать в будущем инновационные проекты концертных залов, например для перспективного жанра [здание для «хорового детского театра»]. Используемые слайды взяты из электронных ресурсов: http://antichnost.ucoz.ru/publ/1-1-0-2 http://lestovv.narod.ru/Architecture.html http://historic.ru/news/item/f00/s00/n0000081/index.shtml http://nnm.ru/blogs/igoriok11/raskryta_tajna_akustiki_drevnegrecheskogo_teatra/#cut http://www.omfil.ru/Halls/Concert-hall.html