Автор: Игнатова Мария Александровна

Рубрика: Музыковедение

Опубликовано в Молодой учёный №12 (35) декабрь 2011 г.

Статья просмотрена: 198 раз

Библиографическое описание:

Игнатова М. А. Чудо-свирель Эдельвены Смеловой: о новом подходе к вопросу развития исполнительской техники // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 201-206.

Начало нового учебного года для Творческой Мастерской “Лель” совпало с рождением нескольких музыкальных композиций – за период летних каникул для участников ансамбля мною были написаны довольно непростые в техническом плане пьесы “Плясовая Лель”, “Ласточкино гнездо”, “Рондо-колапс”, “Маленькое концертино” и “Кукушкин джаз”.

Задорная “Плясовая Лель” для ансамбля свирелей, фортепиано и синтезатора, сразу же стала визитной карточкой коллектива. Основу этой музыкальной пьесы составили две мелодии, написанные в русском народном стиле. Одна из них – в характере захватывающей и легкой пляски (1 часть), другая – распевная и лиричная (2 часть). Плясовая мелодия, возвращаясь в третьей части пьесы, задумана и исполняется с постепенным, но стремительным ускорением, что всегда было свойственно безудержно веселым русским пляскам.

Пьеса включает в себя и театральный элемент – участники ансамбля исполняют каждое проведение обеих тем по очереди, демонстрируя друг другу свое мастерство. В самом конце “Плясовой” 1 тема ярко и захватывающе звучит в партии аккомпанемента (синтезатор) в сопровождении эффектных ударных – бубнов, трещоток. Играющие на свирелях удивлены – они оглядываются по сторонам и ищут взглядом того, кто неожиданно для них оказался самым искусным исполнителем.

При первом знакомстве участников ансамбля с этой пьесой для всех стало очевидным, что для ее исполнения необходимо достаточно виртуозное владение и дыханием, и техническими навыками. Однако, благодаря очарованию обеих мелодий, которые всем очень хотелось сыграть, технические сложности были успешно преодолены, а пьеса исполнена на удивление хорошо. При этом у всех участников ансамбля значительно улучшилась техника игры на свирели – появилась беглость пальцев, улучшилась артикуляция, стали гораздо лучше звучать хоть и небольшие, но все-таки довольно непростые пассажи. Поэтому “Плясовая Лель” может быть рекомендована мной не только в качестве привлекательного музыкального материала, но и в качестве своеобразного этюда, способствующего росту исполнительского мастерства игры на свирели.

Плясовая Лель”, 1 тема:


Плясовая Лель”, 2 тема:

Улучшение исполнительской техники, как известно, открывает для любого музыканта новые и новые исполнительские возможности. Следующая музыкальная композиция – “Ласточкино гнездо” для свирели-соло, вибрафона и синтезатора представляет собой забавную пьесу-картинку, которую однажды наблюдал автор в одном из небольших поселков на побережье Черного моря: смелая ласточка порхала прямо перед носом у лениво развалившейся на дорожке кошки. Как выяснилось позже, именно таким образом птичка отвлекала внимание хищницы от своего гнездышка, находящегося совсем близко! Птенцы той ласточки очень подросли и вот-вот, пытаясь научиться летать, могли выпасть из гнезда! Отважная ласточка изо всех сил пыталась заставить весьма не кстати появившуюся недалеко от гнезда кошку убраться.

Пьеса “Ласточкино гнездо”, как того и требует ее содержание, буквально наполнена пассажами, переходящими из одного в другой, яркими изобразительными птичьими трелями, а также исполняется особым сложным штрихом, схожим с флейтовым стаккато, в достаточно быстром темпе. Сыграть эту пьесу очень непросто, однако в Творческой Мастерской “Лель” не нашлось ни одного ребенка, который бы остался к ней равнодушным. Так как пьеса сольная, а не ансамблевая, у нас получился даже небольшой конкурс, состоящий из желающих исполнить эту пьесу с аккомпанементом. Каждый хотел сыграть как можно лучше. Особенно интересным для детей стало импровизационное, по сути, исполнение трелей, звучащее у каждого по своему.


Музыкальная композиция “Рондо-колапс” была задумана как юмористическая театральная сцена и, одновременно, развивающий технику игры виртуозный этюд. Пьеса написана для двух свирелей и фортепиано. Ее содержание изложено ниже.

Первая свирель играет однообразный и скучный этюд. Концертмейстер, по сюжету пьесы, неожиданно уходит в свои мысли и начинает “витать в облаках” (в этот момент в партии фортепиано вместо однообразного аккомпанемента задушевно звучит фрагмент известной песни “Как упоительны в России вечера”). Играющий на свирели, слыша это вместо привычного аккомпанемента, крайне удивлен. Игра скучного этюда возобновляется. Однако вскоре концертмейстер вновь погружается в свои мысли (в этот момент в аккомпанементе мечтательно звучит тема популярной песни из кинофильма “Бандитский Петербург”, которую с удовольствием подхватывает и вдохновенно поет вторая свирель – слушатель). Играющий на первой свирели вновь крайне недоволен и игра этюда возобновляется.

Вскоре концертмейстер вновь погружается в свои мысли (в этот момент в его партии звучит фрагмент песни “Подмосковные вечера”, которую вдохновенно подхватывает вторая свирель). Терпение играющего на первой свирели лопнуло – подойдя к роялю, он громко стучит по его крышке, чтобы привлечь, наконец, внимание концертмейстера! Игра этюда возобновляется, но у первой свирели остались силы … только на один раздраженный писклявый звук! Удивительно, но исполнение технически непростой композиции “Рондо-колапс” всем участникам доставляет огромный заряд положительных эмоций, несмотря на то, что является, по сути, этюдом, созданным для развития техники игры.

Кукушкин джаз” также был задуман как юмористическая сценка. Фонограмма к этой пьесе наполнена звуками леса: разными птичьими голосами и щелканьем. Вступительную тему исполняет свирель-соло (первая кукушка). Ей отвечают хорошо известной интонацией “ку-ку”, трактованной в джазовом ритме, прилетевшие на приглашение птички (вторая, третья и четвертая кукушки). Следующую музыкальную тему (такты 9-24) дружно исполняет ансамбль свирелей. Далее одна из прилетевших на приглашение кукушек так увлеклась джазом, что запела свое соло (такты 25-28), также дружно подхватываемое остальными кукушками (всеми, кроме первой). Первая кукушка, заметив конкурентку, пытается обратить внимание на себя (вновь звучит ее соло).

Окончание этой пьесы может быть разным – можно повторить в конце, после соло первой кукушки, смешной эпизод середины пьесы (такты 25-32), а можно повторить и ее начало (такты 9-24) – все зависит от настроения и желания самих играющих.

Забавная пьеска-картинка “Кукушкин джаз”, несмотря на ее внешнюю несложность, не так уж и проста с технической точки зрения. Сложность исполнения этой пьесы заключается в разнообразии штрихов. Это многочисленные, джазовые акценты на слабых долях, а также джазовый штриховой элемент: на акцентированном долгом звуке волнообразно усиливается, а затем резко ослабляется дыхание (такт 25, звук “ре” второй октавы). В результате образуется джазовая интонационная волна, когда длящийся звук немного завышается. Однако, как показала практика, технические тонкости исполнения не отталкивают, а лишь раззадоривают желающих сыграть эту пьесу.


Новый подход к развитию технического потенциала, основанный, прежде всего, на интересе и любви к музыке, на глубоком понимании ее как живого и выразительного языка, а также посредством личностного включения исполнителя в театральную сценку, в конкретную ситуацию и веселую игру, дает, как показывает моя педагогическая практика, очень хорошие, стабильные результаты. Именно поэтому данный новый подход к развитию техники может быть не только рекомендован, но и активно применен сегодня преподавателями, обучающими детей игре на свирели.


Литература:

  1. Смелова Э. Я. Свирель поет. – 1991, 1992 г. – АПН, Москва. – 16 с.

  2. Smelova E. Red sings. – 1999, 2008 г. – Toronto, Canada. – 32 с.

  3. Учитель: вчера, сегодня, завтра // Сборник материалов конференции. – часть II. – Псков, 2010 г.

Основные термины (генерируются автоматически): Плясовая Лель, Кукушкин джаз, участников ансамбля, Ласточкино гнездо, Творческой Мастерской, исполнительской техники, техническом плане пьесы, Игра скучного этюда, качестве своеобразного этюда, знакомстве участников ансамбля, эпизод середины пьесы, вопросу развития исполнительской, яркими изобразительными птичьими, визитной карточкой коллектива, разными птичьими голосами, музыкальной пьесы, веселым русским пляскам, Следующая музыкальная композиция, игра этюда, юмористическая театральная сцена.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос